При подготовке вопроса следует исходить из того, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования отрасли. Так, И.А.Конюховаопределяет конституционно-правовые отношения как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей[8].
Конституционно-правовые отношения имеют как общие признаки, характерные для любого вида правоотношений (структура, состоящая из трёх элементов: субъект, объект, содержание), так и специфические (собственное содержание; особый субъективный состав; особые объекты; разнообразие отношений; сложный характер юридических связей между субъектами и т.д.).
Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношений, которые имеют определённые субъективные права и несут юридические обязанности и обладают конституционной правосубъектностью которая складывается из правоспособности и дееспособности. Студентам необходимо определить круг субъектов конституционно-правовых отношений.
|
|
Объектами конституционно-правовых отношений выступают предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений[9]. Объектами могут быть как материальные ценности: земля, природные ресурсы, средства государственной казны; так и нематериальные блага: государственная территория и её границы; государственная власть, деятельность органов и должностных лиц; личные неимущественные блага (честь, достоинство, личная неприкосновенность и т.д.), поведение людей (вступление в гражданство, митинги и т.д.)
Говоря о содержании конституционно-правового отношения, необходимо выделить фактические и юридические его элементы. Для возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений необходимы юридические факты – жизненные обстоятельства (события или действия), влекущие правовые последствия. Кроме того, они могут возникать, изменяться или прекращаться под действием нескольких юридических фактов (фактический состав). Особенность юридических фактов конституционного права - они существуют длительное время, непрерывно или периодически (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ и др.).
Конституционно-правовые отношения могут быть дифференцированы: по способу индивидуализации субъектов (общие, относительные и абсолютные); в зависимости от функций норм (регулятивные и охранительные); в зависимости от характера прав и обязанностей (активного и пассивного вида); по времени функционирования: (постоянные и временные); по назначению в механизме правового регулирования (материальные и процессуальные) и т.д. На основе Конституции РФ необходимо сделать детальный анализ конституционно-правовых отношений, привести примеры, что позволит выявить и другие их виды, более глубоко раскрывающие их характерные особенности.
|
|
4. Система конституционного права
При подготовке вопроса следует исходить из того, что под системой конституционного права понимается внутреннее его строение, включающее конституционно-правовые нормы и институты, подотрасли.
Конституционно-правовая норма – первичный и конечный структурный элемент, регулирующий одну из сторон общественных отношений. Конституционно-правовой институт – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений. В настоящее время нет единого подхода к делению отрасли на институты, поэтому принято представлять систему конституционного права, исходя из структуры Конституции РФ. Так, например, О.Е. Кутафин включает в систему конституционного права институты основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления[10]. А.Н. Кокотов в данной системе выделяет общую и особенную часть[11].
Анализ системы конституционного права свидетельствует о том, что применение лишь структуры Конституции РФ не позволяет представить все институты отрасли, поскольку наряду с указанными выше в этой системе сформировались и другие. Так, И.А. Конюхова предлагает включить в систему конституционного права следующие институты: непосредственная демократия в России; система общественной власти в России; конституционно-правовая ответственность в России[12]. М.В. Баглай и другие авторы[13] включают в систему институт избирательной системы (избирательное право)[14].
Развитие конституционного права приводит к эволюции того или иного института в более сложную систему – подотрасль, которая в отличие от институтов представляет собой такое правовое образование, которое вырастает из определенного института либо группы институтов и приобретает системность нового качества[15]. По мнению А.В. Малько, «подотрасль – это уже не институт, но еще и не отрасль права»[16]. Основное и главное их отличие: перспективой развития последней является формирование в дальнейшем самостоятельной отрасли права. В настоящий период в качестве подотраслей конституционного права ученые выделяют парламентское право, избирательное право, конституционное правосудие. В последнее время высказываются мнения о выделении указанных подотраслей конституционного права в качестве самостоятельных отраслей права, наряду с конституционным правом[17].
Заслуживают внимания попытки выделить в самостоятельную отрасль конституционное право субъектов РФ, являющееся составной частью конституционного права РФ и по определенным характеристикам идентифицируемое сегодня в качестве подотрасли[18]. Студентам нужно высказать свое аргументированное мнение по этой проблеме.