double arrow

Системные принципы организации

Организация организаций. Напомним, что организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, ин­формации и знаний. Для решения данных задач она должна включать ряд важных элементов.

Организация как любая материальная система проходит часть или все этапы жизненного цикла. Этапы можно объединить в две группы: статическую и ди­намическую. Статическая группа включает следующие этапы: порог нечувст­вительности и ликвидации. Организацию, находящуюся в стати­ческой группе называют статической организацией. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов, регистрации, физического создания организации, создания, реорганизации и ликвидации ор­ганизаций. Динамическая группа включает следующие этапы: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе называют динамической организацией. В такой организации преоб­ладают координирующие действия.

Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации законов организации.

1. Принцип приоритета цели: В системе: Цель – задача - функция наивысший при­оритет имеет цель, затем задача и далее функция.

Функции (подфункции) являются исполняемыми видами конкретных работ. Например, цель: "Поднять производительность труда". Из нее вытекает ряд конкретных задач, например, заменить станок А на станок Б. Из этой задачи вытекает на­бор функций (или поручений), например, экономисту С. за три дня составить калькуляцию затрат на замену станка, рабочему Ц. на четвер­тый день заменить станок, электрику Ш. подключить силовой ка­бель к станку и т д. Если какая-либо задача из набора нереализуема (техниче­ски, экономически и т.д.), то приоритет переходит к ней, при этом цель 1 должна быть скорректирована до цели 2 и далее вновь приоритет пере­ходит к цели. Если какая-либо функция из набора нереализуема, то приори­тет переходит к ней, при этом должна быть скорректирована соот­ветствующая задача из прежнего набора и сама цель до цель 3 и далее вновь приоритет переходит к цели.

2. Принцип приоритета функций над структурой при создании организации

“Создание новых организаций осуществляется дня реализации определенного набора целей”.

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и затем для этих групп формируется набор функ­ций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц.

В случае невозможности сформирования набора структурных единиц адек­ватных набору функций вновь рассматриваются варианты по принципу при­оритета цели.

3. Принцип приоритета структур над функциями в действующих

организациях: "В реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимо­связи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а не­достающие постепенно появляются".

Создается уникальная для каждой орга­низации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень не­большой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рам­ках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении это­го диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

4. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании струк­турного подразделения (звена): "При создании организации его собственник или учредители должны подбирать "под себя" персонал, выпускаемую продук­цию, местоположение организации".

Особое внимание должно уделяться пер­соналу, их личностным и профессиональным характеристикам. В этом случае хо­рошо работает система номенклатурного назначения, т.е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками орга­низации, либо по рекомендации.

5. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих ор­ганизаций: "Руководители и главные специалисты организации должны под­бираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совмести­мости". Например, главный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллек­тив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалте­рии, либо со стороны адекватную замену.

6. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурса­ ми: " Каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансо­вых и человеческих ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора за­дач". Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, то необходи­мо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В про­тивном случае, одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены.

7. Принцип соответствия распорядительства и подчинения: "У каждого работ­ника должен быть только один линейный руководитель и любое количество функцио­нальных".

Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам яв­ляется линейным руководителем своего руководителя. Скажем, у президента акционерного общества линейным ру­ководителем является собрание акционеров, которое может снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления собрание не имеет права, а может только поручить прези­денту ОАО решить этот вопрос.

8. Принцип соответствия, эффективности производства и экономичности: "Для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффектив­ностью и затратами".

Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффек­тивности. Так, увеличение эффективности всегда связано с увеличением каче­ства изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправ­дано.

9. Принцип оптимального сочетания централизации н децентрализации произ­водства и управления: "Для каждой организации должно быть найдено наи­лучшее соотношение между объемом линейных и функциональных связей управления организацией".

Как показывает практика, очень ма­ленькие и очень большие организаций работают менее эффективно, чем их промежуточные аналоги. В Японии возникло даже новое понятие "Синдром большого бизнеса". Многие руководители не замечают, что их организации постепенно превращаются в большие монстры с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъедине­ние организаций на филиалы - это важная задача руководителей. Критериями проведения этой работы являются снижение спроса на товары, рост незапла­нированных увольнений персонала, рост затрат на управленческий аппарат.

10. Принцип прямоточности: "Производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомога­тельных операций

11. Принцип ритмичности "Производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам.

12. Принцип пропорциональности: "Производственные и информационные про­цессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания".

13. Принцип синхронизации (системный принцип): "Среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянно или временно центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: