Механистический тип организации эффективен в условиях рутинной, повторяющейся технологии и нединамического внешнего окружения. Важным условием эффективности механистической организации являются также возможность измерить квалификацию и результат сотрудника, а также наличие реальных властных полномочий у руководителя. Механистический тип организаций сходен с бюрократической организацией. Механистический тип организации характеризуется следующими признаками:
· Узкая специализация в работе;
· Работа осуществляется строго по правилам;
· Четкие права и ответственность;
· Ясность в условиях иерархии;
· Объективная система вознаграждения, зависящая от квалификации работника и его производственных результатов;
· Объективные критерии отбора кадров;
· Отношения в организации по преимуществу формальные и носят официальный характер;
· Основное мотивирующее воздействие осуществляется на потребности нижнего уровня (физиологические потребности и потребности безопасности).
|
|
Органический тип организации используется в условиях творческой деятельности, когда неясен конечный результат и способ получения этого результата. Эффективность данного типа организации высока также в условиях, когда авторитет руководителя только формируется, в условиях, когда руководитель по каким-либо причинам лишен возможности использовать формальные властные полномочия, в условиях, когда невозможно измерить реальный результат труда сотрудников.
Признаки органической организации:
· Широкая специализация в работе;
· Персональные полномочия работника закреплены слабо, он может легко перемещаться с одной задачи на другую;
· Ответственность за результаты определяется не столько формально, сколько амбициозными притязаниями самого работника;
· Незначительная роль стабильных правил и процедур, широкое распространение практики, когда правила разрабатываются под каждую конкретную ситуацию;
· Размытость уровней управления;
· Субъективная система вознаграждения;
· Субъективные критерии отбора кадров;
· Отношения в организации по преимуществу неформальные и носят официальный характер;
· Основное мотивирующее воздействие осуществляется на потребности верхнего уровня (потребности в социальном статусе и творческой самореализации.
4.1.4. По мнению П. Блау и У. Скотта по отношению с внешней средой организации делятся на 4 класса систем:
1. Деловые организации – коммерческие организации, ориентированные на получение прибыли. Именно деловые организации обеспечивают общество необходимыми ему материальными ценностями. Особенностями деловых организаций является рыночный характер их отношений с потребителями. Предлагая свои товары или услуги потребителю, деловая организация преследует в первую очередь собственные цели, а не цели потребителя. Однако реализовать собственные цели деловые организации могут лишь в том случае, если найдут соответствующих потребителей своей деятельности.
|
|
2. Взаимовыгодные организации (союзы, ассоциации) – такие организации объединяют представителей тех или иных профессий или социальных групп (союз художников, ассоциация военнослужащих запаса и т.д., объединившихся для защиты своих интересов и реализации или лоббирования общих интересов. Довольно часто подобные организации вообще не ориентированы на получение прибыли. Если же в результате их деятельности прибыль все-таки образуется, она используется опять-таки в соответствии с уставными целями организации.
3. Обслуживающие организации – организации, предоставляющие услуги потребителям, чаще всего в качестве потребителей такого рода организаций выступают физические лица. Примером такого рода организаций являются больницы, школы и т.п.
4. Организации общей пользы – организации подобного типа не оказывают помощи кому-либо конкретно, а нужны всему обществу. В качестве примера таких организаций можно назвать армию, милицию, пожарную службу, органы государственного управления и т.д.
· 4.2. Типология организаций по характеру взаимодействия организации с отдельно взятым работником.
По характеру взаимодействия организации с человеком можно выделить следующие типологические группы:
1. Организации с точки зрения соотношения индивидуальных и коллективных интересов;
2. Организации с точки зрения соотношения степени интеграции работников и контроля за их деятельностью.
4.2.1. С точки зрения соотношения индивидуальных и коллективных интересов организации делятся на корпоративные и индивидуалистские.