Ценовая политика на предприятии

6.1.Формы и методы регулирования цен.

Ценовая политика является основным элементом системы управленческого учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене,включающей определенную прибыль. В этой связи перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции,но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики.

Управление ценами на предприятии представляет собой комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы по целенаправленному использованию цены как фундаментальной категории товарного производства,подчиненной действию закона стоимости. Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов, которая в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности - выручку от реализации продукции, доход предприятия, валовую маржу, прибыль, рентабельность.В связи с тем, что цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматриваются самим предприятием, то иногда приходится придерживаться установленных цен и тарифов. Следовательно, при выработке ценовой политики важно также учитывать макроэкономический аспект экономики.

В России, начиная с 1992 года цены стали свободными, однако между нынешними розничными ценами и прежними, прейскурантными, существует много общего:

- по месту их формирования;

- по составу цен (себестоимость, прибыль, налоги в составе цены);

- по сущности денежного выражения сделки купли-продажи в порядке опта.

Различия касаются структуры цен под влиянием изменений их налоговой компоненты за счет акцизов, налогов и др. Следовательно, в современных условиях управлять ценой на предприятии - значит управлять и величиной уплачиваемых в бюджет налогов.

Государственная политика регулирования цен реализуется в следующих основных прямых и косвенных формах:

- государственное лимитирование уровня цен, которое выражается, прежде всего,в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

- государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов - федерального, и особенно субъектов федерации и местных, отдельных видов продукции сельского хозяйства и промышленности например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;

- государственное монопольное установление цен, которое жестко проявляется например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, установлении цен на другие драгоценные металлы и камни, а также металлы, элементы и вещества,составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;

- государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например,в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции. Косвенное регулирование не означает отсутствие воздействия на уровень цены. Однако такое воздействие не связано непосредственно с установлением или фиксацией новой цены. Косвенное регулирование цен может проявляться и в выделении целевого государственного финансирования в отдельные народнохозяйственные комплексы, имеющие определяющее значение в формировании общего уровня оптовых (отпускных) и розничных цен. К таким базовым отраслям хозяйства, от уровня цен и тарифов на продукцию которых фактически зависит вся ценовая система страны, могут быть отнесены:электроэнергетика, газовая, нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность,железнодорожный транспорт и др.

Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники, семян, создание запасов топлива под посевную. Отечественная практика знает неоднократные списания государством долгосрочной и текущей задолженности колхозов и совхозов по банковским кредитам.

Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятие, или предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Эти два метода практически реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы. Первый метод выражает налоговое воздействие на уровень цен, через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей,устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование первым методом может осуществляться также с использованием таких наиболее распространенных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость,налог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким образом,важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их регулирования, а также использование государством для этого налоговых форм изъятия дохода.

Особенностью государственного финансового регулирования цен является и предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления - бюджетное финансирование.

Наиболее эффективное управление ценами предприятий достигается на основе применения в мировой и отечественной практике дотирования цен производителей и потребителей. Бюджетное регулирование цен предприятий представляет собой неналоговую форму государственного и регионального финансового регулирования внутрихозяйственного соотношения цен, основанную на методе предоставления бюджетных ресурсов в распоряжение хозяйствующего субъекта для целевого формирования его финансовых ресурсов.

6.2. Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен

Часто приходится сталкиваться с мнением, что цены формируются на основе затрат, а параметры рынка и менеджмент влияют на них лишь в незначительной степени. Однако проведя чуть более подробный анализ, можно убедиться, в том, что производитель зачастую определяет цену за какую можно реализовать его товар или услуги интуитивно, а понятие «затраты» использует лишь для того, чтобы обосновать эту цену.

Следовательно, ценовая политика предприятия должна базироваться и на маркетинговых исследованиях. В частности, цена может формироваться под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка[46].При проведении ценовой политики предприятие учитывает существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса на него. Одновременно, рыночная цена товара и величина его предложения находятся в прямой зависимости.

Спрос и предложение характеризуются эластичностью. Ценовая эластичность спроса есть степень чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара. Если потребители продукции предприятия относительно чувствительны к изменению цены продажи, то спрос характеризуется как эластичный. В обратном случае, спрос на производимую предприятием продукцию выступает в качестве неэластичного.

Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара. Она редко равна фактической рыночной цене продажи и, тем более, равновесной цене. Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции. Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара, и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи. Определение базовой цены предполагает анализ собственных текущих затрат на производство и реализацию продукции и выбор метода ценообразования. В зависимости от особенностей структуры себестоимости продукции, характерной для данного предприятия, прибыль может включаться в базовую цену пропорционально производственной себестоимости изделия, полной себестоимости его производства,материальным затратам на производство товара, стоимости его обработки и другим показателям. Базовая цена отклоняется от цены товара (стоимости выполнения работ,оказания услуг) на рынке и по причине такого простого факта, что она в принципе не может и не должна учитывать факторы неопределенности, связанные с динамикой спроса и предложения, изменениями в условиях конкуренции. Базовая цена представляет собой не столько прогнозную цену, сколько минимально необходимую цену реализации товара для удовлетворения внутренних потребностей предприятия.Обычно - это цена минимального запроса производителя по выгодности для него производства данного товара в данных фиксированных во времени условиях рыночной среды.

Некоторые предприятия промышленности и торговли практикуют использование надбавок и скидок с отпускных цен за качество, сортность,задержку платежа, досрочную оплату и т.п. В противном случае, реализация продукции осуществляется по стабильной на определенном отрезке времени цене. В этом случае, базовая цена отражает жесткий ценовой запрос потребителю и приближается по существу к цене фактической реализации.

В ходе управления ценами финансовый менеджер предприятия вынужден учитывать такой фактор динамики цен, как убывание по мере роста спроса и сбыта общественной/потребительской полезности продаваемых товаров.

В условиях динамичной рыночной экономики ценовой метод регулирования финансовых процессов выступает эффективным инструментом проведения краткосрочной финансовой политики предприятия. В основе управления ценами лежит определение финансовым менеджером критериев для установления, контроля и изменения цен. В принципиальном виде можно выделить несколько крупных аспектов содержания процесса управления ценами на предприятии:

- формирование цены на новое, или вновь освоенное изделие;

- изменение цены производимого изделия под влиянием конъюнктуры рынка;

- целенаправленное изменение структуры производства продукции, в результате чего может обеспечиваться рост средней цены номенклатуры выпуска, массы прибыли и уровня рентабельности продаж;

- фиксирование пониженной, или удержание повышенной цены.

Оперативное управление ценами на предприятии чаще всего связано с принятием решений о целесообразности изменения уровня цен.Исключением выступают случаи, когда предприятия осваивают новую продукцию,стремятся удержать сложившийся уровень цен на отдельные изделия. Однако, прежде чем изменять цену, или противодействовать этому, цену необходимо сформировать.Важным средством управления и контроля за формированием цен на предприятии выступает составление и исполнение плановой калькуляции себестоимости изделия,а также анализ фактической калькуляции затрат на его производство и сбыт. Большое значение в деле управления ценами имеет эффективная политика предприятия по организации и осуществлению сбыта продукции, формированию и оптимизации внепроизводственных расходов. Вместе с этим, управление ценой - есть, прежде всего управление производственной себестоимостью выпуска отдельных видов продукции. Именно здесь может быть создан резерв на фиксацию пониженной цены на изделия за счет систематической экономии себестоимости продукции. В противном случае, становится трудно нейтрализуемым мощный фактор на удорожание цены производственного потребления. В результате этого рост издержек на производство может слабо компенсироваться соответствующим ростом выручки от реализации.Поэтому, возникает опасность возникновения финансовых затруднений и неокупаемости текущих денежных затрат на производство и реализацию продукции. Удержание достаточно высокой рыночной цены зависит от эффективности затратных основ формирования себестоимости, реализованных предприятием возможностей ее экономить, таким неотвратимо действующим фактором, как динамика рыночного спроса и предложения. Так в практике управления ценами на предприятии фактически смыкаются несколько вопросов: о формировании новой и пересмотре действующей цены, ее фиксировании на пониженном, или удержании на сложившемся повышенном уровне.

Финансовая политика предприятия в области формирования цен на новые изделия, выполняемые работы и оказываемые услуги выступает как политика обеспечения продвижения этих товаров на рынке специфическими финансово-ценовыми методами. Нет смысла формировать цену на новый товар, который не будет затем покупаться. Поэтому проводя ценовую политику финансовый менеджер совместно с менеджером по продажам и другими службами предприятия определяет маркетинговые возможности и целесообразность использования следующих разновидностей цен на новую продукцию:

- цена внедрения товара на рынок, обычно пониженная до уровня, позволяющего проникнуть в данный сегмент рынка, где продаются аналогичные изделия;

- цена средней нормы прибыли, возмещающая фактические издержки по производству изделия и обеспечивающая среднюю норму прибыли в группе однородных производств или в отрасли;

- цена лидера рынка, установленная на аналогичную продукцию ведущим производителем данного вида продукции;

- «психологическая» цена - цена ниже любой круглой суммы кратной 10;

- цена «снятия сливок», когда производитель нового продукта устанавливает с самого начала высокую цену в расчете на определенные круги покупателей-потребителей;

- престижная цена, предлагаемая рынку на новые изделия особо высокого эксклюзивного качества.

Выбор конкретных видов цен на новые изделия зависит от доли предприятия на рынке аналогичных товаров, уровня конкурентности рынка,стремлений предприятия по окупаемости понесенных затрат, быстроте внедрения товара на рынок и т.п.

Целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Если первые связаны с производственно-финансовой деятельностью, то вторые в первую очередь с общей динамикой цен на изделия под влиянием изменений спроса и предложения товара на рынке. К мощным внешним факторам следует отнести также цены на топливо, тарифы на перевозки, электроэнергию, газ, коммунальные услуги,валютный курс рубля. Следовательно, не только финансовый менеджер управляет ценами, но изменение ценовых условий и соотношений цен в хозяйстве оказывает ощутимое влияние на процесс управления ценами на предприятии. В этих условиях задача финансового менеджера состоит в том, чтобы грамотно принять, определить меру целесообразного учета при выработке новой ценовой политики, или отклонить сигналы рынка на повышение или понижение цен на предприятии.

По способу внесения изменений в цену различаются планово-прогнозное изменение цен и внеплановое, фактически сложившееся. Такие коррективы в цены вносятся на практике как правило под влиянием конъюнктуры рынка. Реже по другим причинам целевого характера. Планово-прогнозное изменение цен на продукцию предприятия может осуществляться на базе снижения норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производительности, экономии на условно-постоянных расходах и амортизационных отчислениях, приходящихся на единицу продукции.Планово-прогнозное изменение цен есть сочетание маркетинговых исследований предприятия с анализом комплекса вопросов производства, снабжения и сбыта,финансового состояния предприятия и перспектив его изменения. Только цена, определенная в результате проработки всех этих вопросов, а также учитывающая прогнозную динамику валютного курса рубля, инфляции, стоимости капиталов, может рассматриваться как эффективная для данного предприятия.

Управление ценами на предприятии, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей финансовой стратегии предприятия; в зависимости от целевых установок бизнеса, управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной.

6.3. Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен

Финансовый менеджер может осуществлять управление ценами при их формировании следующими методами:

- установление (пересмотр) уровня базовых отпускных цен;

- установление и применение скидок и надбавок к базовым ценам по видам и наименованиям изделий.

При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде. Другие базовые цены - по вновь освоенной(новой) продукции, которая не производилась в предшествующем периоде,составляют базовые цены по несравнимой товарной продукции предприятия.Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановых калькуляций себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены. Для установления цены по новой продукции производственно-технического назначения большое значение имеет первоначально правильное определение экономической эффективности применения изделия потребителем, а по товарам непроизводственного назначения легкой, текстильной, мясомолочной, хлебопекарной,пищевой, кондитерской промышленности и другим продовольственным товарам -потребительной стоимости нового продукта. В обоих случаях имеем дело с потребительской ценностью или полезностью товаров, их способностью удовлетворять определенные потребности и запросы потребителя. Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную цену. Потребительная стоимость по существу представляет собой способность товара удовлетворить набор потребностей или претензий потребителя к нему, которые не сводятся лишь к одному качеству изделия. Потребительские свойства товара (мощность двигателя, экономичность потребления им топлива, коэффициент полезного действия и т.п.) могут быть представлены как совокупность параметров, определяющих потребительскую полезность товара. Изменение этих параметров, специфических для каждого нового или улучшенного (модернизированного) изделия, и кладется в основу определения цены на него. Для определения уровня цены по рассматриваемой продукции обычно используют следующие методы, которые могут быть названы параметрическими:балльный метод; метод удельной цены; регрессионный метод.

Балльный метод предусматривает оценку потребительских свойств изделия по выделяемым для данного товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и т.п. качества и свойства изделия. Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции.Расчет цены при этом ведется по формуле:

где:

Нц- новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия (руб.);

Рц- расчетная цена базового изделия, приходящаяся на один балл базового изделия (руб.);

Сбн - сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия

При этом расчетная цена базового изделия (Рц) рассчитывается как отношение базовой цены изделия (Бц) к сумме баллов базового изделия (Сби).Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.

Метод удельной цены основывается на выделении главного, или основного с точки зрения производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в электромашиностроении, это может быть мощность троллейбусного электродвигателя в квт.часах или лошадиных силах. При этом определяется удельная цена базового электродвигателя (Уцб), как базовая цена изделия (Бц), приходящаяся на единицу его мощности (Мб). Новая цена, вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется по следующей формуле:

где:

Мн - значение параметра мощности нового электродвигателя(л.с.).

Регрессионный метод установления цены связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии. Эти уравнения в математическом виде описывают зависимость изменения цены от улучшения нескольких параметров качества изделия.

Базовые цены по сравнимой товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок к ним, а также налогов,непосредственно формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой цены, практически наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике предприятий выступает метод полной себестоимости, или денежного выражения полных издержек на производство и реализацию товара. Если предприятие, по каким либо причинам желает установить цену на изделие, то новая цена (Нц) указанным методом определяется следующим образом:

где:

Нц- новая цена производимого или вновь освоенного изделия (руб.);

С- скалькулированная полная себестоимость изделия (руб.);

Р - требуемая рентабельность изделия к полной его себестоимости (%);

Прибыль, включаемая в цену данного вида продукции может быть определена и не только пропорционально полной себестоимости. В тех случаях,когда в цене необходимо полнее учесть трудоемкость изделия, может применяться метод нормативной стоимости обработки. Принципиально он отличается от рассмотренного метода, способом включения прибыли в состав цены - пропорционально стоимости обработки изделия (изготовления, переработки), которая представляет собой денежное выражение текущих затрат на оплату труда. Эти затраты принимаются в расчет в части включаемых в себестоимость единицы данного вида продукции.

В ходе применения других методов ценообразования используются классификационные признаки деления состава элементов затрат и статей калькуляции себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К таким способам расчета цены предприятия относятся следующие три метода:

1. маржинальных издержек;

2. прямых затрат;

3. рентабельности проекта инвестиций.

Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек, основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных издержек на производство и реализацию товара. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу изделия к которой плюсуется желательная величина валовой маржи на единицу этого изделия. Последняя определяется исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска этой продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.

Метод рентабельности инвестиций может применяться как метод не формирования прибыли в составе цены, а определения минимальной (предельной)цены реализации товара при которой его продажа не будет убыточной. При этом исходят из подсчета общей суммы денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу изделия. К полученной величине прибавляется расчетная сумма предстоящих платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций. Эти расходы предприятия по уплате процента за кредит, должны быть компенсированы в цене. В результате получается предельная цена, ниже которой при данной платности использования заемных средств на финансирование проекта,продавать изделие на имеет смысла. Расчет можно вести по следующей формуле:

где:

Пц- предельная цена вновь освоенного изделия (руб.);

Спп- суммарные переменные и постоянные затраты на единицу изделия (руб.);

Зф- сумма заемного финансирования привлекаемого на реализацию проекта(руб.);

Пзф- ставка платы за использование заемного финансирования (% годовых,руб.);

Оп - предполагаемый годовой объем производства(тн).

Метод прямых затрат предусматривает принятие за основу ценообразования производственной себестоимости товара. Последняя подлежит учету и отражению в разрезе элементов по смете затрат на производство. Сначала подсчитывается общая сумма прямых затрат и накладных расходов, приходящаяся на единицу изделия, т.е. производственная себестоимость единицы товара. Затем определяется величина предельной цены продажи изделия исходя из необходимости покрытия сбытовых и других, например административно-управленческих расходов,не отражаемых в смете затрат на производство. В целях обеспечения такого покрытия в расчете применяется установленная эмпирическим или расчетным путем процентная надбавка к производственной себестоимости изделия. Расчет предельной цены, не позволяющей изделию стать убыточным, можно вести по следующей формуле:

где:

Пц- предельная цена вновь освоенного изделия (руб.);

Спн- суммарные прямые затраты и накладные расходы по смете затрат на единицу изделия (производственная себестоимость изделия) (руб.);

Нс- надбавка на производственную себестоимость для покрытия сбытовых и административно-управленческих расходов (%).

Финансовый менеджер должен аккуратно относиться к наценкам и различать надбавки для покрытия тех или иных расходов предприятия, учитываемые в составе себестоимости продукции, надбавки на желаемую прибыль к получению,закладываемые цену, а также ассортиментно-качественные и расчетные надбавки,скидки, применение которых в практике хозяйствования вызвано дифференцированным режимом определения продажной цены в зависимости от параметрических качеств продукции, поощрения и санкций в ходе реализации продукции. От определения места тех или иных надбавок и скидок на товар во многом зависит базовая цена.Базовая цена трактуется как безубыточная цена плюс индивидуальный запрос производителя по рентабельности для производства и реализации изделия. При этом в безубыточной цене полностью учтены все потребности в покрытии денежного выражения расходов, относимых на себестоимость и формирующих полную себестоимость товара.

Несколько иной подход имеет место в зарубежной практике. В частности считается, что базовая цена не должна учитывать транспортные,страховые, сервисные и прочие компоненты. Фактически тем самым базовая цена сведена к некой абстрактной величине по которой никто даже теоретически не покупает и не продает.

Установление базовых цен по сравнимой и несравнимой товарной продукции зависят не только от желаний менеджера по продажам или финансового менеджера, но и от типа рынка в котором работает предприятие. Существуют следующие основные типы рынка:

- рынок чистой конкуренции, когда производимая предприятием продукция выпускается многими другими. При этом в ценовом плане любой производитель решает задачу вписаться со своими индивидуальными издержками в рыночную цену продаваемой продукции;

- рынок монополистической конкуренции, при котором предприятия осуществляют куплю-продажу продукции не по единой рыночной цене. В силу многообразия разновидностей товара по качественным параметрам и вариантам его исполнения он реализуется по дифференцированным ценам. Эта дифференциация предусматривает достаточно серьезные отклонения от равновесной рыночной цены;

- рынок олигополистической конкуренции, который представляет собой разновидность монополистического рынка, или так называемый полузакрытый рынок с затрудненным доступом на него. Немногочисленность участников такого товарного рынка делает их очень чувствительными к всяким изменениям цен на нем;

- рынок чистой или полной монополии, выступает как рынок, где конкуренция фактически отсутствует и производитель или продавец товара получает возможность проводить любую ценовую политику. Чаще всего это касается назначения цен максимально применимых для покупателя данного товара.

Проведение ценовой политики предприятия осуществляется сообразно типу и тенденциям развития того сегмента рынка в котором находится предприятие. При этом большое влияние на управление ценами будет оказывать не только текущая деловая активность, но и стратегические претензии предприятия на удержание и развитие своих позиций на рынке товаров. На конкурентных рынках цена предприятия зависит от динамики спроса и предложения. Основа управления ценами в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка - организация и осуществление непрерывного мониторинга спроса и цены на товары, производимые предприятием.Это позволяет отслеживать характер изменения эластичности спроса, т.е.изменения его объема в связи с изменением цены.

Мониторинг цен и ценовых соотношений представляет собой средство для анализа рыночной ситуации и принятия управляющего ценового решения. Методы полной и частичной корректировки цен предприятия в ходе изменения конъюнктуры рынка представляют собой одновременно и методы повышения конкурентоспособности. Они связаны с выбором целесообразности применения следующих разновидностей цен, отражающих ценовую тактику и стратегию:

- эластичная цена, быстро меняющаяся в обе стороны под влиянием соотношения спроса и предложения;

- скользящая цена, понижающаяся в ходе насыщения товаром рынка;

- сегментная цена, представляющая собой уже сложившуюся в данном сегменте рынка цену на товар к которой предприятие независимо от индивидуальных затрат может принять решение подстроиться;

- демпинговая цена, связана с применением метода валютного демпинга, как реализации товаров по существенно пониженным ценам;

- преимущественная цена, которая отличается от демпинговой по механике применения на рынке, так как предусматривает некоторое систематическое понижение цен за счет лидирующих позиций предприятия, фирмы, компании на рынке;

- пониженная цена против большинства предприятий производителей, занимающее некое среднее положение между демпинговой и преимущественной ценой.

В практике ведения бизнеса большое распространение получили договорные цены, которые в связи с большим объемом, длительностью и значением контракта, как правило, гарантируют значительную выгоду потребителю продукции предприятия против обычно применяемых цен поставки.

Для потребителей конкретного вида продукции имеются своеобразные «ножницы цены». В пределах от нижнего до верхнего уровня цены они воспринимают изменение цены как изменение качества товара. Поэтому одним из методов управления сложившимися ценами выступает работа предприятия по улучшению качества. При необходимости она должна инициироваться финансовым менеджером. Если не удается серьезно улучшить качество, то проводится работа по видоизменению товара с претензией на улучшение его потребительских свойств.

Учет в ценах конъюнктуры рынка предполагает не только изучение собственно спроса и предложения. От финансового менеджера требуется и просчет ценовых последствий налоговых изменений, которые непосредственно и сильно затрагивают проведение ценовой политики предприятия. Трудно не повысить цену, если увеличивается налоговая компонента в ее составе за счет введения или увеличения таких, например, налогов как акциз, налог на добавленную стоимость и т.п.

6.4. Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж

Эффективным методом реализации тактических и стратегических целей, а также задач предприятия по поддержанию объема продаж товаров и рентабельности своей деятельности выступает ассортиментный, или как его еще называют, структурный сдвиг. Принятие финансового решения о необходимости и целесообразности структурного сдвига в производстве и реализации может осуществляться: для достижения высоких финансовых результатов деятельности;удержания общей позиции по объему продаж продукции; ограничения выпуска неходовых изделий в изменившихся условиях товаропродвижения.

Указанные стороны использования цены для решения разного рода целевых задач сопряжены с изменением структуры и ассортимента изделий принятых в расчетах и обязательно связаны с изменением такого важного показателя ценового управления финансами предприятия каковым выступает - средняя цена номенклатуры производства продукции. Выпуск продукции осуществляется в структуре и ассортименте, а также ценах, принятых в планово-прогнозных расчетах предприятия на предстоящий период. Запланированный объем реализации (продаж)даже при полном соблюдении установленной структуры производства и ассортимента изделий будет всегда отличаться от фактического объема реализации за счет ценового фактора. Таким образом средняя цена продаж будет отклоняться в различные стороны от предусмотренной в плане. Однако, средняя цена на продукцию еще в большей степени подвержена структурному и ассортиментному сдвигам против плана-прогноза. Это обстоятельство и делает возможным, с учетом уровня цен на отдельные виды продукции и их рентабельности для предприятия, активно при необходимости влиять на среднюю цену номенклатуры производимой и реализуемой продукции. Управляя таким образом средней ценой можно управлять и прибылью предприятия.

Требование сопоставимости цен при ведении расчетов средневзвешенной цены справедливо не только в части выявления влияния структурных сдвигов. Сопоставимость цен должна обеспечиваться и просто при расчете средней сложившейся цены предприятия и выявлении ее динамики против первоначальной средней цены. Обычно расчеты ведутся в текущих рублях,фактически действующих ценах, т.е. реальных ценах, или в ценах плана-прогноза,примененных при составлении и корректировке бизнес-плана предприятия. Может применяться и оценка в номинальном выражении, т.е. в фактических ценах соответствующих лет. Особое внимание следует обращать на учет инфляционного фактора. Например,даже при неизменности цен на продукцию предприятия они фактически снижаются за счет инфляции.

Методы фиксирования или удержания цен предприятия относятся к наиболее сложной области управленческой деятельности предприятия. «Отыграть цену по рынку», отследив возможности ее повышения, или необходимость понижения,сделать это в соответствии со спросом и предложением товара в данном сегменте рынка представляется в повседневной практике делом куда более легким. Не приносит особых проблем и установление цен на изделия, снятые с производства.Сложнее с применением долговременных (стабильных) цен. Здесь требуется применение методов фиксирования (удержания) сложившейся цены. Они могут быть подразделены на методы, противодействующие повышению цены товара на рынке и методы, противодействующие необходимости снижению цены. В первом случае, речь можно вести о фиксации низких цен, а во втором, - об удержании высоких рыночных цен. В обоих случаях ценовая политика предприятия может быть достаточно обоснована. Однако чего трудно избежать в полной мере при управлении ценами,направленном на их фиксацию и удержание, так это снижения объема продаж, а значит и возможного финансового результата деятельности. Следовательно, мириться с упущенной выгодой может только предприятие, находящееся в достаточно устойчивом финансовом положении и обладающее определенной финансовой мощью. Второй вывод,который вытекает из сказанного состоит в том, что фиксация или удержание цен стоит немалых денег, компенсирующих потери от снижения объема продаж и прибыли.Третий вывод - проведение такой политики есть вопрос не тактики, а стратегии управления ценами на предприятии. Таким образом, методы фиксации или удержания цен могут быть успешно применены далеко не всеми предприятиями и не по всей номенклатуре выпускаемой продукции.

В условиях инфляции предприятием потенциально могут быть использованы следующие методы фиксации низкой цены и удержания продажной цены высокого уровня на отдельные виды продукции:

- метод внутренней компенсации финансовых потерь от сохранения стабильных цен за счет финансовых ресурсов вышестоящей организации через механизм внутриотраслевого, перераспределения денежных средств, например холдинга;

- метод бюджетной компенсации финансовых потерь от поддержания стабильных цен за счет бюджетных ресурсов бюджетной системы, через механизмы бюджетного финансирования;

- метод внебюджетной внешней компенсации финансовых потерь, когда стабильные и, как правило, низкие внутренние или экспортные цены поддерживаются зарубежными инвесторами косвенными способами, связанными, прежде всего, с участием в развитии и текущей деятельности предприятий;

- налоговый метод, предполагающий получение льгот по налогам формирующим цену и таможенным платежам. Использование метода сопряжено с преодолением значительных организационных трудностей;

- договорный метод, который предусматривает фиксацию цен на довольно длительный период времени посредством использования предприятием договорных отношений.

Договорный метод предусматривает одновременно и хеджирование рисков. Он находит достаточно широкое применение в рыночной практике. Задача,которую часто решает применение договорного метода - гарантированное обеспечение продажи и доходов в операциях купли-продажи товаров, ценных бумаг и иностранной валюты. Для второй стороны договора - покупателя интерес состоит в достижении против прогнозируемых цен рынка экономии в денежных расходах.Наиболее распространенными договорными формами фиксации цен и страхования, тем самым, от товарных, финансовых и валютных рисков выступают договора в виде фьючерсных, форвардных контрактов и свопов, а также опционов, представленных его разновидностями (андеррайтинг, варрант, свободнообращающийся опцион и т.п.). Все эти контракты, так или иначе, хеджируют риски изменения цен и курсов валют. При осуществлении своей операционной активности на рынке предприятия,фирмы, компании выступают одновременно в роли покупателей и продавцов товаров.Поэтому в целях оптимизации соотношения затрат и накоплений для них очень полезно бывает осуществлять по возможности операции по хеджированию как на повышение, так и на понижение. Эти операции связаны не только с покупкой и продажей на бирже срочных контрактов или опционов, но и с заключением прямых, а иногда и долговременных контрактов без посредников.


7. Управление издержками предприятия

7.1. Классификация затрат.

Чаще всего, под затратами (издержками) понимают истекшие затраты, включающие[47]:

1. обобщенные производственные затраты по использованию продуктов и услуг в процессе производства конечной продукции; затраты, относящиеся к уже проданной продукции и соответствующей выручке с продаж;

2. собственно издержки, не входящие в производственную себестоимость товаров проданных, к примеру: издержки реализации, общие и административные издержки,издержки по выплате процентов и налогов;

3. убытки, относимые на издержки, например: незастрахованные активы, пострадавшие от пожара, судебные издержки.

В зависимости от типа классификации, выделяют следующие типы затрат:

1. По влиянию на себестоимость конечного продукта

- прямые затраты - затраты которые можно прямо и непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат. К прямым затратам, как правило,относятся материальные затраты и затраты на оплату основного производственного персонала. Сырье и основные материалы следует отличать от вспомогательных материалов, которые также используются в процессе производства и могут составлять физическую субстанцию производимого продукта, однако учитываются они не как прямые затраты, а косвенные, например, клей, гвозди, фурнитура, использовавшиеся при изготовлении единицы продукции.

- косвенные затраты - затраты которые нельзя прямо отнести на конкретную продукцию.

2. По взаимосвязи с загрузкой производственных мощностей

- переменные затраты - виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.

- постоянные затраты - представляют собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.

3. По отношению к производственному процессу

- производственные затраты - включают в себя прямые материальные затраты,прямые затраты на оплату труда и производственные накладные расходы

- непроизводственные затраты - расходы, в результате которых не производится продукция, потери от брака, убыль материалов, энергии, штрафы, пени.

4. По постоянности во времени

- постоянные во времени затраты

- эпизодические во времени затраты

5. По виду учёта затрат

- бухгалтерские затраты

- калькуляторные затраты

6. По подразделенческой близости к производимой продукции

- общепроизводственные затраты - представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции (изделий)

- общехозяйственные затраты

7. По значимости к группам производимой продукции

- затраты группы А

- затраты группы Б

8. По значимости к производимой продукции

- затраты продукта 1

- затраты продукта 2

9. По значимости для принятия решений

- релевантные затраты

- нерелевантные затраты

- невозвратные, утопленные[48]затраты

10. По устранимости

- устранимые затраты

- неустранимые затраты

11. По регулируемости

- регулируемые

- нерегулируемые затраты

12. По возможности возврата

- возвратные издержки

- безвозвратные издержки

13. По поведению затрат

- приростные затраты

- маржинальные (предельные) затраты

14. По отношению затрат к качеству

- затраты на корректирующие действия

- затраты на предупреждающие действия

Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений. Например:

- какую продукцию производить;

- от выпуска какой продукции отказаться;

- какую цену установить на продукцию;

- производить или покупать комплектующие изделия и т.п.

Таким образом, управление затратами представляет собой динамичный процесс, включающий широкий круг управленческих действий,направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами. Основными элементами системы управления затратами предприятия являются:

- прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;

- нормирование затрат;

- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

- анализ и контроль за себестоимостью.

Одной из предпосылок создания эффективной системы планирования и контроля затрат на предприятии является четкое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции.

Все затраты, которые имели место в отчетный период, включая прямые трудовые затраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы, представляют собой суммарные производственные расходы. Они могут относиться как к произведенной продукции, формируя производственную себестоимость готовой продукции, так и остаткам незавершенного производства. При поступлении готовой продукции из производства на склад формируется производственная себестоимость готовой продукции, а незавершенное производство представляет собой сумму производственных затрат, относящуюся к изделиям, производство которых еще не закончено (см. рис. 9).

Именно производственная себестоимость используется для расчета себестоимости единицы продукции, которая рассчитывается делением общей суммы производственных затрат, вошедших в готовую продукцию, на количество произведенной продукции.

Рис. 9. Затраты на продукт

В процессе своей деятельности предприятие кроме производственных расходов осуществляет непроизводственные затраты. Связаны они с реализацией продукции, а также функционированием предприятия как единого целого (финансирование научных исследований, общие и административно-управленческие расходы и т.п.).

В соответствии с международными стандартами учета и практикой его организации в странах с развитой рыночной экономикой применяются различные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки, направления учета затрат на производство и других факторов. Таких основных направлений три:

- группировка производственных затрат для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;

- для принятия управленческого решения и планирования;

- для осуществления процесса контроля и регулирования.

В целях определения себестоимости продукции и полученной прибыли издержки группируются по статьям и элементам применительно к соответствующему методу учета затрат на производство и калькулирования(позаказному, попроцессному). При этом различают затраты входящие и истекшие,затраты на продукт и затраты на период.

Входящие затраты – это средства (ресурсы), которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход. В балансе они регистрируются как активы. Если эти средства были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем, то они переходят в разряд истекших и отражаются на счете прибылей и убытков текущего периода.

Затраты на продукт представляют собой производственную себестоимость продукции, а затраты на период – административные и коммерческие расходы. Затраты на продукт связаны с физическими единицами готовой продукции и включают в себя производственные затраты, величина которых сравнивается с выручкой от реализации для выявления финансового результата. Остальные затраты(на реализацию продукции, общие и административно-управленческие) относятся к непроизводственным и объединяются в одну группу так называемых «расходов на период». Они не включаются в производственную себестоимость продукции, не учитываются при расчете себестоимости единицы продукции и полностью списываются на уменьшение прибыли за текущий отчетный период. Они не относятся на остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства.

Затраты на период всегда относятся на месяц, квартал, год и в момент их возникновения сразу оказывают влияние на прибыль.

При классификации затрат для принятия решения целесообразно их разграничение и изучение по следующим направлениям:

- динамика затрат по отношению к объему производства;

- затраты будущего периода, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

- безвозвратные затраты или затраты истекшего периода;

- вмененные затраты в результате принятого альтернативного решения;

- инкрементные (приростные) и маргинальные (предельные) затраты.

Деление затрат на принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет необходимо при выработке определенного решения. Предполагаемые затраты и доходы, которые зависят от принимаемого решения и подвержены его влиянию,относятся к принимаемым в расчет. Иначе говоря, в определенной хозяйственной ситуации не все затраты и доходы должны приниматься во внимание при выработке решения. В целях быстрого получения информации, необходимой для выделения категорий принимаемых в расчет затрат при принятии решения, на предприятии должна быть создана эффективная система сбора данных о затратах на производство и реализацию продукции.

К категории безвозвратных затрат относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала.Величина таких затрат не может быть изменена никаким решением в будущем,поэтому они не учитываются при принятии решения.

Особую категорию представляют вмененные затраты. Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого.Вмененные затраты условно начисляют или добавляют при принятии определенного решения только в условиях ограниченности ресурсов.

Инкрементные (приростные, дополнительные) затраты появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже какой-либо продукции. Такими дополнительными затратами (сверх обычных, текущих)могут быть как переменные, так и постоянные расходы. Их прирост есть результат увеличения объема производства определенного вида продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукции, принято называть маргинальными (предельными) расходами.

Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования предполагает их разграничение на регулируемые и не регулируемые и исследование их динамики.

Для осуществления контроля за издержками необходимо установление взаимосвязи между затратами и доходами и действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Организация такого контроля предполагает учет затрат по центрам ответственности. В качестве центра ответственности может быть производственная бригада или участок, цех,подразделение и т.п. По каждому центру ответственности составляется смета затрат. За ним закрепляются определенные статьи и элементы затрат, которые зависят от его деятельности и за эффективность расходования которых руководитель данного центра несет ответственность. Такие затраты принято называть регулируемыми.Другие затраты, включаемые в смету центра ответственности и не зависящие от его деятельности, относятся к не регулируемым расходам.

7.2. Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа.

Осуществление планирования, контроля и регулирования затрат непосредственно связано с их динамикой в зависимости от изменения объема производства, деления издержек на переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные.

Различные издержки по-разному ведут себя в зависимости от изменения объема производства продукции. Без понимания этой зависимости невозможно создать на предприятии эффективную систему управления затратами.

Обычно, затраты подразделяются на постоянные и переменные.Однако, существуют определенные виды затрат, обладающие свойствами как переменных, так и постоянных.

Переменные издержки находятся в зависимости от изменения объема производства. При росте выпуска продукции растет сумма переменных издержек и наоборот.

Рост переменных издержек при увеличении объема производства может быть:

- прямо пропорциональным (линейным);

- более быстрым, чем рост объема производства;

- менее быстрым, чем рост объемов производства.

Если в общей сумме переменные затраты зависят от объема производства, то рассчитанные на единицу продукции являются постоянными. К переменным затратам относятся прямые затраты: как материальные, так и трудовые.

Постоянные затраты (Fixed costs) в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, однако рассчитанные на единицу продукции,они изменяются при изменении объемов производства. К постоянным затратам относятся расходы на аренду, сумма начисленного износа, расходы по налогу на имущество и др. Постоянные затраты в своем поведении отличаются от переменных затрат. Однако следует иметь в виду, что постоянные затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства. Если рассматривать очень длительный период, то все затраты имеют тенденцию к изменениям,колебаниям. Существенное изменение производственных мощностей, оборудования,трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Таким образом, затраты являются постоянными только внутри ограниченного периода времени. Для целей оперативного планирования и управления используют годовой отрезок времени, так как предполагается что внутри этого периода постоянные затраты остаются неизменными.

Следует отметить так же что некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты затрат. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение определенного периода времени. Такие расходы анализируются не как единое целое, а отдельные их составляющие компоненты и учитываются в группе постоянных и переменных затрат.

Соотношение между затратами и объемом производства может быть представлено графически (см. рис. 10).

Рис. 10. Графики зависимости «Затраты– объем»

Поскольку график каждой зависимости представляет собой прямую линию, то функция может быть описана уравнением

y = ax + b

где:

у- общая сумма затрат при объеме производства х (руб.);

а- коэффициент изменения затрат относительно объема производства;

b - составляющая постоянных затрат.

График «Затраты – объем» может быть дополнен линией,выражающей выручку, и мы получим график «затраты - объем – прибыль» (см. рис.11).

Рис. 11. График соотношения «затраты -объем – прибыль»

В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные длительное время не уделялось должного внимания.Между тем, в странах с развитой рыночной экономикой это деление положено в основу современных систем управления затратами. Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства,выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название «операционный анализ» или CVP[49]. CVP-анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от затрат, объемов производства и цены.

Ключевыми элементами операционного анализа являются:

1. Порог рентабельности;

2. Операционный рычаг;

3. Запас финансовой прочности.

CVP-анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, метод формул и маржинальной прибыли.

На рисунке 11 точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат, является критической точкой, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Сама точка равновесия имеет небольшое практическое значение, так как внимание, обычно, обращено на зону получения прибыли. Область, лежащая ниже критической точки, - это область убытков. Область, находящаяся выше, представляет собой область прибыли.Таким образом, критическая точка - это точка, начиная с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

С помощью формул точка равновесия определяется следующим образом:

Иначе говоря, точка равновесия может быть найдена путем деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Другой способ определения критической точки основан на концепции так называемой «маржинальной прибыли». Маржинальная прибыль (СМ) -это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами:

Маржинальная прибыль = Выручка от реализации - Переменные затраты

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль - Постоянные затраты

Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

Уравнение точки равновесия(критической точки) при маржинальном подходе в единицах продукции может быть выражено следующим образом:

Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае используется уравнение:

Выручка от реализации = Переменные Затраты + Постоянные Затраты + Прибыль

Для проведения анализа зависимости «Затраты – Объем –Прибыль» следует сделать определенные допущения:

1. Поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено.

2. Затраты и доходы имеют тесную прямую связь.

3. В пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются.

4. Затраты и цены в течение планируемого периода не меняются.

5. Структура продукции не будет меняться в течение планируемого периода.

6. Объем производства будет приблизительно объему реализации.

К сожалению, как уже отмечалось раньше, не всегда представляется точно отнести производственные издержки к переменным или постоянным. В этом случае используется один из трех методов дифференциации издержек:

1. Метод максимальной и минимальной точки.

2. Графический(статистический).

3. Метод наименьших квадратов.

При первом методе сначала определяется ставка переменных издержек, т.е. средних переменных расходов в себестоимости единицы продукции, а затем определяется общая сумма постоянных издержек.

При дифференциации издержек графическим методом используется корреляционный анализ, но сами коэффициенты корреляции не вычисляются.

Метод наименьших квадратов является более точным, но достаточно трудоемким, поскольку основывается на статистической обработке данных. В его основе лежат понятия так называемых атрибутивного (качественного)и результативного признаков.

7.3. Операционный рычаг. Запас финансовой прочности.

Соотношение затрат для заданного объема продаж, одним из вариантов измерения которого является отношение маржинального дохода к прибыли,получило название операционного рычага[50].Данный показатель «количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов»[51].Он выше в тех компаниях, в которых выше соотношение постоянных затрат к переменным, и соответственно ниже в обратном случае.

Показатель операционного рычага позволяет достаточно быстро(без подготовки полного отчета о прибылях и убытках) определить, как повлияют изменения объема продаж на прибыль компании. Чтобы выяснить, на сколько процентов изменится размер прибыли, следует процентное изменение объема продаж умножить на уровень операционного рычага.

Одной из основных задач анализа соотношения «затраты - объем- прибыль» является подбор наиболее прибыльных сочетаний переменных и постоянных затрат, продажных цен и объемов продаж. Величина маржинального дохода (как валовая, так и удельная) и значение коэффициента маржинального дохода являются ключевыми в принятии решений, связанных с затратами и доходами компаний. Причем принятие данных решений не требует составления нового отчета о прибылях и убытках, поскольку может использоваться только анализ прироста тех статей, которые предполагается изменить.

При использовании анализа необходимо четко представлять следующее:

- во-первых, изменение постоянных затрат меняет положение точки безубыточности, но не меняет размер маржинального дохода.

- во-вторых, изменение переменных затрат на единицу продукции меняет значение показатель маржинального дохода и местоположение точки безубыточности.

- в-третьих, одновременное изменение постоянных и переменных затрат в одном и том же направлении вызывает сильное смещение точки безубыточности.

- в-четвертых, изменение в цене продажи меняет маржинальный доход и местоположение точки безубыточности.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли:

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации (выручки), можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.

Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях коньюктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной коньюктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии на постоянных затратах.При благоприятной коньюктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности требование к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблена. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов.Необходимо отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие большую силу операционного рычага,теряют гибкость в управлении своими затратами. Что же касается переменных затрат, то основной принцип управления переменными затратами заключается в обеспечении постоянной их экономии.

Запас финансовой прочности – это кромка безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Поэтому запас финансовой прочности – это ни что иное как разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции:

Итак, сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия. Все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск.

Одним из факторов, «утяжеляющих» постоянные затраты является наращивание эффекта «финансового рычага» при возрастании процентов за кре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: