Культуросообразность воспитания

Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенок, и сама индивидуальность воспитанника может выражаться наиболее полно именно в культуре. Но воспитание — не прямая передача но­вому поколению некоего готового культурного наследия. Воспитание «выво­дит» детей и молодежь на позиции субъектов культуры: они присваивают куль­турные достижения старших, отрицая их, выстраивая свои нравственные убеждения, свои экономические и социальные модели развития государства, свои политические приоритеты и технологическую практику производства.

Один из парадоксов в проявлении этой закономерности воспитания состо­ит в том, что воспитатель — носитель культуры, сложившейся вчера, обязан воспитывать человека, которому предстоит создавать культуру в будущем. На это противоречие обратил внимание еще Н. А. Добролюбов: «...зачем же ста­вить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»39.

Культуросообразность как закономерность современного воспитания ука­зывает на то, что в специально организованном педагогическом процессе не­допустимо заставлять детей воспринимать случайный, пусть даже и успешный, опыт старших. Необходимо всегда в центр воспитания ставить «квинтэссен­цию» культурного опыта, ее фундаментальные ценности, которые не подвер­жены старению. В христианской культуре ими в полной мере являются запо­веди Нагорной проповеди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: