Стратегия общности и коллективизма

Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными спо­собами реализации этой стратегии являются:

1. Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут распола­гаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря:

• «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наслед­ник своей семьи»;

• социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформлен­ные, например, в виде общественных поручений в классе — «затей­ник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;

• социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных дра­матизаций.

Осваивая социальные роли, дети и подростки охотно принимают и соци­альные сюжеты. Школьники реально интересуются проблемой выбора про-


фессии, выбора спутника жизни, проблемами семьи и взаимоотношений с ро­дителями, проблемами карьеры и материального благополучия. Поэтому учеб­ные проекты социальной практики дают достаточный социализирующий эф­фект, если строятся как сценарии реализации определенных социальных ролей в контексте социального сюжета.

2. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятель­ности. Школьникам, особенно подросткам, очень важно осознавать себя членами какого-либо сообщества. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соот­носить «мое» и «наше». Но это сообщество должно быть признано взрослыми, и не вообще любыми, а социально значимыми для них взрослыми.

3. Столкновение личных и коллективных целей, потребностей. Это естествен­ная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, орга­низующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе, таковы:

• заботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обога­щать их духом товарищества и дружбы;

• обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в по­зициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;

• поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хоро­шим» (В. А. Сухомлинский);

• культивировать традиции своего коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: