Принятые в 1917 году Временным правительством документы по страхованию рабочих в основе своей опирались на дореволюционное законодательство, частично расширяя рамки социального страхования. Министерство труда Временного правительства выпустило постановления «О страховании на случай болезни» (25 июля 1917 года), «Об обеспечении материнства» (17 октября 1917 года). Кроме фабрично-заводских, горных, горнозаводских рабочих эти документы распространялись на рабочих-ремесленников и занятых в строительстве, действовали не только на европейской части России, но и в Сибири, и в Средней Азии. 11 октября 1917 года была провозглашена реформа страховых присутствий и Совета. Она касалась количественно-качественных перемен в составе данных органов (представители от предпринимателей и рабочих вводились поровну). С приходом советской власти возобладали иные тенденции развития социального страхования.
Советская власть свою деятельность в области социальной защиты начала с издания 30 октября 1917 г. декларации Народного комиссариата труда о введении полного социального страхования, предполагающей: охват страхованием всех без исключения наемных рабочих, распространение страхования на все виды потери трудоспособности, отмену страховых взносов для застрахованных, возложение расходов по страхованию на предпринимателей, возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности.
|
|
31 октября 1918 г. декретом СНК было утверждено " Положение о социальном обеспечении трудящихся", которым было положено начало ликвидации системы медико-социального страхования, вводилась система социального обеспечения, гарантировалась обязательность предоставления медицинской помощи.
В период НЭПа произошло частичное восстановление финансового механизма социального страхования в 1921-1923 гг. были установлены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и лечебной помощи, инвалидности, вдовства, сиротства и безработицы (табл. 3).
В дальнейшем Советское правительство установило твердые суммарные тарифы для государственных предприятий: от 12 до 16% в зависимости от опасности, вредности производства и состояния охраны труда. Для негосударственных предприятий суммарные тарифы были выше — от 21 до 28,5%, т. е. страховые актуарные расчеты были заменены директивным регулированием.
С окончанием НЭПа начался постепенный переход от социального страхования к социальному обеспечению, хотя социальное страхование к тому времени прочно занимало свое место в системе социальной защиты.
Таблица 2.1 Размер страховых взносов на медико-социальное страхование в 1922-1923 гг. (в % к фонду оплаты труда)
|
|
Разряд опасности | Страховые взносы | Итого | ||||||||
на лечебную помощь | на временную нетрудоспособность | на инвалидность, вдовство и сиротство | на безработицу | |||||||
1922 г | 1923 г | 1922 г | 1923 г | 1922 г | 1923 г | г | 1923 г | 1922 г | г | |
1-й разряд | 5,5 | 4,5 | 6,0 | 6,0 | 7,0 | 3,5 | 2,5 | 2,0 | 21,0 | 16,0 |
2-й разряд | 5,0 | 6.0 | 7,0 | 6,5 | 8,0 | 4,5 | 2,5 | 2,0 | 23,5 | 18,0 |
3-й разряд | 6,5 | 6,0 | 8,0 | 7,0 | 9,0 | 5,0 | 2,5 | 2,0 | 26,0 | 20,0 |
4-й разряд | 7,0 | 6,5 | 9,0 | 8,0 | 10,0 | 5,5 | 2,5 | 2,0 | 28,5 | 22,0 |
Отметим, что государственное регулирование и контроль за социальным страхованием в те годы все же доказали свою эффективность. В 20-30-х гг. XX в. система российского социального страхования была на уровне ведущих развитых стран. В 1927 г. средства социального страхования составляли в СССР 4,5% от национального дохода, в Великобритании — 3,75%, в Германии — 7,5%х Социального страхования в США в 1927 г не было вовсе, а в Японии оно только зарождалось