Второй этап 1917-1933г.г. Социальное страхование после Октябрьской революции

Принятые в 1917 году Временным правительством документы по страхованию рабочих в основе своей опирались на дореволюционное законодательство, частично расширяя рамки социального страхования. Министерство труда Временного правительства выпустило постановления «О страховании на случай болезни» (25 июля 1917 года), «Об обеспечении материнства» (17 октября 1917 года). Кроме фабрично-заводских, горных, горнозаводских рабочих эти документы распространялись на рабочих-ремесленников и занятых в строительстве, действовали не только на европейской части России, но и в Сибири, и в Средней Азии. 11 октября 1917 года была провозглашена реформа страховых присутствий и Совета. Она касалась количественно-качественных перемен в составе данных органов (представители от предпринимателей и рабочих вводились поровну). С приходом советской власти возобладали иные тенденции развития социального страхования.

Советская власть свою деятельность в области социальной защиты начала с издания 30 октября 1917 г. декларации Народного комиссариата труда о введении полного социального страхования, предполагающей: охват страхованием всех без исключения наемных рабочих, рас­пространение страхования на все виды потери трудоспособ­ности, отмену страховых взносов для застрахованных, воз­ложение расходов по страхованию на предпринимателей, воз­мещение полного заработка в случае утраты трудоспособно­сти.

31 октября 1918 г. декретом СНК было утверждено " По­ложение о социальном обеспечении трудящихся", которым было положено начало ликвидации системы медико-соци­ального страхования, вводилась система социального обес­печения, гарантировалась обязательность предоставления медицинской помощи.

В период НЭПа произошло частичное восстановление финансового механизма социального страхования в 1921-1923 гг. были установлены страховые взносы на случай вре­менной нетрудоспособности и лечебной помощи, инвалиднос­ти, вдовства, сиротства и безработицы (табл. 3).

В дальнейшем Советское правительство установило твер­дые суммарные тарифы для государственных предприятий: от 12 до 16% в зависимости от опасности, вредности произ­водства и состояния охраны труда. Для негосударственных предприятий суммарные тарифы были выше — от 21 до 28,5%, т. е. страховые актуарные расчеты были заменены директивным регулированием.

С окончанием НЭПа начался постепенный переход от социального страхования к социальному обеспечению, хотя социальное страхование к тому времени прочно занимало свое место в системе социальной защиты.

Таблица 2.1 Размер страховых взносов на медико-социальное страхование в 1922-1923 гг. (в % к фонду оплаты труда)

Разряд опасности Страховые взносы Итого
на лечебную помощь на временную нетрудоспособность на инвалидность, вдовство и сиротство на безработицу
1922 г 1923 г 1922 г 1923 г 1922 г 1923 г г 1923 г 1922 г г
1-й разряд 5,5 4,5 6,0 6,0 7,0 3,5 2,5 2,0 21,0 16,0
2-й разряд 5,0 6.0 7,0 6,5 8,0 4,5 2,5 2,0 23,5 18,0
3-й разряд 6,5 6,0 8,0 7,0 9,0 5,0 2,5 2,0 26,0 20,0
4-й разряд 7,0 6,5 9,0 8,0 10,0 5,5 2,5 2,0 28,5 22,0

Отметим, что государственное регулирование и контроль за социальным стра­хованием в те годы все же доказали свою эффективность. В 20-30-х гг. XX в. система российского социального страхова­ния была на уровне ведущих развитых стран. В 1927 г. сред­ства социального страхования составляли в СССР 4,5% от национального дохода, в Великобритании — 3,75%, в Герма­нии — 7,5%х Социального страхования в США в 1927 г не было вовсе, а в Японии оно только зарождалось


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: