Для России большую значимость имели страховые законы 1903 и 1912 гг., которые аккумулировали в себе уже имевшийся к тому времени практический опыт обеспечения рабочих за счет предпринимателей, а также вобрали в себя европейские основы соцстраха, главным образом немецкий образец страхования. По закону 1903 года предприниматель должен был нести индивидуальную ответственность за несчастные случаи на производстве и выплачивать пенсии и пособия (1/4–2/3 заработной платы и до полного заработка), при этом за регистрацией несчастных случаев и выплатами по ним следили фабрично-заводские и горнозаводские присутствия во главе с инспекторами и инженерами.
Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Закон о государственном страховании рабочих, где государство выступило в качестве регулирующего, контролирующего органа, не взял на себя материальной ответственности за несчастные случаи на производстве.
Закон 1912 года впервые выкроил вертикаль организационно-управленческой структуры страхования рабочих. Центральным органом страхования являлся Совет по делам страхования, а на местах за исполнением норм закона следили страховые присутствия; законом вводился принцип коллективной ответственности предпринимателей не только за несчастные случаи, но и в связи с болезнью рабочего (организовывались больничные кассы и страховые товарищества).
Законы 1903 и 1912 гг. начали формировать систему социального страхования в царской России. Благодаря данным законодательным актам Россия развивалась в одном русле с европейскими странами. Закон 1903 года, как показала практика социального страхования, весьма успешно применялся в промышленности, полноценной же реализации норм закона 1912 года помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Она прервала естественный ход эволюции страхового дела.
Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.
Однако при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения эти законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперативных началах. Ведущая роль в организации страховых касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия.