Глава I. Сущность, принципы и методы планирования. Введение

При переходе на рыночное хозяйствование планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Планирование один из экономических методов управления, выступающий как основное средство определения перспектив развития субъекта планирования, с расчетом необходимых ресурсов и методов достижения запланированных объемов деятельности.

Планирование является необходимой предпосылкой эффективной и надёжной предпринимательской деятельности, что предопределяет формирование методической базы планирования бизнеса с учётом уровня специализации и кооперации производственных и сбытовых процессов, развитости рыночных отношений и межхозяйственных связей. Уже в 1994-1995 гг., т.е. через 2-3 года после перехода на неуправляемый рынок, возникла потребность в применении бизнес-планов для обоснования вложения инвестиций. Так, в январе 1995г. Московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».

Глобализация мирового рынка, постоянное увеличение скорости процессов, происходящих на нем, быстро изменяющаяся конъюнктура, жесткая конкуренция, рост требований рынка остро ставят вопрос о необходимости нового подхода к прогнозированию и планированию на всех уровнях управления, но, прежде всего, на предприятиях. Многие российские предприятия, в том числе сферы услуг, имеют опыт плановой и прогнозной работы, разработки различных ТЭО, оценок экономической эффективности проектов и т.д. Однако, современная ситуация требует более серьёзного и профессионального подхода к процессу принятия решений на основе обоснованных планов, целевых программ, различных проектов. Необходима оценка, прогнозирование и планирование платежеспособного спроса на продукцию и услуги, состояния конкуренции, экономической и финансовой устойчивости и результативности деятельности предприятия.

Планирование ориентируется не только на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал, но и на формируемый в будущем ресурсный потенциал на основе инновационных технологий. В рамках этого процесса предусматриваются реальные каналы создания основных и оборотных средств, обучения и найма персонала, обеспечения необходимых условий эффективной работы, удовлетворения социальных потребностей. Отсюда огромное значение придается определению размеров и направлений использования всех ресурсов, воспроизводству их качественных и количественных характеристик, которые должны соответствовать как по структуре, так и по качеству долговременной цели развития предприятия.

Главная экономическая цель, которую преследует коммерческое предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. В планах предприятия эта задача решается с учётом определения наиболее выгодных источников финансирования и рационального использования средств, получения и потребления ресурсов.

Трудности становления прогнозирования и планирования на предприятиях в настоящее время обусловлены следующими обстоятельствами: законодательная база не даёт достаточно полной информации о месте планирования в деятельности предприятий; решения, принятые в сфере прогнозирования и планирования, не всегда имеют достаточное научное и правовое обоснование; экономические модели прогнозирования и планирования окончательно не разработаны; конкретный механизм прогнозирования и планирования находится в стадии становления и адаптации.

В этих условиях в учебном пособии на основе обобщения имеющихся теоретических и практических материалов, адаптации их к практике планирования российских предприятий с использованием зарубежного опыта управления и планирования изложены методы, порядок и процедуры разработки планов на предприятии.

Глава I. Сущность, принципы и методы планирования

1.1. Сущность и необходимость планирования

Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.

Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.

Планирование как процесс, включает обоснование:

- миссии предприятия;

- принципов функционирования предприятия;

- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;

- планируемых показателей деятельности и эффективности;

- способов достижения заданных параметров;

- тактики развития предприятия и показателей ее характеризующих;

- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.

Планирование как подсистема управления формирует взаимоувязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.

Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором фиксируется через показатели желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.

План – это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.

Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.

Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.

Предметом курса планирование на предприятии является система действий по обоснованию планов, а также управленческие отношения, обеспечивающие их реализацию в заданные сроки с максимально возможным эффектом.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности предприятия; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров; выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства и реализации, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем высоких качественных и количественных результатов.

Этот комплексный процесс по обоснованию будущего развития предприятия решает ряд задач. В частности, к задачам планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятий сферы услуг относятся:

- формирование состава предстоящих проблем, определение системы ожидаемых опасностей и возможностей развития предприятия;

- обоснование целей, задач, стратегии развития предприятия, проектирование желаемого будущего предприятия;

- планирование ресурсов и средств их использования для достижения целей развития предприятия, обоснования способов и мер расширения ресурсной базы; обоснование структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование организации реализации планов и контроль за ходом их выполнения.

Планирование базируется на прогнозных расчетах. Последние представляют собой аргументированное предположение, выраженное в количественных и качественных формах, относительно будущего развития объекта планирования.

В соответствии с задачами прогнозы могут быть:

- поисковые, показывающие как может развиваться экономика страны, региона, предприятия, если сохранятся тенденции, сложившиеся в прошлом и настоящем (в этих прогнозах обосновываются условия повышения эффективности использования ресурсного потенциала и на этой основе – рост объемов производства и продаж). В этом варианте прогноза предполагается, что в исследуемом объекте не произойдет существенных изменений, как количественных, так и качественных;

- целевые, определяющие цели развития предприятия и возможные варианты их достижения. В этих вариантах прогноза, рассчитанных на долгосрочный период, качественные характеристики развития доминируют над количественными, а альтернативные пути их достижения опираются на ресурсный потенциал будущего, который формируется на инновационной основе.

Для обеспечения устойчивого поступательного экономического развития предприятия необходимо, чтобы система планирования охватывала все уровни системы управления: от государства до структурных единиц предприятия. При этом, важная роль отводится государству, с одной стороны, как субъекту рынка, который планирует экономические отношения, возникающие между федеральными и региональными органами власти меду предприятиями и бюджетами (федеральным, региональным, местным), с другой – как объекту планирования государственных унитарных предприятий, с третьей – как властной структуре, которая определяет условия и приемы регулирования хозяйственных отношений субъектов рынка независимо от формы собственности.

Отказ от планового ведения хозяйства в 90-е годы, в период перехода России к рыночной экономике был неоправдан и привел к глубокому экономическому кризису во всех сферах жизнедеятельности государства, регионов, предприятия.

В то же время существовавшая до 90-х годов система планирования была методически несовершенной, так как, во-первых, предполагала воспроизводство сложившихся экономических пропорций, которые на определенном этапе тормозили инновационные процессы и формировали условия выгодности производства ради производства, что было экономически неэффективно как для государства и общества, так и для конкретных предприятий, во-вторых, поощрялся постоянный рост производства даже не востребованных потребителем товаров, а метод планирования и мотивация от достигнутого процента роста не стимулировал не только модернизацию производства и потребительских свойств товара, но и сдерживал рост эффективности всего народнохозяйственного комплекса. Поэтому необходимо было совершенствовать, прежде всего, систему планирования – как определяющую стадию принятия обоснованных управленческих решений. Переход к рыночным отношениям на первых этапах привел к отказу от планирования, что было ошибочно, так как рынок не может обеспечить развитие экономики в целом и каждого предприятия в отдельности без целенаправленных строго определяемых плановых действий, с помощью которых можно достичь сколько-нибудь заметный результат. Исходя из этого, необходимо выделить несколько тезисов:

- план и рынок – это не антиподы, а взаимодополняемые элементы по регулированию экономической системы, по целенаправленному управляющему воздействию на субъекты экономической или иной деятельности;

- при планировании учитываются законы рынка как объективно действующие условия и предпосылки саморазвития субъекта рынка;

- рынок рассматривается как система экономических отношений между субъектами рынка по поводу купли – продажи товаров и услуг, план же описывает эти отношения количественными и качественными параметрами с учетом их оптимизации;

- законы рынка носят объективный характер, а план – это субъективное вероятностное описание будущих событий и достижений, исходя из желаний (описываемых в виде целей и задач) и ресурсных возможностей предприятия, организации, государственных структур.

Планирование в рыночной экономике необходимо для всех сфер деятельности и субъектов рынка по ряду причин, основными из которых являются:

- высокий уровень неопределенности развития предприятий в рыночной быстро меняющейся среде, что необходимо предусматривать в управленческих действиях, просчитывать последствия управленческих решений и формировать условия стабильного и надежного поступательного развития предприятия с помощью планирования и последующей реализации намеченных планов;

- возможность с помощью планирования целенаправленно формировать конкурентные преимущества предприятия (организации) на основе учета рыночной ситуации и законов рынка, оптимизации использования ресурсного потенциала, а также результатов и затрат;

- применение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности предполагает их поиск, оценку, инвестирование и включение в хозяйственный оборот, что возможно наиболее эффективно и оптимально реализовать через систему планирования;

- формирование условий инвестиционной привлекательности предприятия для получения заемных средств с минимальными затратами на их обслуживание возможно на основе разработки оптимальных бизнес-планов, стратегии и тактики развития предприятия;

- упорядочение управленческих действий для достижения перспективных и текущих плановых показателей с помощью рациональной мотивации структурных преобразований и других управленческих решений;

- соотнесение перспективных целей и желаний с возможностями их достижения и выбор наиболее реального и эффективного пути развития на основе сочетания стратегических и текущих планов.

Эти предпосылки и объективная необходимость планирования выдвигают новые требования к методам, процессу обоснования планов и организации их выполнения. В соответствии с этим использование планирования в рыночной экономике предполагает поиск наиболее адекватных принципов, методов и технологий разработки плановых показателей.

1.2. Принципы планирования

При разработке плана руководствуются определенными принципами (основополагающими правилами), которые создают предпосылки для обоснованности и оптимальности плановых показателей в целях успешной, надежной и долговременной деятельности предприятий. В научной и учебной литературе достаточно много уделено внимания принципам планирования и их характеристикам. В данной работе на основе обобщения ряда литературных источников построена таблица 1, в которой приведены основные принципы и их содержание.


Таблица 1.

Основные принципы планирования

№ п/п Принципы планирования Содержание
1. Научный подход к обоснованию плановых показателей При обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижения науки и техники. План должен носить инновационный характер.
2. Непрерывность Этот принцип реализуется путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в свя-зи с появлением непредусмотренных ранее измене-ний внешней среды; в) преемственности планов различного временного горизонта: стратегический план конкретизируется в среднесрочных, а среднесрочные – в текущих.
3. Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменя- ющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показа-телям; б) применения эвентуального (на случай) планиро-вания для различных ситуаций и распределения данных; в) использования адаптационных оперативных планов для учета возникающих изменений внешней среды; г) использования альтернативных планов.
4. Единство и полнота Достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частные планы структурных единиц предприятия и сфер деятельности (произ-водства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план его социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия эффективных решений.

5. Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения постав-ленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответствен-но может уменьшаться вплоть до определения толь-ко основных целей и общих направлений развития предприятия. 3. Плановые задания должны иметь количествен-ную определенность и размерность.
6. Экономичность 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами. 2. Вклад планирования в эффективность определяет-ся улучшением качества принимаемых управленчес-ких решений.
7. Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечива-ться выбор наиболее эффективных вариантов разви-тия предприятия и его структур. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и мини-мизации затратных, при прогнозируемых ограни-чениях.
8. Системность Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий по верти-кали управления.
9. Выделение ведущего звена 1. Ресурсные ограничения предусматривают выделе-ние приоритетов в развитии и целевое, полное фина-нсирование выделенных приоритетов. 2. Дифференциация денежных потоков, исходя из приоритетных направлений развития.
10. Комплексность Чем больше структурных единиц и уровней управле-ния предприятием, тем эффективнее в них разраба-тывать планы одновременно и во взаимосвязи. Система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственно-фина-нсовой или иной деятельности.

Есть и другие принципы планирования. Например, по Файолю и Р.Акоффу, основными принципами планирования, которые формируют цели, задачи и функции планирования являются: единство, непрерывность, гибкость, точность, участие.[1] Здесь самостоятельное значение отводится принципу участия, т.е. привлечению сотрудников предприятия к выработке наиболее эффективных плановых решений. Некоторые авторы выделяют отдельно принцип сбалансированности и пропорциональности, сущность которого заключается в балансовой или методологической увязке потребности в ресурсах и возможностях их получения, а также в синхронизации развития отдельных видов деятельности и обновления ресурсов.

Каждый из принципов реализуется с помощью определенного механизма разработки планов, методов, логики обоснования плановых показателей. Например, наиболее эффективно принцип планирования – непрерывность, достигается через механизм контроллинга и адаптации плановых показателей и темпов развития к изменениям внешней среды; выделение ведущего звена наиболее полно реализуется с помощью комплексных целевых программ; комплексность при использовании бюджетирования по структурным единицам и видам деятельности.

Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым можно отнести:

- формы организации материальных потоков как внутри предприятия, так и во вне (покупки и продажи товаров и услуг);

- способы формирования денежных потоков с учетом принятой на предприятии учетной политики;

- динамика цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приводятся в сопоставимый вид с учетом индекса изменения цен и коэффициента дисконтирования);

- характер конкурентной борьбы и доля предприятия на рынке (сегменте рынка);

- ресурсный потенциал предприятия и возможность привлечения дополнительных ресурсов.

В зависимости от условий деятельности, решаемых задач, а так же видов планов выделяют приоритетные принципы, которые формируют последовательность и обоснованность планов. Но при этом все принципы используются в комплексе и взаимодополняют друг друга, что обеспечивает обоснованное принятие решений по тому или иному плану.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и в конечном счете ориентируют предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования планов и их последовательной реализации.

1.3. Методы планирования

Метод планирования – это способ проведения плановых расчётов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Основными методами планирования на предприятиях сферы услуг являются:

1. Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко его использовать в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведётся расчёт и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и других). Основным результатом использования этого метода является сбалансированность возможностей и потребностей в ресурсах по времени и объёму. При этом формируются условия действенного контроля за поступлением средств и их целевым использованием.

Балансовый метод применяется на всех стадиях разработки планов-прогнозов, программ. В связи с усилением роли прогнозов, усложнением межотраслевых связей он приобретает все большее значение, На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

Баланс – это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Материальные балансы различных видов продукции обыно разрабатываются в соответствующих физическим единицам измерения (в тоннах, метрах, штуках и т.п.). Но ряд балансов составляется в сводном виде в условно-науральном исчислении или в денежном выражении. К ним относятся продуктовый баланс, сводный баланс по расходным материалам и другие.

Балансы могут разрабатываться в укрупненной и специфицированной номенклатуре продукции. По количеству охватываемых ресурсов различаются однопродуктовые и многопродуктовые балансы. Первые составляются для одного продукта, последние охватывают несколько продуктов. В зависимости от единицы измерения разрабатываются балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.

Для обеспечения соответствия планируемых финансовых ресурсов с потребностями в них разрабатываются финансовые балансы. В них находят отражение образование и распределение доходов предприятий, а так же денежных потоков, прибыли, инвестиций и другие.

Балансы рудовых ресурсов необходимы для выявления потребности в дополнительных кадрах, соответствующей квалификации их переподготовки, сокращении и предусматривают сопоставление планового штатного расписания с фактическим наличием кадров по должностям, квалификации и другим параметрам.

2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчётах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, нормативы использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и другие) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, нормативы численности работников и другие). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли; и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (эти целевые нормативы используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и другие) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).

Нормативы различают по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:

- директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчётах;

- рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования наиболее оптимальных путей развития.

Нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:

· нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени - трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);

· нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, нормы запасов сырья, топлива);

· нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а так же в стоимостных (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов).

Нормативный метод особенно актуален при разработке плана налоговых и других выплат, при расчете плановых показателей по труду и заработной плате, при обосновании инвестиционных проектов.

3. Метод экстраполяции (обоснование показателей «от достигнутого») предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе. Если предполагается, что темпы и пропорции достаточно устойчивы и их изменение в перспективе не предполагается, то речь идёт о формальной экстраполяции на основе трендовой модели[2] или средних темпов роста показателей. Если этот метод используется для формализации минимально допустимых или нежелательных тенденций, то речь идёт о прогнозной экстраполяции (прогнозные показатели, полученные этим методом, рассматриваются как предельно допустимые). Формализация изменения показателей на основе этого метода предполагает изучение статистических рядов в динамике (при этом ряд за прошлые годы должен быть не меньше периода, на который они экстраполируются), а также использование факторного анализа для определения степени зависимости одного показателя от других (рост прибыли в зависимости от роста выручки и т.д.)

При проведении расчетов на основе экстраполяции динамический ряд показателей приводится в сопоставимый вид с учетом коэффициента инфляции и структурных изменений, происходящих в предприятии (организации).

4. Метод технико-экономических расчётов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утверждённого (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведётся расчёт условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчёт размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе или договоров или схемы расчета. Этот метод может использоваться во взаимосвязи с нормативным (алгоритм расчёта с использованием утверждённых нормативов). Рассчитанные методом технико-экономических расчётов плановые показатели корректируются с учётом уровня инфляции в плановом периоде.

5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учётом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем. С помощью программно-целевого метода (комплексных целевых программ как результата использования этого метода) можно решать наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными средствами планирования и управления.

Применение программно-целевого метода планирования вытекает из принципа ведущего звена в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам выделялась как одно из важнейших направлений совершенствования планирования.

Разработка программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.

1. Формируется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.

3. Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (трудовых, сырьевых) и капитальных инвестиций на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

6. Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределённости внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары; изменения цен на сырьё, услуги сторонних организаций, при прогнозировании конкурентной ситуации на рынке и т.д. При этом целесообразно в прогнозах и планах показатели, определяемые этим методом, представлять в предельных величинах («от и до»). Этот метод используется в основном в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании и планировании.

Планирование этим методом осуществляется на основе суждения эксперта (группы экспертов) относительно поставленной задачи. Экспертом выступает квалифицированный специалист по конкретной проблеме, который может на основе косвенных данных сделать вывод об объекте планирования на основе собственного опыта, квалификации и интуиции.

7. Экономико-математическое моделирование экономических процессов, с помощью которых возможно получить информацию о будущем состоянии объекта планирования и путях достижения этих состояний. Экономико-математические модели подразделяются на: описательные (не содержащие управляемых переменных) и оптимизационные (на основе заданного критерия осуществляется поиск наиболее оптимального пути и средств достижения этого критерия); статические и динамические, в зависимости от используемого ряда данных и получаемых результатов; открытыми, учитывающими воздействие внешней среды и закрытыми.

Выбор математической модели зависит от задачи прогнозирования или планирования, информационного обеспечения, репрезентативности и достоверности информации, периода планирования, стабильности внешней и внутренней среды и условий функционирования объекта планирования (их изменчивость в перспективе). Полученные результаты анализируются с точки зрения их адекватности поставленным задачам, а также вероятности их достижения. Обычно моделирование рекомендуется использовать как «консультирующее средство», так как упрощённое представление экономических процессов в моделях может привести к ошибкам в плановых показателях.

Модели могут быть представлены в виде зависимостей показателей и событий; в виде сетевых моделей; графиков и систем с описанием их свойств и структур.

Проведение оптимизационных расчетов предполагает разработку экономико-математических моделей, состоящих из целевой функции системы ограничений. Целевая функция, описывающая цель оптимизации, представляет собой зависимость показателя, по которому ведется оптимизация, от независимых переменных. Влияние каждой из переменных на величину целевой функции выражается коэффициентом - значением показателя, экстремум которого используется в качестве критерия оптимальности.

Связь экономико-математических методов с балансовым и нормативным методом ярко проявляется, например, при проведении оптимизационных расчетов, в процессе которых осуществляется балансовая увязка объема выпуска продукции, выполнения услуг с сырьевыми и другими ресурсами, технико-экономическими показателями. Для этого используются нормы расхода ресурсов и экономические нормативы.

8. Индикативный метод планирования предполагает определение нормативов – индикаторов, на основе которых определяются качественные характеристики развития предприятия и его положение во внешней среде. Нормативы – индикаторы носят характер границ устойчивого, экономически безопасного и надёжного развития предприятия. Поэтому они определяются или в виде верхней границы (максимально допустимые потери рабочего времени или другие) или нижней (минимальная загрузка гостиницы для обеспечения её безубыточности, расчет порога рентабельности и т.д.). Нормативы – индикаторы очень важны при использовании системы «светофор»[3], по которой осуществляется мониторинг достижения запланированных показателей. Эти нормативы могут быть в виде абсолютных величин (минимально допустимая сумма выручки)или относительных (доля рынка занимаемая предприятием и т.д.). Этот метод используется совместно с другими методами в комплексе (технико-экономических расчетов, нормативными).

1.4. Технология планирования: этапы и последовательность

Технология планирования – это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия (организации) с минимальными затратами ресурса. Технология планирования включает:

· организацию планирования как совокупность мер и действий всех участников процесса планирования;

· координацию плановых работ между подразделениями и структурами предприятия (организации), а также во времени с целью обеспечения оптимальных сроков разработки системы планов и каждого плана в отдельности;

· последовательность и этапы проведения плановых расчетов с учетом их методического обеспечения, преемственности и взаимоувязки отдельных видов планов и их скоординированности, оптимальности использования ресурсной базы.

Технология разработки планов для предприятий сферы услуг включает следующие этапы в их последовательности:

Первый этап. Анализ исходного состояния объекта планирования.

Анализ в планировании ориентирован на будущее. Прошлое представляет интерес лишь в той мере, в какой оно оказывает влияние на будущее или способствует лучшей реализации целей будущего. Мышление категориями связи между прошлым и будущим должно означать, что с помощью анализа отклонений достигается цель - накопление знаний об экономических процессах и явлениях, как внутри предприятия, так и влияние внешних факторов на работу предприятия. Такой анализ представляет собой положительный импульс для формирования будущего за счет учебы на прошлых ошибках.

Анализ в планировании предполагает осуществление следующих процедур:

- оценка ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования[4];

- оценка внешней среды и возможностей развития предприятия;

- выявление тенденций и закономерностей развития предприятия, возможностей их сохранения в перспективе;

- определение факторов и условий оказывающих наиболее существенное влияние на развитие предприятия и эффективность его деятельности;

- выявление реальных возможностей развития (расширения деятельности) предприятия (ресурсных, рыночных, в том числе связанных с жизненным циклом товара или услуг);

- определение наиболее важных проблем в развитии предприятия и внешних и внутренних угроз;

- выявление резервов развития и характеристика источников пополнения ресурсного потенциала обеспечивающего это развитие.

Этот этап завершается подготовкой аналитической записки, в которой последовательно дается оценка уровня и перспектив развития предприятия в разрезе вышеназванных процедурных вопросов анализа.

Второй этап. Определение и формализация реальной цели развития, исходя из ресурсных возможностей предприятия и внешних условий его деятельности. Цели могут быть: материальные (производственные цели по выпуску принципиально новых товаров и услуг на основе инновационных технологий и т.д.); социальные, охватывающие развитие внутреннего человеческого ресурса предприятия или направленные на решение социальных проблем развития общества (создание сети социально-доступных предприятий сферы услуг и т.д.); финансовые цели, предусматривающие оптимизацию получения прибыли, рентабельности или повышение капитализации предприятия; экономические – по увеличению объемов продаж, повышению доли предприятия на рынке и другие.

При формировании целей для предприятий сферы услуг необходимо учитывать:

- социальную значимость предприятий (особенно это актуально для сферы услуг) как для общества в целом, так и для работников этого предприятия;

- высокую степень зависимости (на 2/3) количества и качества реализуемых продукции и услуг от профессионализма и мотивации персонала;

- возможность диверсифицированного роста при ограничениях на привлекаемый капитал;

- влияние объективных и субъективных факторов в перспективном развитии предприятия;

- формирование спроса на продукцию и услуги под определенным воздействием эмоционального восприятия товара или услуги.

Обоснование цели находит свое воплощение в развернутом описании миссии[5] предприятия в перспективе.

Третий этап. Обоснование концепции развития предприятий на основе цели и миссии предприятия.

Концепция[6] предприятия должна отражать:

- описание услуг (продукта), предлагаемого предприятием в перспективе с учетом современных тенденций в инновационных изменениях сферы производства и оказания услуг;

- характеристику рынка (сегмента рынка), на который ориентирована деятельность предприятия (организации): уровень и сила конкуренции на рынке, емкость рынка, конъюнктура рынка, тенденции в потребительских предпочтениях;

- задачи предприятия (организации), четко определяющие сферу деятельности, роста, развития, доходности;

- технологии, применяемые в производстве, реализации товаров и услуг, в управлении предприятием, уровень инновационности применяемых техники, технологии, организации производства и управления;

- базовые взгляды и ценности предприятия (организации), основные положения системы мотивации персонала;

-внутреннее представление о степени конкурентоспособности предприятия, его продукции и услуг, источниках и возможностях развития;

- внешний образ предприятия (организации), ее имидж, доля на рынке.

В концепции помимо описательных положений приводятся основные прогнозные параметры развития в долгосрочной перспективе, которые сопровождаются обоснованием условий их достижения и возможными рисками в реализации намеченных направлений развития. Характер изложения материала в концепции - исследовательский. Что предполагает дифференцированные подходы к оценке перспектив и выделение возможных проблем с учетом их значимости, обоснования и мер по их решению и снижению (предотвращению) угроз в развитии предприятия.

Четвертый этап. Обоснование стратегии развития с учетом миссии и концепции развития предприятия (организации).

Стратегия - это совокупность главных идей и основных способов достижения заданных параметров развития и эффективности. Характер перспективных структурных изменений в деятельности предприятия, инновационность направлений развития и технологий производства, реализации продукции и услуг в стратегии носит достаточно конкретный характер с расчетом возможностей и социально-экономической эффективности реализации стратегии.

Признаки стратегического планирования:

- долгосрочная ориентация развития предприятия;

- базируется на будущих возможностях, рисках, условиях развития, инновационности;

- опирается на ресурсный потенциал будущего (технологии, технику, персонал и т.д.).

Разработка стратегии завершается подготовкой стратегического (долгосрочного) плана, в котором помимо описания будущих перспектив развития предприятия приводятся основные показатели роста, с учетом имеющихся представлений об условиях их достижения, параметры ресурсоемкости, эффективности, конкурентоспособности продукции и услуг.

Пятый этап. Тактическое планирование предполагает выработку решения об оптимальном распределении ресурсов предприятия (организации) для достижения стратегических целей (достижения параметров развития, определенных в стратегическом плане). Таким образом, в тактическом плане конкретизируется показатели и параметры развития стратегического плана, что обеспечивает их преемственность, эффективность и реализуемость.

Тактическое планирование носит в основном объективный характер и его задача – это определение необходимого объема ресурсов и их оптимальное распределение.

Таким образом, в тактическом планировании (со сроком планов 1-3 года) реализуется стратегия развития. Поэтому этот план является очень важным в системе планирования, так как в нем достаточно подробно, конкретно и обосновано определяются не только параметры развития, но и необходимый объем ресурсов для их реализации (по количеству и качеству), источники формирования и модернизации ресурсной базы, а также способы организации производства, приемы стимулирования продаж и мотивация персонала по реализации планов.

Шестой этап. Разработка оперативных планов (краткосрочных на срок от 10 дней до 1 года).

Основной задачей оперативного планирования является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержкой менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности предприятия в краткосрочном периоде. В оперативных планах конкретизируются тактические планы и показатели носят адресный характер по структурам и видам деятельности.

Признаки оперативного планирования:

- краткосрочность (горизонт планирования до 1 года);

- решаемые задачи: - управление результатами;

- планирование мероприятий по обеспечению

ликвидности;

- осуществление контроля за экономической

эффективностью;

- мотивация персонала и развитие персонала

связывается с выполнением планов;

- имеет непосредственное отношение к существующим ресурсам (какими возможностями располагает предприятие в настоящем).

Представленная последовательность и логика планирования позволяет увидеть планы по временному горизонту, обеспечивать единство их целей и решаемых задач, сформировать условия реализации миссии, концепции и стратегического плана в тактическом оперативном планах.

Единство технологии разработки планов разных временных границ предполагает учет специфических признаков их обоснования.

Основные отличительные признаки стратегического и оперативного планирования представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Признаки стратегического и тактического планирования

Признаки Стратегическое планирование Тактическое планирование
Иерархические ступени управления В основном на уровне высшего руководства Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления
Неопределенность Существенно выше Меньше
Вид проблем Большинство проблем не структурировано Относительно хорошо структурированы
Временной горизонт Акцент на долгосрочные, а также на среднесрочные аспекты Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты
Используемая информация В первую очередь из внешней среды В первую очередь из самого предприятия
Альтернативы планов Спектр альтернатив в принципе широк Спектр ограничен
Охват Концентрация на отдельных важных позициях Охватывает все функциональные области и интегрирует их
Степень детализации Невысокая Относительно большая
Основные контролируемые величины Потенциалы успеха (например, рост доли рынка, конкурентные преимущества и т.д.) Прибыль, рентабельность, ликвидность

Эти специфические признаки предопределят выбор принципов и методов планирования, уровень разукрупнения планов и их конкретизацию.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Почему необходимо планирование в рыночной экономике?

2. Дайте определение планированию с точки зрения процесса и методологии.

3. Какие проблемы можно решить с помощью планирования и каким образом?

4. Какие принципы необходимо учитывать при разработке планов?

5. Дайте характеристику основным методам планирования.

6. Какие методы планирования используются в тактическом планировании и при каких условиях их можно использовать?

7. Какова последовательность проведения плановых расчетов?

8. Что такое технология планирования?

9. Чем отличается тактическое планирование от стратегического и оперативного?


Глава II. Система планов и их место в управлении предприятием

Система планов это:

· совокупность множества планов, существующих на предприятии;

· взаимосвязь между ними;

· наличие единой цели и ориентация всех планов на достижение этой цели;

· развитие элементов (планов) системы за счет их синхронизации и взаимообусловленности.

2.1. Система планов и их классификация

Система планов представляет собой совокупность различных видов планов, увязанных между собой по временному горизонту планирования, ресурсам, технологическим, финансовым потокам, направленности на достижения цели функционирования предприятия. Наиболее обобщённая система планов представлена на рис. 2.

 
 


Планы как документ можно классифицировать по различным признакам, что позволит более адекватно и обосновано принимать управленческие решения, выделять приоритеты и ресурсное обеспечение. В частности, классификация планов позволяет лучше понять природу обоснования тех или иных плановых показателей, выделить приоритетные признаки и в соответствии с этим адекватно формировать методику их обоснования, определять значимость тех или иных планов в принятии управленческих решений. Основные признаки классификации и виды планов можно представить следующим образом:

· по охвату деятельности объекта планирования:

- общегосударственные планы, включающие федеральный бюджет, федеральные целевые программы, федеральные инвестиционные проекты и т.д.;

- региональные планы, включающие региональные бюджеты, целевые региональные программы по наиболее приоритетным направлениям развития региона, региональные инвестиционные проекты и т.д.;

- планы предприятий и их объединений, исходя из специфики их деятельности, целей и ресурсных возможностей их развития;

- планы структурных единиц предприятий и организаций с учётом специфики, функций и задач, решаемых каждым подразделением в достижении целей предприятия, формировании корпоративной культуры;

-планы отдельных сотрудников предприятия по самосовершенствованию, повышению профессиональных знаний и умений, адаптивности личных интересов к задачам, решаемых коллективом;

· по временному горизонту планирования:

- стратегические планы, формирующие идеологию развития предприятия на 5 и более лет;

- долгосрочные планы, обосновывающие вероятностные параметры развития на 3-5 лет (конкретизируют цель развития предприятия, определяют наиболее благоприятные условия, методы и направления развития);

- среднесрочные планы, описывающие перспективы развития и характеризующиеся укрупнёнными количественными показателями функционирования предприятия на 1-3 года (эти планы дают характеристику условиям устойчивого и поступательного развития предприятия);

- текущие планы описывают развитие объекта планирования по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок до 1 года (конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству; обеспечивают управленческие действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей);

- оперативные планы разукрупняют текущие планы по видам деятельности, структурным подразделениям на срок от 10 дней до 3 месяцев (планы – графики выполнения запланированных работ, привязка системы мотивации и стимулирования труда работников к обеспечению выполнения плановых заданий; описание плановых действий подразделений по достижению плановых показателей).

· По степени конкретизации параметров развития:

-вероятностные, когда показатели определяются в интервале «от и до» и описывают условия достижения этих параметров с учётом внешней среды и внутреннего потенциала (характерно для стратегического и долгосрочного плана);

- детерминированные, имеющие чёткие количественные параметры.

· По признаку временной ориентации:

- реактивные, закрепляющие достижения прошлого и предусматривающие меры по обеспечению устойчивости функционирования предприятия в будущем без существенного изменения параметров и пропорций развития;

- инактивные, обеспечивающие инерционность развития на основе экстраполяции существующих тенденций и пропорций;

- преактивные, предусматривающие существенные изменения в деятельности на основе использования современных технологий, техники, организации (инновационный тип развития).

· По уровню директивности планов:

- директивные, утверждаемые высшим органом управления объекта планирования и обязательные для выполнения (эти планы имеют количественную и качественную определённость);

- индикативные или рекомендательные, включающие ряд показателей – индикаторов (абсолютных или относительных), служащих своеобразными пороговыми значениями и формирующими «тоннель» наиболее безопасного и устойчивого развития предприятия;

- избирательные, предусматривающие директивные плановые задания только для наиболее или проблемных в данный период времени сторон деятельности объекта планирования, или для наиболее перспективных (наукоёмких, инновационных) видов деятельности.

· По целевым приоритетам планы делятся на:

- целевые комплексные программы, решающие наиболее важную стратегическую задачу, имеющие приоритетность в обеспечении ресурсами, особенно финансовыми;

- планы хозяйственно – финансовой деятельности, охватывающие все стороны деятельности объекта планирования в их комплексе и обеспеченные достаточно равномерно ресурсами исходя из возможностей.

· По видам (сферам) деятельности:

- планы производства продукции и услуг (производственная программа; план материально – технического обеспечения производства и т.д.);

- планы по труду и заработной плате, социальному и профессиональному развитию коллектива;

- план маркетинга;

- план по себестоимости и издержкам;

- финансовый план и другие.

В литературе встречаются и другие классификационные признаки, но они существенным образом не изменяют вышеперечисленный набор видов планов, но в определенной мере уточняют и дополняют

В обобщённом виде классификацию видов планов можно представить в таблице 3.

Таблица 3.

Классификация планов

Классификационный признак Виды планов
по времени - стратегические - долгосрочные - среднесрочные - краткосрочные - оперативные
по объектам хозяйствования - государственные - внутрифирменные
по степени определения параметров - детерминированные (с четко определёнными параметрами) - вероятностные («от» и «до»)
по признаку временной ориентации - реактивные, закрепляющие достижения прошлого - инактивные, инертные по планируемым действиям - преактивные, существенные преобразования деятельности
по директивности - директивные, обязательные для выполнения - индикативные, рекомендательные - избирательные
по конкретной установке - целевые - общехозяйственные - социально-ориентированные
по масштабности - общегосударственные - региональные - корпоративные - внутрифирменные - индивидуальные
по видам деятельности - по выполняемым функциям внутри предприятия (планы по реализации, по маркетингу, по труду и заработной плате и т.д.) - инновационные и инвестиционные планы

Планирование в системе управления

Планирование как процесс выполняет в системе управления ряд очень важных функций. Это объясняется тем, что управленческий цикл начинается с процесса планирования (см. рис. 1).

       
 
   

Корректировка плановых показателей

Рис.1 Элементы системы управления предприятием

Если рассматривать систему управления как единый замкнутый цикл, то началом и завершением этого цикла является планирование, как подсистема по конкретизации цели и путях развития предприятия.

В соответствии с этим можно сделать вывод: насколько будут обоснованы планы, а исходя из них управленческие решения, настолько эффективно, надежно и устойчиво будет функционировать предприятие. При этом план рассматривается не как догма, не как набор количественных и качественных показателей, которые обязательны к выполнению, а как наиболее рациональный и эффективный путь развития при сложившихся внутренних и внешних условиях.

В системе управления планирование выполняет ряд важных функций, а именно:

- формализует и описывает процессы будущего развития предприятия с расчетом альтернативных вариантов изменения внешней среды и способов наиболее оптимальной адаптации предприятия к этим изменениям;

- обеспечивает синхронизацию привлечения и использования внутренних и внешних ресурсов, исходя из эффективной потребности в них;

- снижает риск потерь от формирования неблагоприятных условий внешней среды за счет разработки на стадии планирования адекватных действий при наступлении этих условий;

- учитывает специфику сезонных колебаний (особенно характерных для сферы услуг) и обеспечивает меры по снижению потерь от этих колебаний (дополнительное привлечение клиентов рекламой, снижение цен и т.д.);

- формирует условия действенного контроля и оценку последствий принимаемых решений за счет конкретизации, формализации и четкого представления оптимального развития предприятия.

Каждая из этих функций реализуется в плановых заданиях. Поэтому обоснованные планы, их четкость, системность, конкретность и реалистичность служат залогом эффективных управленческих решений.

В условиях нестабильности внешней среды, а именно в период финансовых или экономических кризисов, возрастает роль государства в формировании гарантий и условий надежного развития предприятий, в принятии ими обоснованных планов, направленных на эффективное развитие при адекватных управленческих действиях со стороны как государства, так и предприятия.

На уровне государства необходимо обеспечить решение следующих задач для создания условий эффективного развития предприятия с учетом обоснованности планов, повышения их надежности:

- гарантия стабильности финансовой и денежной системы и на этой основе обоснование наиболее важных общегосударственных целей и задач, формирование госзаказа, включение в его реализацию наиболее эффективных предприятий, в том числе негосударственных, создание условий для выполнения сопряженных с госзаказом планов;

- формирование сбалансированности материальных и денежных потоков и на этой основе безинфляционное и стабильное развитие экономики страны, что создает условия предсказуемости развития предприятия;

- гарантия свободы предпринимательства, инициирования трудовой активности, в результате чего возможно сформировать конкурентный сбалансированный рынок, обеспечивающий при правильной стратегии и тактики развития предприятия высокоэффективную хозяйственную деятельность.

Эти задачи по формированию государственных гарантий стабильности экономического развития могут быть решаемы разными путями и с привлечением различных механизмов планирования и управления. Действенность плановых решений и форм воздействия на экономические, социальные и даже политические процессы будет определяться, во-первых, адекватностью принимаемых мер по созданию государством условий и гарантий стабильности финансовой и экономической системы; во-вторых, последовательностью шагов управленческий структур предприятия по реализации намеченных целей и на их основе – планов. При этом необходимо учитывать достаточно обширный круг интересов участников экономических отношений, факторов, потенциальных и реальных угроз при разработке планов и их реализации.

В условиях кризиса 2008-2009 годов особенно актуально стала проблема сбалансированности денежных потоков и обеспечение платежеспособности предприятий. В соответствии с этим возникает необходимость анализировать и учитывать ряд внешних и внутренних факторов, характерных для этого периода развития. В частности, к внешним факторам относятся:

- изменчивость цен, как на финансовых, так и на товарных, фондовых рынках. Резкие скачки цен увеличивают риски, что необходимо учитывать при принятии решений об источниках и направлениях использования денежных средств. Кроме того, в этом блоке необходимо учитывать и управлять ценой капитала в двух ее составляющих: цена собственного капитала, выражаемая в рублях на 1 акцию; цена акции, выраженной нормой прибыли на 1 акцию. Риск держателей акций на изменчивость цен на акции должен компенсироваться уровнем доходности (дивидендов), а также выпуском разных акций (привилегированных и обыкновенных) с разными сроками погашения (диверсификация портфеля акций одной компании);

- глобализация рынков через создание межнациональных корпораций, возможностей информационных, маркетинговых и расчётных систем по мобилизации капитала с любого финансового рынка, усиливают конкуренцию, снижают предпринимательскую прибыль, а соответственно, финансовую устойчивость предприятий. Это, в свою очередь, приводит к повышению доли заёмных средств в структуре капитала и ведёт к увеличению использования финансового рычага в стремлении увеличить прибыль;

- возникающие налоговые асимметрии в случаях, когда, во-первых, отдельным видам деятельности предоставляются налоговые льготы с целью поощрения их развития, во-вторых, разные страны облагают неодинаковым налогом отечественные и зарубежные фирмы, в-третьих, характер деятельности отдельных предприятий даёт им право на снижение налогов, в-четвёртых, деятельность в зонах (регионах) с льготным налогообложением. Это приводит к «перебрасыванию» капиталов, созданию филиалов в зонах (странах) с выгодным налогообложением, т.е. совершаются так называемые структурированные сделки, обеспечивающие минимизацию налогов и максимизацию прибыли;

- технологические достижения в создании компьютерных систем, телекоммуникаций позволили значительно увеличить объём и количество сделок, в том числе по валютным и процентным свопам (одновременная купля – продажа акций с различными процентами и сроками погашения, покупка валюты с обязательством её последующей продажи); по индексным фьючерсам, определяемых по отношению к наличному индексу (справедливая цена этих же фьючерсов), что в условиях мгновенных сделок с помощью электронной торговли приводит к резким колебаниям курсов акций и цен на фьючерсы и подвергает потребителя и производителя рыночных ресурсов повышенному ценовому риску;

- успехи финансовой теории, в центре которой стоит определение стоимости капитального актива, формировании новых финансовых инструментов и методов управления рисками, что необходимо использовать в плановых и управленческих решениях любого предприятия независимо от вида его деятельности;

- рост международной конкуренции и интернационализация финансовых потоков создают повышенную неопределённость долговременных инвестиций, а также увеличивают риск ликвидности и платежеспособности национальных предприятий;

- изменение стоимости информации и операционных изд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: