Мотивация. Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение

Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его направленностью на цели, ре­зультаты процесса учения.

Психологические основы музыкального обучения_________311 Потребность в информации, интерес к знаниям, творческая увлеченность любимым делом — вот могучие источники чело­веческой активности. Педагог должен уметь определять ха­рактер мотивации, направленности личности ученика. Напри­мер, на начальном этапе обучения мотивация исполнителя при подготовке к концерту может быть связана не только с пред­ставлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стрем­лениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттестату), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Е. И. Са-вонько с помощью оригинальных экспериментов удалось выя­вить детей с преобладающей ориентацией на самооценку и отдифференцировать их от детей с преобладающей ориентаци­ей на оценку другими людьми. Оказалось: от класса к классу увеличивается количество детей с преобладающей ориентацией на самооценку (в III классе их 55%, в VI — 69%, в IX — 76%; количество учащихся из «оценочной» группы соответственно уменьшается: 45%, 31%, 24%). По данным Е. И. Савонько, наибольшее значение самооценка приобретает в подростковом возрасте, становясь главным мотивом и регулятором поведе­ния [268]. В модифицированном виде методика Е. И. Савонько была использована нами для изучения уровня притязаний и компо­нентов музыкальности на начальном этапе музыкального обу­чения [59]. Многочисленные исследования российских психологов сви­детельствуют о том, что узколичная мотивация при всем раз­нообразии ее типов не обладает, за редким исключением, та­кой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устрем­лений, мотивов, связанных с самим процессом учения, а так­же в исправлении «отрицательной мотивации». 1 Детям предлагались задачи, подобранные по возрастающей труд­ности. Показателем самооценки была степень трудности выбираемых учащимся задач. В специальной серии учеников предупреждали, что оценки будут ставиться с учетом количества правильно решенных задач, независимо от трудности. Эта серия позволяла выявить пре­имущественную ориентацию ребенка (на оценку или самооценку).

312_____________________________Бочкарев Л. А. Отечественная литература располагает интересными рабо­тами, посвященными проблемам формирования мотивации, которые могут быть использованы педагогами-музыкантами [49, 250,351].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: