Пока продолжаются споры по перечисленным выше вопросам, не следует упускать из виду одно важное соображение: откровения одного поколения часто становятся банальностью для другого. Кому в наши дни придет в голову размышлять по поводу страхования жизни при помощи банковских сбережений? А ведь борьба в законодательном собрании против этой идеи, выдвинутой Л.Брандисом из Массачусетса, продолжалась в течение пяти месяцев и сопровождалась ожесточеннейшими схватками, которые когда-либо происходили на Бикон-Хилл, причем один из важных доводов заключался в том, что люди не захотят добровольно добиваться страхования и что они вообще не захотят иметь с ним дело, если не будет упразднена дорогостоящая система ходатайствования перед агентами. Обсуждение вопроса принесло Брандису общенациональное признание и помогло ему в конце концов попасть в Верховный суд. Признание осталось, а сама проблема вскором времени сошла на нет.
Урок, однако, не был усвоен, как не усвоен он в полной мере и сегодня – реформы никогда не возымеют такого потрясающего эффекта, как надеются их сторонники, а результаты вряд ли будут такими губительными, как опасаются их противники. Компенсация рабочим была идеей, воспалявшей умы целого поколения радикалов, но промышленники встретили ее в штыки на том основании, что она будто бы должна освободить рабочих от «персональной ответственности» за их действия. А кто сегодня станет отрицать, что меры по технике безопасности в промышленности законно входят в стоимость производственных операций?
|
|
Подобные реформы всегда являются выражением пересмотра – ясно обозначенного или подразумеваемого – определенных подходов в американской «социальной философии». Такой тип «ревизионизма» неизбежен по мере изменения людей и общества в целом, по мере трансформации преобладающих ценностей. Система частного предпринимательства стала основным институтом западного общества не за счет воздействия какой-то принудительной силы, а потому, что ее ценности – экономизация и рост выпуска материальных благ – совпадали с основными потребительскими ценностями общества. Со всеми ее очевидными недостатками такая система «работала». В наши дни, однако, сами эти ценности подвергаются сомнению, однако вовсе не с тех позиций, с которых их подвергали сомнении социалисты и радикалы поколение назад, доказывавшие, что блага были достигнуты за счет эксплуатации рабочих. Подвергается сомнению сама идея производства большего объема потребительских товаров, доминирующая над другими формулами общественной жизни. Я возвращаюсь к ранее сформулированному утверждению, что, в отличие от государственного устройства, никто, собравшись коллективно, не «проголосовал» за нашу рыночную экономику. Но сегодня такое голосование началось.
|
|
Мне кажется ясным, что сейчас Америка движется от общества, основанного на частнопредпринимательской рыночной системе, в направлении, где наиболее важные экономические решения будут приниматься на политическом уровне, в условиях сознательного определения целей и приоритетов. Опасности, сопряженные с таким сдвигом, хорошо известны тем, кто знаком с либеральной традицией. В прошлом существовало «молчаливое согласие», не требовавшее четкого формулирования социальной философии. В этом состояло преимущество, ибо формулы часто вызывают испытание насилием, так как смутные расхождения становятся четко определенными. Теперь, однако, очевиден процесс перехода от рыночного к нерыночному, политическому, типу принятия решений. Рынок рассеивает ответственность; между тем политический центр виден, вопрос о том, кто выигрывает, а кто проигрывает, ясен, и вследствие этого правительство становится ареной боев.
Но не стоит поддаваться гипнозу подобных гипотетических опасностей. Ни один социальный или экономический уклад не бессмертен, и потребительски ориентированное общество свободного предпринимательства не удовлетворяет более граждан, как это было раньше. Оно должно измениться ради выживания того, что мы называем свободным (liberal) обществом.
Будет ли такая перемена «прогрессивной» – щекотливый метафизический вопрос, на который у меня нет ответа. В основании существующего общества лежат индивидуализм и рыночная рациональность, и громадное многообразие целей, которые ставят перед собой отдельные лица, может быть максимизировано путем свободного обмена. Сегодня мы движемся в направлении коммунальной этики в условиях, когда сама сущность нового сообщества четко не определена. В некотором смысле движение от управления с точки зрения политической экономии к управлению с точки зрения политической философии – а именно в этом состоит значение перемен – является поворотом к некапиталистическим моделям социального мышления. И таковой представляет собой продолжительную тенденцию, развертывающуюся в западном обществе[78].
Э. ГидденсСОЦИОЛОГИЯ [79]