Методика 2.1 Цель: Определить объем внимания – наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать).
Посмотрите на рисунок 1 в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.
Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру.
Рис. 1
Проверьте свои записи и подсчитайте:
А) сколько фигур вы правильно запомнили;
Б) сколько цифр вы правильно восприняли;
В) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.
Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Объем внимания равен сумме ответов по всем трем позициям:
11-12 баллов – высокий результат;
8-10 баллов – хороший результат;
5-8 баллов – средний результат;
1-4 балла – низкий результат.
Методика 2.2 Цель: Проверить может ли учащийся быстро и внимательно работать.
Начертите на листе бумаги 25 фигур в том порядке, как они изображены на рисунке 2. Обратите внимание на фигуры с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур цифры следующим образом: в квадраты – 4, в треугольники – 7, в круги – 9, в ромбы – 3. Учтите, что вписывать цифры необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Зафиксируйте (в сек.) время выполнения задания учащимся.
|
|
Рис. 2
Обработка результатов:
Если учащийся справился с заданием (внес цифры во все 25 фигур) безошибочно и быстрее чем за 30 сек, это отличный результат, 30-35 сек – хороший, 35-40 сек – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек, то это считается низким результатом. Возможно, испытуемый переутомился или не очень серьезно отнесся к заданию.
Методика 2.3 Цель: Определить особенности произвольного внимания учащегося (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).
Для этого начертите на листе бумаги квадрат и разбейте его на 25 квадратиков (рисунок 3). В течении 1,5 минуты предложите учащемуся переписать в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.
А Б
Рис. 3
Обработка результатов:
Учитывается количество вписанных цифр до первой ошибки. Если испытуемый сумел правильно записать более 14 цифр, то результат высокий, 11-14 – средний, менее 11 – низкий уровень развития произвольного внимания.
|
|
Методика 2. 4 Переключаемость внимания (таблица Шульте)
Цель: изучить особенности психического темпа скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда; особенности объема и переключаемости внимания личности.
Образцы таблиц Шульте:
№ 1 №2
№ 3 №4
№ 5
Инструкция: «По моей команде начинай считать вслух от 1 до 25 и одновременно показывай называемую цифру. Чем скорее и правильнее будешь называть и показывать цифры, тем лучше!»
При обработке результатов необходимо учитывать, что если на показ и одновременное называние вслух (от 1 до 25) испытуемый затратил менее 40 сек., то уровень переключаемости считается «высоким»; если же затрачено от 40 до 50 сек., то уровень переключаемости считается «средним» (в норме); если же время превышает 50 сек., то уровень считается крайне «низким».