Цель: выяснить положение школьника в межличностных отношениях.
В отличие от обычных анкет социометрическая анкета не может быть анонимной. Испытуемый обязан указать фамилию, имя, школу, класс (группу) и дату заполнения социоанкеты. Тайна ответов гарантируется (принцип конфиденциальности). Учащимся зачитываются вопрос типа: С кем из своих одноклассников ты более всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?
1. Выбор………(имя, фамилия)
2. Выбор………(имя, фамилия)
3. Выбор………(имя, фамилия)
Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: выбирать партнеров только из своего класса. Учащимся следует объяснить, почему они выбирают троих: в случае невозможности участия первого, его место занимает второй, а если и он по каким-либо причинам не может принять приглашение, то его место занимает третий. Заполненные листочки студент собирает и раскладывает в алфавитном порядке заполнивших их учащихся и нумерует. На основе ответов составляется социоматрица.
|
|
Социоматрица:
№ п/п | Ф.И. уч-ся | Порядковые номера (по алфавиту) | ||||||||
… | ||||||||||
… | Антонов А. Белов А. Волков П. Галкин П. Донцова Е. Ежов М. Жукова Т. …………… Яшина Л. | + + + + + + … + | + + + + … + | + + + - + + … - | + + + - - … - | - - - + - - … + | - - - - + … - | - - - - + - - … | … | - - - … |
Итого по симпатиям |
Фамилии школьников в алфавитном порядке заносятся в соответствующую графу социоматрицы. Сведения из листочков переносятся в клетки строчек и обозначаются знаком «+». Например, школьник, который значится под № 1, выбрал учащихся, стоящих в списке под №№ 2,3,4. В этом случае следует в строчке первой отыскать клетки, соответствующие этим номерам (использовать верхнюю нумерацию) и поставить в эти клетки знак «+». После переноса данных из всех листочков производится подсчет количества выборов у каждого ученика. Итог фиксируется под каждой колонкой. Количество выборов является показателем популярности школьников в классе. Из социоматрицы следует выбрать сведения, относящиеся к характеристике изучаемого школьника, определив его статус.