1. Получить от руководителя занятия инструктаж по порядку проведения экспериментов и мерам безопасности.
2.Измерительный зонд ДП-5 поставить в положение «Б», а переключатель диапазонов должен стоять в положении максимальной чувствительности прибора, т.е. «*0,1».
3.На источнике р - излучения повернуть защитную шторку влево на 90°, и на открывшийся источник разместить образец защитной преграды из свинца, а на нее положить зонд ДП-5 открытым окном на пластину. Замерить величину мощности дозы Рсвинца по верхней шкале прибора, умножив ее на «0,1».
Аналогично измерить мощность доз облучения над пластинами (образцами защитных преград): Ргрунта, Рсвинца, Ррезины. Рткани и занести в табл. 1.3. Если стрелка прибора уходит за пределы шкалы, следует переключить диапазон измерений на меньшую чувствительность: на «* 1,0» или «* 10».
4. Замерить интенсивность излучателя (мощность дозы Ро) без защитной преграды. Для этого поставить переключатель диапазонов ДП-5 в положение «* 10», открыть шторку излучателя и положить на него измерительный закрытым окном вниз). Показания прибора записать в строку №6.
|
|
5. Выполнив все измерения, закрыть шторку излучателя, выключить питание прибора ДП-5, сдать излучатель лаборанту и показать таблицу с результатами измерений.
6. Провести расчеты коэффициентов ослабления материалов по формуле к^ть1 в табл. 1.3):
Косл = Ро, мР/ч /Робразца, мР/ч.
Результаты измерений и расчетов
Таблица 1.3
№/№ | Пластины-образцы материалов | Ройгазш, мР/час | |
Свинец | |||
Грунт | |||
Сталь | |||
Резина | |||
Ткань | |||
Bes защитной преграды Koc;i=min | Ро = |
7. Написать выводы по результатам работы:
а) какие материалы имеют больший коэффициент ослабления (лучшие защитные свойства) и почему?
б)из каких материалов целесообразно выполнять средств коллективной защиты?
в)из каких материалов целесообразно изготовлять средства индивидуальной защиты?
8. Отчет о работе написать в конспекте (один отчет на бригаду). Отчет должен содержать:
- курс, факультет, группа, фамилии студентов;
- название лабораторной работы и ее цель;
- таблицу с результатами измерений и расчетов, расчетную
формулу и пояснения к ней;
- подробный вывод по работе;
- подписи исполнителей работы..
Контрольные вопросы
1. Что такое радиоактивное заражение и какие могут быть его источники?
2. Чем опасно радиоактивное заражение для людей, животных, растений?
3. Что такое плотность заражения? Размерность характеристики.
4. Что представляют собой а -, b -, у - излучения?
5. Какими характеристиками определяется поражающее действие радиоактивных излучений? Каковы размерности этих характеристик?
|
|
6. Что такое уровень радиации, его размерность, назначение этой характеристики?
7. Как оценивается радиоактивное заражение с помощью прибора ДП-5 (людей, продуктов питания, техники и т.п.)?
8. Что показывает коэффициент ослабления? Как его определить через дозу облучения или мощность дозы?
9. Преграды из каких материалов лучше защищают от радиоактивных излучений и почему?
10. Как целесообразно защищать людей от внешних радиоактивных излучений?
11. Какую характеристику измеряли в лабораторной работе? Ее размерность и определение.
12. От каких характеристик преграды зависят их защитные свойства?
13. Из каких материалов целесообразно выполнять коллективные средства защиты (защитные сооружения)?
ЗАНЯТИЕ №6
Тема «СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ»