Официальную информацию (инструкцию) о препаратах безрецептурного отпуска должны получать как специалисты, так и потребители, но информация о рецептурных препаратах может содержаться лишь в инструкциях для врачей.
В России действует отраслевой стандарт (ОСТ) «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения».
Использование ОСТа ГИСЛС направлено на решение следующих задач:
- Создание структуры государственного информационного стандарта лекарственного средства.
- Установление общих единых требований к разработке структурных элементов государственного информационного стандарта лекарственного средства.
Государственный информационный стандарт лекарственного средства - совокупность нормативных документов, содержащих официальную информацию о лекарственном средстве, разрешенном к медицинскому применению, являющихся первоисточниками информации о лекарственном средстве.
Данный ОСТ распространяется на систему информационного обеспечения в сфере обращения Л С, включая издания, компьютерные технологии и рекламную продукцию.
Инструкция по применению лекарственного препарата - официальный документ, содержащий информацию для специалистов о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.
Инструкция по применению лекарственного препарата - официальный документ, предназначенный для пациента и для потребителей (листок – вкладыш), содержащий информацию, необходимую для правильного самостоятельного применения лекарственного препарата.
Согласно ОСТу, формулярная статья на лекарственный препарат (ФоС) является нормативным документом, содержащим стандартизированные по форме и содержанию сведения о применении ЛС при определенном заболевании (синдроме).
Клинико-фармакологическая статья (КФС) отражает совокупность клинико-фармакологических данных, характеризующих эффективность и безопасность ЛС. КФС утверждается на конкретный препарат с определенным торговым наименованием и содержит такую информацию, как торговое наименование, групповая принадлежность, лекарственная форма, данные о фармакодинамике, показания к применению, противопоказания, режим дозирования, способ применения, срок годности и т.п. По сути, наличие КФС, приближает отечественную систему официальной информации о ЛС к действующей в западноевропейских странах.
Паспорт лекарственного препарата - официальный документ, содержащий идентифицирующую информацию о лекарственном препарате, имеющую юридическое значение в сфере обращения лекарственных средств.
Все выше сказанное относится к обязательной информации, удовлетворяющей информационные потребности специалистов и населения в отношении определенного ЛС.
Маркетинговая информация призвана формировать потребительские запросы. К этому виду относят различную информацию о ЛС, которая направлена на внедрение препарата в медицинскую практику и его продвижение на фармацевтическом рынке.
Маркетинговая информация - это факты и цифры, которые определенным образом касающиеся маркетинговой деятельности организации, характеризующие ее маркетинговая среда Так, «портрет» индивидуального потребителя создается с помощью таких данных, как возраст, пол, уровень дохода, образование, место жительства, потребительские привычки и др.
Реклама в фармацевтическом маркетинге – деятельность по распространению информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Цель рекламы и информации о фармацевтической продукции не отличается от рекламы любого другого продукта – добиться того, чтобы человек приобрел рекламируемый продукт. Но она обладает некоторыми особенностями, это объясняется спецификой объектов, связанных с медициной и здоровьем, что заставляет рассматривать влияние рекламы на людей не только с точки зрения коммерции, но и через призму общественной и личной безопасности граждан. Основное отличие состоит в ограничениях размещения фармацевтической рекламы в соответствующих печатных изданиях, а также в наличии регламентирующих правительственных документов на международном и государственном уровне. Реклама товаров фармацевтического рынка ограничена.
Целью информационно - рекламного маркетинга является формирование спроса на ЛС. Основным средством информационного маркетинга является реклама. Реклама ЛС - это любые организационные мероприятия по информации, исследованию рынка, созданию побуждений с целью способствовать назначению, продаже или потреблению ЛС (Директива Совета ЕС 92/28, ч 1,3).