1. Гурина, Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессиональной деятельности в области физики. Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2009. – 304 с.
2. Гурина, Р.В. Проблемы обучения в физико-математическом профиле // Физика в школе. – 2006. – №8. – С. 28-34
3. Закон об образовании Российской Федерации в ред. от 18.07. 2005 г.
4. Ковалёва, Г.С. PISA-2003. Результаты международного исследования // Педагогическая диагностика. – 2005. – №4. – С.133-153.
5. Пурышева,Н.С. Дифференциированное обучение физике в следней школе. М.: «Прометей». 1993. –161 с.
6. Разумовский, В.Г., Дик, Ю.И. Откат к «меловой физике» // Учебная физика. – 2001. – №4. – С.3-8.
7. Стёпин,В.С. О третьей научной картине мира//Общая и прикладная ценология. – 2007.- № 1. С.5–14.
8. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка / РАН. – 4-ое изд, дополненное. М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
9. Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент гоударственного стандарта/ Сост. Э.Д.Днепров, А.А. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 111 с.
10. Современный словарь по педагогике. /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. –928 с.
|
|
11. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 368 с.
Мыслительная деятельность. Память и её виды.
Виды мышления
Качества ума
Системное мышление, его компоненты, уровни и диагностика
Развитие системного мышления при обучении физике
Оценка степени владения операциями системно-логического мышления.
1. Мыслительная деятельность и её виды. Память и её виды.
Мышление человека рассматривается как система психических функций - способность субъекта устанавливать новые межпредметные связи и отношения и выполнять другие сложные ориентировочные действия в умственном плане сознания (Маланов, 2004). Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. «Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особо организованной материи – мозга» (Философ. словарь, 2001, с.344). Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности (Кратк. психологич. словарь). При этом в умственном плане сознания совершаются следующие виды мыслительных операций (рис. 1):
Рис. 1. Мыслительные операции в умственном плане сознания
Анализ – мыслительная операция от общего к частному.
|
|
Синтез – мыслительная операция от частного к общему.
Сравнение – сопоставление объектов, уподобление одного объекта другому, одной ситуации другой и нахождение в них различий и общих черт.
Ассоциация – связь между психическими явлениями (процессами), при которой появление одного из них влечёт (вызывает) возникновение другого.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта.
Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, связей, отношений и т.д.), объектов и явлений.
Классификация – это вид систематизации, при котором разделение (распределение) объектов на группы происходит по определенным признакам (критериям), которые называются основаниями деления,
Категоризация – объединение объектов на базе определенных существенных признаков, при этом выделяется существенное, общее, что объединяет объекты в систему (родовые признаки) и их специфические различия (видовые признаки). Эточастный случай классификации, требующий выделения сущностных характеристик предметов и явлений для отнесения их к определённому виду в рамках определённого рода посредством установления генетических, родовых, причинно-следственных отношений, в отличие от любого объединения объектов по какому-либо произвольно выбранному общему для них признаку (произвольных ассоциаций). Способность к категоризации характеризует более высокий уровень мышления, чем способность к классификации по формальным внешним признакам.
Таким образом, мышление или интеллектуальная деятельность человека осуществляется в умственном плане сознания. С мышлением связаны понятия «интеллект» и «память». Интеллект – ум, мыслительная способность человека (Ожегов, с.249). Интеллект (от лат. – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни (Филос. словарь, с.210). Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт… (Ожегов, с.4 90).
С мышлением связаны понятия «интеллект» и «память».
Таким образом, ум и интеллект являются синонимами.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт… (Ожегов, с.4 90).
Виды памяти в классы вычленяются в соответствии с тремя основными критериями - признаками (табл. 1)
Таблица 1 Классификация видов памяти
№ | Основание классификации (критерий) | Классификация: виды памяти |
I | Характер психической активности, которая преобладает в деятельности | 1)двигательная (моторная), 2)эмоциональная, 3)образная, 4)словесно-логическая. |
II | Характер целей деятельности | 1) непроизвольная 2)произвольная |
III | Продолжительность закрепления и сохранения информации | 1) кратковременная, 2)долговременная |