Как развить системное мышление? Преподавать системно с использованием системного подхода.
Системный подход это подход, при котором реализуются основные положения теории систем - всесторонность, взаимоувязность, целостность, многоаспектность. Системный подход в методологии познания – это познание частей на основании целого и целостности, путь к оптимальному решению проблемы с учётом всех факторов, влияющих на неё в целом.
Элементы физических знаний – теории, физические законы, физические понятия, эксперименты и др. надо рассматривать как системные объекты. Как известно, системными атрибутами являются ряд признаков (рис. 6).
Рис. 6. Атрибуты (признаки) системы
Приведем пример обучения физическим законам (ФЗ) и физическим величинам (ФВ) по обобщенному плану, который раскрывает ФЗ и ФВ как системные объекты. Визуализированный обобщённый план показан на рис. 7 (Гурина Р.В., 2008, с. 122).
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
Рис.7. Схема обобщённого плана изучения ФВ и ФЗ как системных объектов
При этом сам обобщённый план является системным методическим средством в обучении физике, то есть системным объектом, так как обладает те ми же атрибутами, что и любая система:
· Целостность (панорамность) - одновременное восприятие всех этапов плана.
· Наличие структуры, то есть неделимых частей элементов и наличие связей между ними, которая выражается горизонтальными связями внутри уровня и вертикальными связями между уровнями – этапами. Горизонтальные связи каждого уровня выражаются структурой предложения, логическим включением в него ключевых словосочетаний.
· Связь системного объекта (ФВ или закона) с внешней средой – совокупностью других ФВ, законов и элементов знаний и его относительная обособленность от среды;
· Иерархичность проявляется в многоуровневости системного объекта и иерархии уровней
· Наличие процессов передачи информации и управления, которыми являются в нашем случае внутренняя и внешняя речь, осуществляемая через знаково-символьные средства.
· Подчинённость организации системного объекта единой цели - формирование у учащихся системы понятий о ФВ и законах.
|
|
В нашем случае организация и представление учебной информации в виде обобщенного плана имеет цель - формирование у учащихся системы понятий о физических величинах и законах. Иерархичность проявляется в том, что, например, не получится сформулировать и дать понятие единице физической величины (V уровень) одному генри (1 Гн) или одному веберу (1 Вб) и т.п., если не знать и не уметь представлять предыдущие уровни. Примеры использования обобщённых планов будут рассмотрены подробно в лекциях, посвящённых методам преподавания физике и формированию у учащихся понятий о физических величинах.
Работа с системными объектами, такими как обобщённый план, формирует системное (системно-логическое) мышление учащихся.