Финно-угорские племена—дославянские жители нашего края

Племена, жившие на территории Средней Оки в начале железного века, а также их соседи в междуречье Верхней Волги и Оки, говорили на финно-угорских языках. На сходных языках в наше время говорят мордва, коми-пермяки, эстонцы, финны, венгры и ряд других народов.


Челн начала железного века

Традиционно считается, что в лесах и на болотах левого берега Оки жили племена мещеры. Отсюда и происходит название местности на севере современной Рязанской области.

Ниже по течению Оки, на границе нынешних Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей, поселились племена муромы. На востоке, по берегам рек Цны и Мокши, издавна обитали племена мордвы.

Это были трудолюбивые и мирные люди. Они прекрасно знали дремучие мещерские леса, добывали в них ценного пушного зверя (соболя, куницу, белку, бобра, выхухоль), собирали мед диких лесных пчел. Десятки озер, рек и ручьев изобиловали рыбой. На лесных холмах гулял скот.

На мещерских возвышенностях финно-угорские племена занимались земледелием. Применение железных орудий позволило начать переход от ручного (мотыжного) к подсечно-огневому земледелию. Для получения пригодных для пахоты участков «подсекали», то есть рубили, деревья и кустарник. Целое лето деревья сохли, на следующий год высохшие стволы поджигали. Затем поле боронили, зола смешивалась с верхним слоем земли, удобряла ее. После этого сеяли зерно, а когда через несколько лет почва истощалась, участок забрасывали и начинали расчищать новое поле.

Такая форма земледелия не могла дать устойчивых урожаев. Поэтому важное значение в хозяйстве местных племен имели охота, рыболовство, сбор меда диких пчел и другие виды собирательства.

Племена жили родовыми общинами, то есть коллективом родственников. Родовая община вела общее хозяйство, все трудились сообща и имели общее имущество. Находки из погребений свидетельствуют о начале процесса имущественного расслоения у местных племен. В их среде начинает выделяться группа хорошо вооруженных воинов, которые отличались от соплеменников своим богатством.

1. Племена Северного Кавказа 1 тыс. до н.э.

2. Скифы и сарматы на Северном Кавказе и их контакты с местными племенами.

3. Хозяйство, общественныйстрой, культура.

Меоты и синды. Основным населением Северо-Западного Кавказа на всем протяжении раннежелезпого века являлись меоты и племена Чер­номорского побережья Кавказа. Термин «меоты» является собирательным, объединяющим ряд небольших родственных племен. Впервые меоты упоминаются в античных источниках, относящихся к VI в. до н. э. За­тем сведения о них становятся обычными у целого ряда древнегреческих и римских авторов. Об их этнической принадлежности по сей день идут большие споры.

Большинство кавказоведов относят меотов к кавказским племенам. На основании анализа местных языков, топонимики Севе­ро-Западного Кавказа ряд исследователей обосновывают принадлежность древнего меотского населения к адыго-кабардиискому этническому мас­сиву, что согласуется и с археологическими памятниками, свидетельст­вующими о глубокой самобытности сложения и развития меотской куль­туры и ее связи с последующими культурами средневековых адыгов.

Античные авторы помещают меотов по восточному побережью Азов­ского моря, в нижнем и среднем течении р. Кубани. На основании ар­хеологических исследований территория, занятая меотами, очерчивается в следующих границах: на западе — Азовское море, на юго-востоке — Черное море. Южная граница шла по северному склону Кавказского хребта; на севере, в степной части, меоты граничили со скифами и савроматами, на востоке же граница расселения меотскнх племен доходила до Ставро­польского плато. Далее по правобережью Кубани. Восточнее по р. Кубани жили племена, этнически родственные меотам.

Локализовать отдельные меотские племена на современной карте пока навряд ли возможно. Единственным исключением в этом отноше­нии являются синды, которые занимали Таманский полуостров, лево­бережье Кубани и Черноморское побережье до Анапы.

Северная группа меотов, жившая из­давна среди ираноязычных обитателей южнорусских степей, в том числе скифов и савроматов, могла быть ираноязычной исконно или рано под­вергнуться иранизации, т. е. относиться к меотам косвенно, будучи лишь покрываема этим этнонимом.

До недавнего времени некоторые археологи заведомо синдо-меотские памятники, такие, как Семибратние курганы, причисляли к скифским, полагая, что часть скифов продолжала жить на Кубани «вперемешку с аборигена­ми» - синдами и меотамн. На самом же деле, хотя история меотов и взаи­мосвязана со скифами и савроматами, сами меотские племена составляли самостоятельную большую группу аборигенных племен, игравших значи­тельную роль в исторической жизни всего юга нашей страны.

У местных племен Прикубанья и Восточного Приазовья существовало два хозяйственных уклада: земледельческий — у оседлых племен и ко­чевое скотоводство с преобладанием коневодства — у кочевников и полу­кочевников.

Основным занятием меотов были плужное земледелие и пастушеское скотоводство. Кроме них, одной из важных отраслей хозяйства меотов яв­лялось рыболовство.

Несмотря на преимущественно земледельческий характер экономики у меотов, у них довольно рано отмечается развитие ремесел и промыслов, обычных для данной эпохи.

В раннемеотское время в основе общественного строя у племен При­кубанья лежит родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. С развитием производительных сил, торговли, войн происходит накопление богатств в руках отдельных семей, дальней­ший рост имущественного неравенства, проникающего в среду и рядовых общинников. Основная часть местных племен Северо-Западного Кавказа пребывала на ступени «военной демократии» с присущим ей племенным делением, главенством вождей и наличием военной дружины вокруг них, противопоставляемой рядовым общинникам.

Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа.К VI в. до н. э. относится древнегреческая колонизация Северного Причер­номорья. На обоих берегах Керченского пролива, называвшегося в древ­ности Боспором Киммерийским, возникает в это время целый ряд городов-колоний. Античные авторы сохранили нам свыше тридцати на­званий возникших в разное время греческих пунктов. Наиболее крупным был Пантикапей (на месте нынешнего города Керчи). На другом берегу Кер­ченского пролива — на Таманском полуострове, который по древнегре­ческим представлениям лежал уже в Азии, возникла Фанагория, где была сосредоточена вся тор­говля с племенами Прикубанья. На месте нынешней Анапы, в земле синдов, возник населенный пункт, получивший название Синдская га­вань. В начале IV в. до н.э. он был переименован в Горгинию и пре­вратился в крупный город на Черноморском побережье.

Около 480 г. до н. э. города, расположенные по берегам Боспора Ким­мерийского, объединились в одно государство, которое известно под на­званием Боспорского царства. Столицей его стал Пантикапей.

Ряд исследователей считают возможным говорить о сложении в вос­точной Синдике под влиянием Боспора государства. Основным доводом в пользу этого являются синдские монеты. Кроме того, в пользу суще­ствования государства говорит наличие городов, которых в настоящее время мы знаем не менее трех (Семибратнее, Краснобатарейное и Раевское городища), и неукрепленных сельских поселений при отсутствии ти­пичных для других меотских племен городищ, являвшихся родовыми по­селениями. Наиболее важным является Семибратнее городище, располо­женное в низовьях Кубани, на левом ее берегу. Оно возникло во второй половине VI в. до н. э. и уже в начале V в. было окружено мощной каменной стеной с башнями и пристенными каменными лестницами. Город являлся торговым и стратегическим пунктом древней Синдики, контролирующим сообщение Кубанского бассейна с морем. Рядом с горо­дом возвышаются знаменитые Семибратные курганы, в которых погребе­ны представители синдской знати. Этот город и считается резиденцией синдских царей.

Племена Северо-Восточного Кавказа. Племена, обитавшие на терри­тории Ичкерии и Дагестана, являлись также коренным местным населе­нием и были носителями восточнокавказских языков. Переживание в их культуре древних элементов, присущих местным культурам середины II — начала I тысячелетия до н. э., дает основание считать эти племена прямыми потомками носителей каякентско-хорочоевской культуры Севе­ро-Восточного Кавказа. В их среде возникали и новые, несвойственные соседним культурам элементы: прямоугольные поясные пряжки со свое­образной, иногда ажурной орнаментацией, височные кольца с разомк­нутыми и расходящимися концами, что может свидетельствовать о наличии этнокультурных связей между оседлыми земледельческо - скотоводческими племенами данного ареала.

Но обстановка той изобиловавшей военными столкновениями эпохи не способствовала длительному сохранению подобных связей. На протяжении эпохи раннего железа на Кавказе сохраняется та этниче­ская пестрота, которая впервые засвидетельствована на карте Геродота еще в середине I тысячелетия до н. э. и которая доживает до нового времени.

Из-за недостаточной изученности соответствующих па­мятников в настоящее время не представляется возможным выявить ло­кальные варианты местных культур скифского периода (кроме очевид­ного обособления древностей Ичкерии, испытавшей все возрастающее влияние кобанской культуры на фоне остальной части Северо-Восточного Кавказа), чтобы на этой основе более конкретно обрисовать течение данного процесса.

Соседями всех северокавказских аборигенов в VI—IV вв. до н. э. оставались скифы и савроматы. Взаимные куль­турные связи скифов и савроматов и кавказцев были постоянными и плодотворными.

2. Скифы и савроматы – ираноязычные предки осетин.

Обширный скифо-сарматский мир играл на протяжении многих столетий видную роль в Евразии, Закавказье и Передней Азии. Походы скифов в VIII-VII вв. до н.э. в Закавказье и страны Передней Азии, возвестили об их появлении на исторической арене. В течение почти пяти столетий (VII-V вв. до н.э.) скифы, играли главенствующую роль на Кавказе, в Ср. Азии, Северном Причерноморье. Разгром Мидийского царства Киаксара скифами во главе с Мадием, в кон. VII в. до н.э., победа над полчищами Дария в Черноморской Скифии в 512 г. до н.э., разгром войска наместника Александра Македонского в Черноморских степях в 4 в. до н.э. – таковы основные вехи военно-политической истории скифов.

Скифы (греч.) – общее название основного населения Северного Причерноморья VII-II вв. до н.э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны савроматам, массагетам и сакам. Основные источники по скифам свидетельства греч. (в основном Геродота) и римских авторов, древневосточные документы и данные археологии. Существует ряд версий о происхождении скифов:

1. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н.э. с территории Поволжья на Запад.

2. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Ср. Азии или Сибири и смешалось с местным населением Сев. Причерноморья.

Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Сев. Причерноморья к VII в. до н.э., и походами скифов в страны Др. Востока. С 70-х гг. VII в. до н.э. скифы (ашкузы, ишкузы в древневосточных документах), преследуя киммерийцев, вторглись в М. Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии 28 лет, но в нач. VI в. до н.э. были изгнаны оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Основная территория расселения скифов – степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым и лесостепные районы Северного Причерноморья. Северная граница неясна. Скифия была заселенна собственно скифскими и нескифскими племенами, близкими скифам по культуре, образу жизни и политически зависимыми от них. Скифы разделились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и степном Крыму обитали скифы-кочевники. По-соседству, между Ингулом и Днепром, жили скифы-земледельцы.

Тесные отношения с греческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно перерождался в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием 1 в 512 г. до н.э. На рубеже V-IV вв. до н.э. царь Атей Великий устранил др. скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. IV в. до н.э. он объединил скиф. Племена от Азовского моря до Дуная и создал Скифское государство с центром Каменское городище на Нижнем Днепре. В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне македонским царем Филиппом II. К концу III в. до н.э. Скифия значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица Скифии была перенесена в Крым, где возник г. Неаполь, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма скифы по-прежнему удерживали земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н.э., когда Скифы стремились захватить внеш. торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

С II в. до н.э. скифов постепенно сменяют родственные им сарматы, в составе которых они, в основном и растворились.

Прочитаем информацию.

Концепции происхождения государства:

  • классовая – возникновение в период распада родовых отношений (появление неравенства, социальной дифференциации, собственности на орудия труда и землю и т.д.).
  • договорная – возникновение вследствие договора между людьми.

Теории возникновения государства у восточных славян

Теория Суть теории Сторонники теории
Норманнская Создание государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян. Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев.
Славянская (антинорманнская) Отрицание роли варягов в образовании древнерусского государства и призвания их на княжение. М.В.Ломоносов, Б.А.Рыбаков
Центристская Возникновение государства как результата внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки.

Рассмотрим точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: