Экономика у Л. Вальраса представлена фирмами и домохозяйствами. Домохозяйства – собственники факторов производства (труда, капитала, земли). Фирмы–покупатели факторов производства и производители товаров и услуг. Рассмотрим движение продуктов и ресурсов в натуральной и денежной форме в экономической системе Л. Вальраса (рис. 2). Начнем с натуральной формы. Домашние хозяйства продают свои факторы производства фирмам, те их покупают и производят с их помощью товары и услуги, а затем продают домашним хозяйствам. Роли продавцов и покупателей постоянно меняются. Формируются доходы и расходы участников обмена. Теперь рассмотрим движение ресурсов и товаров в стоимостном виде. Домохозяйства продают факторы производства на рынке ресурсов, получая доход, который представляет собой цены факторов производства. С полученными доходами они идут на рынок продуктов, обменивая их на необходимые товары и услуги. Домохозяйства полностью тратят свои доходы (накопление отсутствует), т.е. сумма полученных доходов равна сумме потребительских расходов. Предприятия продают домохозяйствам товары и услуги. Продажная цена продуктов равна издержкам (ценам факторов производства). Таким образом, издержки производства полностью покрываются за счет валовой выручки от продажи товаров и услуг на рынке продуктов.
|
|
Рис. 2. Схема макроэкономического равновесия Л. Вальраса
Вильфредо Парето (1848–1923) – крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории. К основным трудам В. Парето принято относить двухтомный «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).
Научное будущее В. Парето предрешил Л. Вальрас, предложивший ему в 1892 г. занять вместо себя кафедру политической экономии в Лозаннском университете. А в 1893 г. уже состоялось назначение Вальраса на должность профессора этой кафедры. В. Парето, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия исходя также из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето (в отличие от Л. Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.
Опираясь на функциональный подход, В. Парето преодолел присущий Л. Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между классами.
|
|
Если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно: оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как называют в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
В. Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций другим. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага.
В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния, по крайней мере, одного человека.
В. Парето анализирует не только экономику свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в.
Лекция 6
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
1. Историческая школа Германии. Особенности методологии исторической школы. Экономические исследования Фридриха Листа.
2. Предпосылки возникновения и идейные истоки институционального анализа в США.
3. Три течения американского институционализма: социально-психологический (Т. Веблен), социально-правовой (Дж. Коммонс), конъюнктурно-статисти-
ческий (У. Митчелл).
1. Историческая школа Германии.
Особенности методологии исторической школы. Экономические исследования
Фридриха Листа
Историческая школа сложилась в 1840–1890 гг. в Германии, где развитие экономической мысли шло своим путем. Этот путь объясняется своеобразными условиями социально-экономического развития страны:
– значительные пережитки феодальных отношений сдерживали формирование современной промышленности;
– на мировом рынке господствовала Англия, с которой молодая немецкая индустрия соперничать не могла;
– экономика Германии нуждалась в таможенной защите и госу-
дарственном покровительстве.
Наиболее ярким предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789–1846). Сущность его учения изложена в работе «Национальная система политической экономии» (1841).
Основные идеи Ф. Листа:
– считал, что каждой стране следует создать свою «национальную экономию» – в противоположность универсальной политической экономии классической школы. Утверждал, что хозяйство каждой страны развивается по своим собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства [19, с. 152–160];
– сформулировал свою теорию производительных сил. Производительные силы – это способность создавать богатство. Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства (как утверждала классическая школа), а степенью развития производительных сил. Состав производительных сил по Листу:
|
|
1) заводская промышленность (главная производительная сила);
2) государственные институты;
3) религия;
4) наука;
5) пресса;
6) система образования;
7) моральные установки;
8) политико-экономические реформы и др.;
– считал, что производительный труд – это любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства;
– подчеркивал необходимость исторического подхода к экономике.
В эволюции национальной экономики Лист выделял пять стадий:
1) дикость;
2) пастушескую стадию;
3) земледельческую стадию;
4) земледельческо-мануфактурную;
5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Достижение пятой стадии требует государственного покровительства или «воспитательного» протекционизма. Его цель: создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров, защита от подавления национального хозяйства более развитыми странами. Протекционизм необходим для промышленности, но не для сельского хозяйства, так как это покровительство привело бы к удорожанию сырья и нанесло бы ущерб промышленности;
– признавал активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность «laissez faire» классиков;
– считал, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свободная торговля. Политике фритредерства Ф. Лист противопоставил идею «воспитательного протекционизма»;
– признавал необходимость таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности [2, с. 305–339].
«Старая» историческая школа (1840–1850)
Основные положения теории Ф.Листа получили развитие в работах Вильгельма Рошера (1817–1894), Бруно Гильдебранда (1812–1878), Карла Книса (1821–1898).
В. Рошер утверждал, что не существует однотипных хозяйственных систем у разных наций, поэтому общей для всего мира экономической теории быть не может, есть множество национальных наук.
Основные идеи Б. Гильдебранда:
– противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации;
|
|
– предложил трехфазную схему экономического развития человечества:
1) естественное или натуральное хозяйство;
2) денежное хозяйство;
3) кредитное хозяйство.
Кредитное хозяйство – высший тип хозяйства. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. Открыты все возможности для активных людей: даже с помощью кредита можно стать предпринимателем;
– критикует А. Смита и его последователей за игнорирование влияния на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики: это оказывает огромное влияние на мотивы человеческой деятельности.
Основные идеи К. Книса:
– отвергал саму возможность существования экономической теории, так как, по его мнению, наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Экономическое развитие народов специфично и не повторяется;
– экономические явления не доступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку;
– в экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов – можно в лучшем случае говорить об аналогиях.
«Молодая» историческая школа (1870-е гг.)
Пика популярности германская экономическая наука достигла в период деятельности « молодой» исторической школы. Ее представителями являются: Густав Шмоллер (1838–1917), Карл Бюхер (1847–1930), Луйо Брентано (1848–1931).
Основные идеи Г. Шмоллера:
– соглашалсяс выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих. Условия классового мира и эффектив-
ности экономики: защита государством интересов низших классов,социальное законодательство, гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями;
– предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей» – это глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства;
– не признавал абстрактно-дедуктивный метод Д. Рикардо и анализ экономических явлений, изолированный от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции. По мнению Г. Шмоллера, политическая экономия – этическая наука;
– не считал возможным применение математики в общественных науках. Указывал, что человеческая психика – слишком сложная задача для дифференциального исчисления;
– был активным сторонником применения статистического материала в политэкономии.
Основные идеи К. Бюхера изложены в главной работе «Возникновение народного хозяйства» (1893):
– предложил обобщенную схему развития хозяйств: 1-я ступень – домашнее хозяйство: продукты потребляются там же, где произведены; 2-я ступень – городское хозяйство: продукты производятся для внешнего потребления; 3-я ступень – народное хозяйство: производитель работает на неизвестный рынок. Товары проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. Определяющую роль играет деятельность денежного капитала;
– одним из первых заметил возрастающую роль ссудного капитала, к которому причислял банковский и акционерный капитал.
Основные идеи Луи Брентано:
– экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации;
– пропагандировал теорию устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве;
– обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.
«Юная» историческая школа
Возникла в начале ХХ в. Главные представители: Вернер Зомбарт (1863–1941), Макс Вебер (1864–1920).
Они поставили в центр своего внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма». Стали основателями новой научной дисциплины – экономической социологии.
Вернер Зомбарт – немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, ученик Г. Шмоллера.
Основные идеи В. Зомбарта –в своей основной работе «Современный капитализм» (1902) отмечал: предприниматели – это «добытчики» прибыли. В. Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
1) разбойники (участники военных походов ради добычи золота);
2) феодалы (занимающиеся коммерцией: продажа земли, шерсти);
3) государственные деятели (насаждающие торговые и промышленные компании);
4) спекулянты (оперирующие с деньгами и ценными бумагами: ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры – учредители акционерных обществ);
5) купцы;
6) ремесленники – мастера и коммерсанты в одном лице.
Главные функции предпринимателя:
– организационные;
– торговые;
– счетоводные.
Выделяет три главные формы конкуренции в современном мире:
– конкуренция эффективностью (ценовая);
– конкуренция внушением (реклама);
– конкуренция насилием (характерна для крупных компаний, направлена на стремление к монополии).
Ввел в экономическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент.
Рассматривая колебания конъюнктуры, В. Зомбарт отметил тенденцию к их сглаживанию. Основные причины сглаживания колебаний конъюнктуры:
– прогнозирование;
– рационализация денежного обращения и банковской системы;
– насыщение хозяйственного организма средствами производства и уменьшение доли благ конъюнктурного подъема;
– концентрация производства и централизация капитала в акционерных обществах, способных противостоять спаду;
– законодательное ограничение спекулятивной деятельности.
М. Вебер – немецкий социолог, историк и экономист; главная его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).
Основные идеи М. Вебера:
– вслед за Зомбартом анализировал истоки «капиталистического духа»;
– рассматривал капиталистическое общество как концентрированное выражение экономической рациональности: это не только стремление к наживе, но и профессиональный труд для получения прибыли на основе обмена, а также хозяйственный учет затрат и результатов;
– считал, что капитализм обязан своим существованием протестантской этике, для которой высшие качества – трудолюбие, скромность, честность, благотворительность;
– исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества. Религия, культурные и этические нормы выступают как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека [20, с. 252–258].
2. Предпосылки возникновения
и идейные истоки институционального
анализа в США
Многие элементы из «исторической школы» были восприняты таким направлением экономической мысли, как институционализм. Термин «институционализм» происходит от слова «институт» или «институция», под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как надстроечные, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Понятие «институт» означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений.
Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие, рассматриваемые в историческом контексте. Объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу. Представители данного направления отрицают решающую роль экономических отношений людей в системе общественных отношений. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. Три крупных экономиста стоят у его истоков (Торстейн Веблен, Джон Коммонс и Уэсли Клэр Митчелл). Труды американских ученых и их последователей объединяет антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимость государственного вмешательства в экономику. Причем в последней части можно упомянуть требование усилить «контроль общества над бизнесом».
Эволюция институционализма:
1. Раннийинституционализм(конец XIX – 30-е гг. XX в.) –
Т. Веблен, Дж. М. Коммонс, У. К. Митчелл.
2. Поздний институционализм (40–50-е гг. XX в.) – Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз и др.
3. Современный институционализм (неоинституционализм) – 60–70-е гг. XX в. – начало XXI в.) – У. Ростоу, Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Коуз, Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Д. Норт и др.
Основные проблемы, которые исследует институционализм:
– проблема власти и экономики;
– социальные отношения;
– снижение уровня социального неравенства;
– создание нового международного экономического порядка;
– проблемы благосостояния общества;
– деятельность крупных корпораций;
– международное разделение труда и др.
3. Три течения американского
институционализма:
социально-психологический
(Т. Веблен), социально-правовой
(Дж. Коммонс), конъюнктурно-
статистический (У. Митчелл)