Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередным толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После тога как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения па предложенному вопросу - «качели» начинаю свае движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долга качаться нельзя - голова закружится!» - подводит итог дискуссии.
Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли па земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.
Предметам обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает ученика, занимает его, что происходит с ученикам: каникулы, книга, животные, родители, уроки, музыка... а также сквернословие, драка, подкуп, унижение...
|
|
Первые «дискуссионные качели» могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правила одного голоса; правила плюрализма; правила деликатности и т.п. В дальнейшем, когда форма поведения будет освоена и станет традиционной, поведенческие правила не оглашаются, преобразуясь в естественное поведение.
Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью детей. Но, разумеется, и наличием у них опыта коллективных размышлений. Дети 5-6-х классов активны в время «дискуссионных качелей», но их «толчки» коротки и слабы: они произносят фразы неполные, мысль: оформляют плохо.
Старшеклассники неторопливы и не стремятся обязательно что-то сказать - «нажать на доску», но их суждения интересны, глубоки, неожиданны, и поэтому «качели» взлетают «высоко» и «полеты» их длительные.
«Дискуссионные качели» родились как форма внеурочной деятельности детей. И - такое наблюдается довольно редко! - скоро стали формой урочного обучения, невольно смывая границу между процессом приобретения знаний неким индивидом и процессом формирования личности. Индивид на уроке начинает восприниматься как личность, поэтому нет ничего странного в таком расширении поля «дискуссионных качелей».
Тематическое поле этой формы групповой деятельности так же безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, о иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так. «Пусть все скажут, что они думают по этому поводу!» - заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «дискуссионных качелей», обусловив ритм, очередность высказываний, а главное - всеобщую гласность, следовательно, наибольшую объективность и справедливость.
|
|
Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложен, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим, заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают. Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» - начинает одна сторона; «А я бьюсь говорить правду, потому что...» отвечает другая сторона. Или: «Этикет необходим в жизни человека, так как...» и «Этикет вовсе не нужен человеку, так как...»
«Дискуссионные качели» - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа: игровая форма снимает психологическое напряжение и Представляет противника конфликта в свете достойной позиции.
Но стальже эффективны «качели» и на первом этапе работы с группой; в момент знакомства. Например: «Когда я утром шел вшколу, я..." и «А я, когда утром проснулся и подумал, что сегодня первоесентября, то...»
«Хочу» и «Надо»
Субъективная позиция ребенка развивается и формируется тогда, когда он отдает себе отчет в собственной жизни. При этом его «хочу» из эмоционально окрашенного желания иметь что-либо трансформируется в «хочу» как стремление действовать в соответствии с выдвигаемой целью.
Групповая игра «Хочу» и «Надо» проводится как ко мандное состязание. Игроки команды «Хочу» поочередно высказывают какие-либо желания. Команда «Надо» после непродолжительного обсуждения выдвигает рядусловий, которые необходимо выполнить, чтобы реализовать эти желания.
Например, первый игрок говорит: «Я хочу отправиться в Швейцарию покататься на горных лыжах». На это команда «Надо» отвечает: «Для этого тебе нужно: купить горные лыжи; научиться кататься на них; получить зaгpанпаспорт и визу; заработать необходимую для поездки сумму денег, выучить иностранный язык» и т.п.
Игрок из команды «Хочу» решает, насколько реально для него в данный момент это желание. И если он сам приходит к выводу, что его «хочу» пока невыполнимо, та он покидает свою команду и отправляется в «Область мечты». Команда «Надо» при этом получает одна очко.
Первый тур игры проводится как разминочный, поэтому всем игрокам команды «Хочу» выдаются карточки с заранее написанными желаниями. Например: «Я хочу иметь большой и красивый дам», «Я хочу иметь роскошный автомобиль», «Я хочу, чтобы моя речь была красивой и логически стройной», «Я хочу быть закаленным и физически крепким», «Я хочу, чтобы у меня было много отзывчивых и преданных друзей»...
Ведущему необходимо следить, чтобы в первом туре записи желаний на карточках, которые зачитывают игроки команды «Хочу», начинались с материальных ценностей и переходили к духовным. Это позволяет вывести разговор второго тура на более высокий уровень человеческих ценностей и отношений. Победителями в итоге становятся все: и педагог, и дети, и те, кто играл в командах, и те, кто был зрителем.
Для второго свободного тура команды можно полностью поменять. Карточки с желаниями здесь уже не обязательно раздавать, так как дети быстро усваивают основной принцип игры и, прежде чем сказать о своем «хочу», мысленно продумывают, насколько реальна эта мечта.
Проблема на ладошке!
Прологом к описанию и проведению этой формы рабаты с детьми может быть цитата из книги Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»: «Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
|
|
- Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.
- Мне, вобщем-то все равно... - сказала Алиса.
- Тагда неважно, какой дарагой идти, - сказал Кот. -..Лишь бы приЙти. куда-нибудь, - добавила Алиса как объяснение.
- О, туда вы наверняка придете, - сказал Кот, - если только будете идти достаточно долго…
Человеку важно, чтобы счастье, как и несчастье,- успех или неудача... - все то, что происходит в мире, было результатом его жизненного усилия: собственных поступков, действий. Результатом того, что мог бы сделать сам человек, а не выступало- бы случайным везением или игрой мистических «потусторонних» сил.
Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» признана помочь ребенку исполниться, стать Человекам, Субъектом, стратегом собственной жизни.
Каждому воспитаннику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал ее на ладошке. В этом отстраненном, пристальном всматривании во вдруг по-новому открывшийся мир - наш шанс что-то понять в мире и в себе. В свершаемом духовном усилии заложена возможность возвыситься до философского осмысления происходящих событий, явлений.
Методика проведения занятия проста. Дети садятся в круг или располагаются полукругом. Каждый ребенок поочередно держит на ладошке предмет, символизирующий жизнь (или проблему), и высказывает свое личностное отношение к ней.
В качестве иллюстрации приведем один из возможных вариантов такого занятия, небольшой фрагмент. Педагог держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к классу: «Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?»
Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения педагогом двух условий.
|
|
Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему; Это может бьпь свеча, цветок, орех, шишка... - практически любой предмет. Единственное условие - он должен быть ярким, отвечать требованиям эстетического вкуса. Так как дети, сосредоточиваясь на проблеме, будут манипулировать им, желательно, чтобы его приятно былодержать в руках (предмет не должен вызывать отрицательных эмоций: быть холодным, металлическим, пластмассовым и т.п.). В то же время профессионализм педагога заключается не в выборе предмета, а в умении предъявлять его детям. В умении предъявлять любой предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Только предъявив предмет, исходя из его нравственно-ценностного назначения, педагог может организовать процесс духовного усилия каждого воспитанника «в коридоре Культуры». Тогда маленькое «чудо» начинается сразу: не мячик (размеры и красота могут быть различны), а собственная Жизнь и ребенок - субъект собственного жизненного пути. Свеча - огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок - не растение" вырабатывающее кислород, а Красота мира. Память о родном, близком, любимом человеке...
Во-вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины или метаистины. Здесь вообще не может быть «правильных» и «не правильных» ответов. Есть движение мысли, есть эстафета личностных смыслов: что значит предъявленная ценность лично для меня?
Цель - создание ситуации, порождающей потребность в философствовании. Результат - мысль каждого участника, которую нельзя сдержать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похожа на нечленораздельный лепет. Важно для каждого ребенка то, что это прозрение будет касаться всего того, что связывает человека с миром, другими людьми и будет непременно адресовано не только себе, но и им.
Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.