Вместо заключения

Предложенный в этом учебном пособии вариант риторики получился не вполне традиционным. Впрочем, говорить о традиции в этом смысле, видимо, не имеет смысла. Скорее всего, справедливым будет утверждение, что риторик на самом деле столько же, сколько учебников. За двадцать пять веков своего существования риторика предлагалась уже в таком количестве вариантов, что никакой очередной вариант не имеет, видимо, смысла рассматривать как новый.

И тем не менее стоит еще раз подчеркнуть, что появившаяся в шестидесятых годах нашего столетия новая риторика - правда, не в каждой из ее редакции, пытаясь восстановить парадигму чрезвычайно древней научной' дисциплины, парадоксальным образом обеспечивает возможность не рассматривать ее категории как догматические и формирует взгляд на риторику как на дисциплину, потенции которой далеко еще не раскрыты.

Новая риторика, подобно "старой", по своему масштабу и подходам к реальности, понимаемой как "'реальность языка", оказалась наукой универсального характера.

По-другому, видимо, не могло и быть: в риторике, вероятнее всего, действительно заложен некий - все еще не известный нам - архетип, способный многократно воспроизводиться из века в век. Помпезное сооружение античности в результате сложных эволюции превратилось в одну из самых элегантных наук современности. Подобный процесс (правда, совсем в другой связи) описан Хорхе Луисом Борхесом в новелле "Сон Колриджа", цитата из которой здесь как нельзя более уместна:

'[Возможно, что еще не известный людям архетип... постепенно входит в мир; первым его проявлением был дворец, вторым - поэма. Если бы кто-то попытался их сравнить, он, возможно, увидел бы, что по сути они тождественны '

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Сочинения. Т. 1 - 4. - М., W5 - 1984..

Аристотель. Поэтика. Аристотель и ангинная литература; - М., 1987.

Аристотель. Риторика. Античные риторики. - М., 1978.

Аристотель. Топика. Сочинения в 4-х т. - М., 1978, т. 2.

Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. - М.,

1991.

Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. Античные теории языка и стиля. - M.-JL 1936. Антология русской риторики.—М;, 1995. Аристотель и античная литература. - М., 1978. Вомперский ВЛ. Риторики в России XVH - XVIII вв<- М., 198S. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полн. собр. соч. -

М.-Л., 1952, т. 7. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства.

II - V вв. " М., 1964.

Поэтика древнегреческой литературы." М., 1981.

Платон. Сочинения. В 3-х т. - М., 1968-1970.

Прокопович Ф. Сочинения. - М.-Л.» 1961.

Судебное красноречие русских юристов прошлого. - М., 1992.

Цицерон М.Т. Речи. - М., 1962, т. 1, 2.

Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972.

Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности.

Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981.

Аветян Э.Г. Смысл и значение. - Ереван, 1979.

Азбука делового общения: Встречи. Переговоры. Переписка. - М., 1991.

Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. - Казань, 1993. Аннушкин В.И. Первая русская "Риторика". " М., 1989.

Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1978.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М., 1974. Араратян М. О термине "метонимия". Ученые записки МГПИИЯ, вып.

59-й, 1971.

Арутюнова Н.Д. Логические теории значения. Принципы и методы семантических исследований. - М., 1976.

Арутюнова Н.Д. Метафора. Метонимия. /Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

Арутюнова Н.Д. Языковая метафора. Лингвистика и поэтика." М., 1979. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М., 1954.

АхмановА.С. Логическое учение Аристотеля. " М., 1960. Барт Р. Лингвистика текста. /Новое в зарубежной лингвистике, вып. VIII.-М., 1978.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. -М., 1989.

Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.

Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии. - Л., 1991. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.

Брутян Г.А Аргументация. -Ереван, 1984.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1996.

Веселовский А.Н. Из истории эгоггета. /Историческая поэтика. - Л., 1940.

Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. - М., 1976.

Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980.

Войшвидло Е.К. Понятие. - М., 1967. Вомперский В.П. Риторики в России XVII - XVIII вв. - М., 1988. Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. - М., 1974. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. " М., 1974. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика (предисловие). /Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972. Гельгардг P.P. Избранные статьи. - Калинин, 1963.

Гельгардт P.P. Оценка звуков речи и их функциональнйе характеристики. /Стилистика художественной речи. - Калинин, 1982.

Гельгардг P.P. О языковой норме. /Вопросы культуры речи, вып. 3-й. -М., 1961.

Гельгардг P.P. Рассуждение о диалогах и монологах. К общей теории высказывания. /Сборник докладов и сообщений Лингвистического общества. - Калинин, 1969. ' Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста. /Аспекты изуч^ни.! языка. - М., 1981.

Гинзбург Е.Л. Конструкции полисемии в русском языке: Таксономия и метонимия. - М., 1985. Гирганов Г. Диалог: Философско-политический анализ. - М., 1989.

Гиро П. Разделы и направления стилистики и их проблематика. /Новое в зарубежной лингвистике, вып. IX. - М., 1980.

Го)рский Д.П. Вопросы абстраВДвд и образование понятий. - М., 1961. Граудана Л.К., Миськевич Г.Й. Теория и практика русского красноречия. " М., 1989.

Григорьев В.П. Поэтика слова. - М.» 1979. Григорьев В.П. К проблеме перифразы. /Сборник докладов и сообщений Лингвистического общества. -Калинин, 1979. Дешан Л.М. Истина, или Истинная система. - М., 1973.

Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. - М., 1986.

Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975. Зимин В.И., Модебадзе Е.А. Метафора и метонимия. /Тусский язык в национальной школе, 1977, № 2.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. ' М., 1965. Иванова С.Ф. Вместе искать истину. - М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. - Пермь, 1992. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

Иванушкина П.Ф. Риторика. Логические, психологические и языковые основы речевой деятельности. - Ставрополь, 1993. ИвинАА. Искусство правильно мыслить. - М., 1986. История лингвистических учений. Древний мир. - Л., 1980.

Карнап Р. Значение и необходимость. - М., 1959. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, вы-, ступая публично. - М., 1989. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966. Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы. " Киев, 1981.

Кожевникова Н.А. О некоторых способах возникновения необычных сочетаний в художественной речи. /Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики-в аспекте общего языкознания. - Калинин, 1977, Кожевникова НА. Об обратимости тропов. /Лингвистика и поэтика. -М., 1979.

Козаржевский А.И. Мастерство устной речи. - М., 1984, Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник." М., 1975. кониа.ф. Избранные произведения. Т. 1, 2. - М., 1959. Корольков В.И. О внеязыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры. /Ученые записки МГПИИЯ, вып. 58-й. - М., 1971. Корольков В.И. К теории фигур. /Сборник научных трудов МГПИИЯ, вып. 78-й. - М., 1974.

Корольков В.И. Семасиологическая структура метафоры. /Ученые записки МГПИИЯ, вып. 41-й, - М., 1968.

Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция. - М., 1992.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. " М., 1992. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

Кохтев Н.Н. Эмоциональное воздействие пропагандистского слова.- М.,

1981. Кохтев Н.Н., Розенгаль Д.Э. Искусство публичного выступления. - М.,

1988.

Крайзель Г. Исследования по теории доказательства. - М., 1981. Кроль Л.М., Михайлова ЕЛ. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М., 1993.

Кузнецова Т.Н., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем у Риме.-М., 1976.

Культура парламентской речи. - М., 1994. Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М., 1967. Ладанов ИД. Мастерство делового взаимодействия. " М., 1989. Левин Ю.И. Русская метафора: синтез, семантика, трансформации. Ученые записки Тартуского университета, вып. 236-й, 1969.. Лихачев Д.С. Литература — реальность — литература. " Л., 1981. Логический анализ естественного языка." М., 1986.

Лосев А.Ф. Предисловие к книге "Античные риторики"." М., 1978. Лосев А.Ф. Избранные работы в 3-х томах. - М., 1993 "1994. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн, 1992 - 1993.

Лотман Ю.М. Риторика. /Труды по знаковым системам, вып. XII. - Тарту, 1981.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. Майенова М. Теория текста и традиционные проблемы поэтики. /Новое в зарубежной лингвистике, вып. VIII. - М., 1978. МаковельскийА.О. История логики. - М., 1967.

Манифесты и программы русских футуристов. - Мюнхен, изд. В. Марков, 1967. МаркичеваТ.Б., Ножкин ЕА. Мастерство публичного выступления. - М,

1989.

Манн Ю.В. О гротеске в литературе. " М., 1966.

Мастера красноречия. ~ М., 1991.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. " М., 1976..ч Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. - М., 1986. Метафора в языке и тексте." М., 1988.

Минеева С.А. Полемика — диспут — дискуссия. - М., 1990.

Михцевич А.Е. О красноречии в шутку и всерьез. " М., 1989. МихневичА-Е. Ораторское искусство лектора. - М*, 1984. Некрасова Е.А. Метонимический перенос в связи с некоторыми проблемами лингвистической поэтики. /Слово в русской-советской поэзии.-М, 1975. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. •f М., 1989.

Ножкин ЕА. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

Об искусстве полемики. - М., 1982.

Об ораторском искусстве. - М., 1973. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

Павлова К.Г. Искусство спора: Логико-психологические аспекты. - Владивосток, 1988.

Павлова К.Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

Павлова К.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991. Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. - М., 1974. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью." М., 1985.

Панфилов В.З. Грамматика и логика. " М.-Л., 1963. Платонов Г.В. Методика подготовки массовой лекции. - М., 1977. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора." М., 1991. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. - М., 1974. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М., 1976. Поэт и слово: Опыт словаря. /Под ред. В.П. Григорьева. - М., 1973. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976. Прощунин Н.Ф. Что такое полемика? - М., 1985. Рожанский И.Д. Античная наука. - М., 1980. Риторика я стиль. - М., 1984. Семиотика и художественное творчество. - М., 1977.

Сергеич П, Основы искусства речи. - М., 1992. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. - Горький, 1975. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. - Минск, 1990. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. - М., 1986.

Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. - М., 1984. Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.

Соколов К.Г. Проблемы научной дискуссии. - М., 1980.

Сопер ПЛ. Основы искусства речи. - М., 1992. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. - М., 1985. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. - М., 1981. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды. /Языковая номинация (виды наименований). - М., 1977.

Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. /Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

Тройский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. - Л., 1973.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино." М., 1977. УемовАИ. Вещи, свойства и.отношения. - М., 1963. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970. Федорен^о Н. Меткость слова. - М., 1975.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. -М, 1990.

Фреге Г. Смысл и денотат. /Семиотика и информатика, вып. 8-й. - М., 1977.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1977. Хрестоматия по лекторскому мастерству. - Минск, 1990. Хрестоматия по риторике. - Пермь^ 1990. '

Чихачев В.П. Речевое мастерство пропагандиста. - М., 1987. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977. Шведов А.И. Искусство убеждать. - Киев, 1986.

Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970. Эрнст О. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации /по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.

Юнина Е.А.,,Сагач Г.М. Общая риторика (современная интерпре" тация). - Пермь, 1992.

Юри У. Преодолевая "нет", или Переговоры с трудными людьми. - М., 1993. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.

Опубл.: Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. - 272 с.

Использованы материалы: https://digrus.com/knigi/10750-klyuev-e-v-ritorika-2001doc.html


[1] Лотман М.Ю. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, т. 1, с. 175.

[2] Для понимания этого слова читателям пока предлагается воспользоваться "багажом школьных знаний", В случае же отсутствия такового рекомендуется просто ненадолго заглянуть в начало соответствующего параграфа гл., 4 данного учебного пособия.

[3] Лотман М.Ю. Указ соч., с. 172.

[4] Там же, с. 172.

[5] Тем же, кому эти слова ничего не говорят, предлагается набраться терпения до того момента, когда в данном учебном пособии начнут широко предлагаться примеры из отечественной периодической печати. Все вместе эти примеры характеризуют нашу эпоху именно в этом плане, причем наилучшим образом.

[6] Терпеливым читателям, любящим приобщаться к сложному, но в высшей степени увлекательному чтению, смело рекомендую одну из самых блистательных книг об этом "дориторическом" периоде риторики, вышедших за последние десятилетия: Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики, М., 1987.

[7] Склонным получить более точные сведения: учебник был составлен двумя грекам из Сиракуз, а в 427 г. (в год рождения Платона) оратор Горгий явил в Афинах образец дотоле неслыханного красноречия, принесенного им из греческих колоний на Сицилии. Горгий и считается основоположником риторики.

[8] Лотман М.Ю. Указ соч., с. 169.

[9] Лотман Ю.М. Указ соч., с. 175 - 176.

[10] Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.М. и др. Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986, с. 35.

[11] Иногда отношения между этосом и пафосом выглядели чуть иначе: под этосом понимались постоянные черты характера, под пафосом — временные черты, а также "стихийные" эмоциональные состояния (аффекты).

[12] Согласно X. Перельману, основоположнику новой риторики, к аргументации относится "вся совокупность высказываний, имеющих целью внушение либо убеждение, каковы бы ни были аудитория, которой они адресованы, и предмет высказывания". Цит. по кн.: Дюбуа Ж., Эдеяин Ф., Клинкенберг Ж.М. и др. " Общая риторика. - М.: Протресс, 1986, с. 15.

[13] Один из последних характерных в этом отношении примеров — учебник, рекомендованный для высших и средних учебных заведений: Введенская Л.А.» Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. /Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[14] К прекрасной в этом отношении книге "шести бельгийцев" (Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.М., Мэнге Ф., Пир Ф., Тринон А. Общая риторика. М.: Прогресс, 1986) мы еще неоднократно будем обращаться в дальнейшем.

[15] Именно таким образом мы и поступим, предложив в последующих главах ~ "Инвенция", "Диспозиция" и "Элокуция" - основные сведения из трех этих разделов, имеющие отношение к "производству речевого целого" в условиях повседневной речевой практики. К акции и мемории в этом учебном пособии мы позволим себе больше не возвращаться: во-первых, оба эти раздела риторики имели отношение только и исключительно к устной речи, в то время как для наших целей различение устной и письменной форм языка несущественно; во-вторых, разделы эти традиционно освещаются в учебных пособиях по культуре речи, недостатка в которых в настоящее время не ощущается,

[16] Из соображений педантичности предлагается одно из современных развернутых описаний предметной сферы "старой" и "новой" ("общей") риторики: "I. "Риторика", прежде всего, - термин античной и средневековой теории литературы. Значение термина раскрывается в трех оппозициях: а) в противопоставлении "поэтика - риторика": содержание термина истолковывается как "искусство прозаической речи" в отличие от "искусства поэтической речи"; б) в противопоставлении "обычная", неукрашенная, "естественная" речь - речь "искусственная", украшенная, "художественная": риторика раскрывалась как искусство украшенной речи, в первую очередь ораторской; в) в противопоставлении "риторика - герменевтика", то есть "наука порождения текста — наука понимания текста": риторика толковалась как свод правил, механизм порождения. Отсюда ее "технологический" и классификационный характер и практическая направленность...

[17] Чрезвычайно подробно соответствующие вопросы уже были освещены в учебном пособии (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Приор, 1998), чем и объясняется краткость этой главы в сравнении с главами "Диспозиция" и "Элокудия". [18] Примечательно, что через много веков после этого такие современные научные дисциплины, как лингвистическая прагматика и теория речевых актов, пошли по тому же пути, а именно - взяв за образец юридическую "словесную практику". Со всей очевидностью такое пристрастие к "сфере закона" не случайно: именно юриспруденция призвана оперировать языком наиболее корректно. Здесь от особенностей употребления языка действительно зависит слишком многое. Однако как для риторики, так и для современных дисциплин лингвистического цикла судопроизводство стало лишь "стартовой площадкой": из области наиболее "чистых" языковых структур они мигрировали в повседневную речевую практику, уже далеко не так упорядоченную в языковом отношении.

[19] Здесь уже имеет смысл предупредить (может быть, это следовало сделать даже раньше), что всякий раз, когда в данном учебном пособии будет заходить речь о слушателе, важно помнить, что в принципе риторика была "наукой для говорящих". Так что интересы слушающих можно обсуждать в свете риторики лишь условно. Однако важность присутствия слушающего (речи не произносятся "в пустоте") все же осознавалась риторикой. Развивая эту установку, мы будем придавать слушателям ту роль, которая придается им в современной риторике.

[20] Видимо, автору пособия не следует давать голову на отсечение, что каждый из читателей уже попробовал осуществить месса ди воче при чтении данного абзаца, но предположить, что такие нашлись, он все-таки решится. Что же касается самого автора, то он туг же такую попытку и предпринял - правда, попытка оказалась очень неудачной.

[21] Разумеется, автор мог бы рискнуть проделать с многоэабойным бурением ту же самую операцию, что и с месса ди воче, но воздержится от этого, поскольку еще менее силен в многозабойном бурении, чем в бельканто. Вспомним о рекомендации инвенции прежде всего определить область, в которой говорящий силен.

[22] О метонимии см. соответствующую рубрику в главе "Элокуция".

[23] Кстати, и в "риторическую" эпоху, а именно в Средневековье, известном своей страстью к каталогам и перечням, можно найти примеры довольно причудливых классификаций, в частности классификации представителей так называемой "нечистой силы". Чтение таких классификаций тоже обещает весьма ошарашивающие открытия.

[24] Градация эта не носит подробного характера: многие ступени (хищники, млекопитающие и проч.) опущены. Например, одну из свободных позиций между "кошка" и "животные" могло бы занять "семейство кошачьих", а между "Мария-Антуанетта" и "сиамская" могла бы стоять одна из разновидностей породы сиамских кошек, например (нестрого!), южно-сиамская кошка. Тем не менее и эти ступени опускаются, чтобы показать, что в принципе количество "ступеней" может варьироваться в зависимости от подробности градации.

[25] Потому-то при разговоре о том, как сделать предмет частного интереса предметом интереса общественного, и было употреблено слово "переброс" (речь шла о перебросе общего понятия в конкретную речевую ситуацию; теперь техника такого переброса выглядит, наверное, понятнее).

[26] Под частным понятием (1) будем иметь в виду понятие, которое необходимо перевести в сознание слушателей; под общим понятием (2) ~ результат градации частного понятия (1) до понятия, "известного слушателям"; под словом "путь" (3) - результат интимизации общего понятия (2) с "учетом присутствующих".

[27] Что касается выделенных фрагментов гипотетического начала сообщений, то они реферируют к так называемым "типичным речевым ходам", о которых пойдет речь в следующем параграфе, "Топика".

[28] Большому авторитету в области старой риторики, Ройт-Николусси, принадлежит весьма актуальное высказывание: "Говорящий не должен ни на мгновение забывать, что речь его адресована живым людям, что это разговор, в котором участвует слушатель, даже если он и не имеет нрава прерывать говорящего". (Цит. по кн.: J. Fafner. Retorik. Klassisk & Modeme. Copenhagen, 1977, s. 36.)

[29] Разумеется, часть вопросов можно квалифицировать как реализацию так называемой фатической функции языка. Это контактоустанавливающая функция: при следовании ей содержание вопроса не играет роли, так как вопрос, по существу, вопросом не является. Форма вопроса используется для того, чтобы "завязать беседу" (вступить в речевой контакт).

[30] "Колесо вопросов" и примеры "стихотворений" заимствованы из кн.; Gaibers L. og Hoegel S. Retorik: Levende tale eller torn snak? Koebenhavn: Nyt Nordisk Foriag Arnold Busck, 1996, s. 21 - 22.

[31] Обращаем внимание на то, что слово "предварительный" в применении к плану используется не терминологически. *В сущности, любой план, подготовленный в ходе инвенции, есть лишь предварительный план: в ходе диспозиции ему предстоит настолько часто уточняться, что рассматривать какой бы то ни было инвенциональный план как окончательный есть занятие безрассудное.

[32] Кэррол Л. История с узелками. - М.: Мир, 1985, с. 246.

[33] Топоров В.Н. Тропы. /Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990, с. 520.

[34] Серль Дж. Косвенные речевые акты. /Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986, с. 195 - 196.

[35] Топоров В.Н. Фигуры речи. /Лингвистический йнциклопедическиЙ словарь. ^ М,, 1990, с. 542.

[36] Разумеется, не исключены случаи "этической глухоты" присутствующих. Тогда вместо желаемых результатов очень вежливый говорящий рискует добиться ответов вроде: "Нет-нет, спасибо, мне не дует!", "Мне тоже иногда все кажется несоленым, но соли в пироге, на самом деле, более чем достаточно", "Уверяю тебя, все будет нормально: это прекрасные люди!". Однако такой исход будет лежать не на совести говорящего, а на совести собеседников. Кстати, "этическая глухота" обычно считается непростительной. Вот поведенческие модели, предложенные датскими коллегами в качестве реакций на описанные в сноске случаи "этической глухоты":

· ситуация А: встать и закрыть дверь самому;

· ситуация Б: пойти на кухню и найти соль;

· ситуация В: пообещать прийти и не прийти.

Средства, как мы видим, сугубо радикальные и отнюдь не речевые: за "этическую глухоту", по мнению моих коллег, наказывают не словами, а действиями.

[37] См., в частности: Муравьева Н.В. Тексты массовой информации и аудитория. - М.: ВИПК работников печати, 1989.

[38] Борхес Х.-Л. Сад расходящихся тропок. /Проза разных лет. -; М.: Радуга, 1984, с. 92.

[39] При стремлении к точности теорию фигур следовало бы, конечно, называть теориек тропов и фигур (каковые, собственно, и являются объектами данной теории). Однако традиционно теорию эту называют именно теорией фигур, используя при этом архаичное широкое значение олова "фитура": под фигурами понимались, как это сформулировано в одном из старых пособий по риторике, "уклонения от обычного способа выражения, обнимающие тропы и собственно фигуры, или фигуры в узком смысле слова". Таким образом, очевидно, что старое понимание фигуры было двухступенчатым: фитуры в широком смысле слова (ср.: теория фитур) и фигуры в узком смысле слова - собственно фигуры.

[40] Дюбуа Ж., Эделин Ф.» Клинкенберг Ж.-М., Мэнге Ф., Пир Ф., Тринон А. Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986.

[41] Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. " М.: Прогресс, 1986, с. 68 - 69.

[42] "Известно, что язык избыточен на всех уровнях, то есть элементы языка повторяются в речи. Эта довольно дорогостоящая особенность языка направлена на то, чтобы обеспечить языковым сообщениям определенный иммунитет к ошибкам, возникающим при передаче информации. Объем общей избыточности письменного языка, по имеющимся данным, 4ля современного французского языка составляет около 55%. Это значит, что даже если мы уничтожим 55% произвольно значимых единиц сообщения, то оно все равно может быть понято". (Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986, с. 74 " 75.)

[43] Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с. 167.

[44] Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. Общая риторика. - М. Прогресс, 1986, с. 72.

[45] Понятно, однако, что "установка следовать законам" (как законам высказывания, так и другим законам) и "следование законам" суть не одно и то же. Разнообразные речевые ситуации, в которые ставит говорящего дискурс, могут оказаться таковыми, что одного благородного намерения "не преступать законов" может быть недостаточно. Так, хорошо зная, что для любого суждения должны быть основания (закон достаточного основания), я время от времени вынужден буду, тем не менее, позволять себе суждения, не отвечающие этому закону. Причиной может оказаться как то, что в моем распоряжении просто нет достаточных оснований (ибо, предположим, их не существует вообще), так и то, что предъявляемые мною основания могут казаться достаточными мне, но отнюдь таковыми не быть (не быть вообще или не быть, с точки зрения слушателя).

Таким образом» при сохранении моей установки следовать законам построения высказывания результатом того или иного конкретного моего

[46] Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с.176.

[47] Цит. по: Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с. 174.

[48] Концепция метариторики представлена у Ю.М. Лотмана: там же, с. 175.

[49] Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986, с. 205.

[50] В классической риторике о тропах было принято говорить как об изобразительных средствах языка. Более того, считалось, что в основе любого тропа лежит "картина", что действительно можно наблюдать, если попытаться взглянуть на тропы именно таким образом.

[51] Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов. /Лингвистика и поэтика. - М., 1979.

[52] Лотман Ю.М. Указ. соч., с. 175.

[53] Топоров В.Н. Тропы. /Лингаистическцй энциклопедический словарь. - М., 1990, с. 521.

[54] См.: Григорьев В.П. Тропы. /Литературоведческий энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 446.

[55] Иногда само сравнение рассматривается, как один из тропов, однако для этого, как нам кажется, нет достаточных оснований: фактически каждый из тропов так или иначе связан с аналогией, так что для сравнения как такового практически не остается свободной позиции.

[56] Мандельштам О.Э. Разговор о Данте, - М, 1967, с. 83.

[57] Арутюнова Н.Д. Метафора. /Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990, с. 297.

[58] Там же, с. 296. См. здесь также несколько типов собственно лингвистических классификаций метафоры.

[59] В более поздней науке справедливо считается, что со временем "стирается'* любая метафора, с одной стороны, и что практически любая метафора может быть развернута и/или реализована.

[60] На конкретном примере отношения между метафорой и метонимией блистательно представлены в часто цитируемой нами статье Ю.М. Лотмана: "Если икону в том ее семиотическом значении, которое она приобрела в Византии и во всей восточной церкви, можно считать метафорой, то святая реликвия выступает как метонимия. Реликвия является частью тела святого или вещью, находившейся с ним в непосредственном контакте. В этом смысле вещественный, воплощенный, телесный облик святого заменяется телесной же частью его или вещественным предметом, с ним связанным. Икона же <...> представляет собой вещественный и выраженный знак невещественной и невыразимой сущности божества. <..> Риторический характер иконы проявляется, в частности в том, что роль первого члена метафоры может выполнять не всякое изображение, а лишь такое, которое выполнено в соответствии с утвержденным живописным каноном. <...> На фоне -такой трактовки иконы реликвия может показаться явлением семантически одноплановым. Однако такое представление поверхностно. Отношение материальной реликвии к телу святого, конечно, однопланово. Но не следует забывать, что само понятие "тело святого" таит в себе метафору инкарнации и сложное, иррациональное отношение выражения и содержания". (Лотман Ю.М. Указ. роч., с. 173.)

[61] Обращаем внимание на то, что в некоторых случаях зевгма понимается как силлепс (см. в этом в учебном пособии параграф "Макрофигуры"). При этом термин зевгма сам по себе вообще опускается. Ср.: Литературный энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987, с. 378 (словарная статья "Силлепс").

[62] Иронию тоже иногда рассматривают как самостоятельный троп. В данном учебном пособии этого не делается — прежде всего по той причине, что почти все несобственно тропы содержат возможности иронического использования. Ирония рассматривается здесь в конкретных ее модификациях, чтобы избежать разговора "вообще" и иметь возможность увидеть проявление механизма иронии в каждом конкретном случае.

[63] Топоров В.Н. Фигуры речи. /Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990, с. 543. "

[64] Обратим внимание на то, что обсуждаемые в составе этой группы микрофитуры становятся все более популярными в речевой практике последних лет (особенно в газетной и разговорной), что может быть связано с осознанием многих речевых ситуаций как еще и своего' рода "игрового. поля", ще от говорящих требуется гораздо большей творческой активности, чем было принято считать прежде.

(18.2 печатных листов в этом тексте)

· Размещено: 02.09.2012

· Автор: Клюев Е.В.

· Размер: 752.71 Kb

· постоянный адрес:

· © Клюев Е.В.

· © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:

Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд
Гаспаров Михаил. Занимательная Греция
Гауф Вильгельм. Холодное сердце
Гейзенберг Вернер. Шаги за горизонт
Генон Рене. Заметки об инициации
Герцен Александр. Русские немцы и немецкие русские
Герман Гессе. Степной волк
Гете Иоганн. Фауст
Давид Гильберт. Познание природы и логика
Головин Евгений. Приближение к Снежной Королеве
ГРАНИН Д.А. ЭТА СТРАННАЯ ЖИЗНЬ
И. Грекова. Необязательные украшения.
Грин Александр. Блистающий мир
Станислав Гроф. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии
Гудмен Н. Способы создания миров
Гурджиев Г.И. Последний час жизни
Дебор Ги Эрнест. Общество Спектакля
Жак Деррида. О грамматологии
Дзеви Бруно. Из книги «Уметь видеть архитектуру»
Екатерина Джус. Жертва.
Домбровский Борис. Каким временем мы пользуемся? (Этическая концепция времени)
Юрий Домбровский. Факультет ненужных вещей.
Достоевский Федор Михайлович. Бесы
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга пятая. Глава V. Великий инквизитор
Дренеиндийская философия. Начальный период: Переводы с санскрита
Друц Ефим. Русские цыгане вчера и сегодня
Дугаров Р.Н. «Дэбтэр-чжамцо» — источник по истории монголов Куку-нора
Дугин Александр. 418 масок субъекта (эссе о Сергее Курехине)
Дюркгейм Эмиль. Социология. Ее предмет, метод и назначение
Дюрренматт Фридрих. Зимняя война в Тибете
Дюрренматт Фридрих. Ромул Великий
Фридрих Дюрренматт. Физики
Евтушенко Евгений. Братская ГЭС (поэма)
А.М. Ельяшевич. Чем человек похож на животных и чем отличается от них (природа разума и души)
Ерофеев Венедикт. Москва – Петушки. Поэма
Записки о дзэнском чае
Исаак Башевис Зингер. Мертвый скрипач
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии
Зюскинд Патрик. Парфюмер. История одного убийцы
Иехошуа Авраам Б. Господин Мани. Роман в диалогах
Изречения Египетских отцов.
Итенберг Б. С., Твардовская В.А. Карл Маркс и Александр Герцен: история одной вражды (Глава из монографии "Русские и Маркс: выбор или судьба?")
Каган М.С. Системность и целостность
Калинчук Е. Скобяных дел мастер
Капоте Трумен. Воспоминания об одном рождестве
Капра Фритьоф. Дао физики
Кассиль Лев Абрамович. Кондуит и Швамбрания
Каттнер Генри. Сплошные неприятности
Кауфман Бел. Вверх по лестнице, ведущей вниз
Кафка Франц. Замок
Кафка Франц. Процесс
Кизи Кен. Пролетая над гнездом кукушки
Кирсанов Ф. История теоремы Ферма
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). Учебное пособие для высших учебных заведений
Лариса Кобринская. Лоскутки.
Коваль Юрий. Самая легкая лодка в мире
Колотаев В.А. О фильме М. Антониони «Фотоувеличение» в связи с концепцией символа П.А. Флоренского
Константин Багрянородный. Об управлении империей
Г.Копылов. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ ФЕНОМЕНОВ: ЗЛАЯ СУДЬБА «ЛЖЕНАУК»
Людмила Коробицина. Хреновое поле.
В.Коробов. О “последних вещах” в культе древнеегипетской богини Нейт (постановка вопроса)
Кортасар Хулио. Жизнь хронопов и фамов
Костер Шарль де. Легенда oб Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях
Хулио Кортасар. Об искусстве хождения рядом.
Косилова Елена. Научная маргинальность
Кришнамурти Джидду. Бомбейские беседы (1959 – 1960)
Кришнамурти Джидду. Полет орла
Кришнамурти Дж. Свобода от известного
Кузанский Н. Об ученом незнании. 1440
Кукушкин С.А., Ганус Г.А. (Терлецкий С.А., Терлецкая Г.А.) Притчи. Ведический поток. 2001 г.
Томас Кун. Структура научных революций
Куприн Александр. Штабс-капитан Рыбников
Кэрролл Льюис. Приключения Алисы в стране чудес
Тибетское Евангелие. Е. Лазарев. Тибетское сказание об Иисусе
Лакан Жак. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин
Лао-Цзюнь. Рассуждение о ста заболеваниях
Лассила Майю. За спичками
Леви-Стросс К. Структурализм и экология
Леви-Стросс. Тотемизм сегодня. Глава IV К интеллекту
А.П. Левич. Устойчивое неравновесие Э.Бауэра и гипотеза потока, генерирующего течение метаболического времени
Легенда о докторе Фаусте
Ле Корбюзье Шарль Эдуард. Из книги «Современное декоративное искусство»
Лермонтов Михаил Юрьевич. Герой нашего времени. Часть первая. Журнал Печорина. I. Тамань
Лесков Николай. Тупейный художник. Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)
Лесны Иван. О недугах сильных мира сего (Властелины мира глазами невролога)
Лефорт Рафаэль. Учителя Гурджиева
Ли Харпер. Убить пересмешника
Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах
Лорка Федерико Гарсия. Дуэнде, тема с вариациями
А.Ф.Лосев. Двенадцать тезисов об античной культуре.
Лотман Ю. M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)
Лотман Ю. (совместно с М.Ю.Лотманом) Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания").
На пороге непредсказуемого. Последнее интервью Ю.М. Лотмана
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Ю.М. Лотман. Чему же учатся люди? (Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.).
Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры
Майринк Густав. Вальпургиева ночь
Маккенна Теренс. Пища богов
Маклюэн Маршалл. Пнимание медиа: внешние расширения человека
Мамардашвили Мераб. О психоанализе
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. Беседы 1-12
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке
Манн Томас. Будденброки
Мариенгоф Анатолий. Циники
Маслоу Абрахам. Дальнейшие рубежи развития человека
Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья
Махабхарата. Вып.V, кн.1. ("Мокшадхарма" (Основа освобождения)). Кн.2. (Примечания).
Вилли Мельников. Время - живое существо
Мень А. Познание добра и зла
Мердок Айрис. Честный проигрыш
Месяц С.В. Современная физика – правдоподобный миф?
Мис ван дер Роэ Людвиг. Рабочие тезисы
Мифы индейцев Южной Америки
Младшая Эдда
Монтень Мишель. Опыты. Книга первая
Монтень Мишель. Опыты. Книга вторая
Монтень Мишель. Опыты. Книга третья
C. В. Морозов. Объемный подход к рассмотрению солнечной системы
Московичи С. Машина, творящая богов
Моэм Сомерсет. Театр
Мураками Харуки. Страна чудес без тормозов и Конец Света
Набоков Владимир. Другие берега
Нестеров И.В. Краткий курс игры в «дурака»
Никодим Святогорец Преподобный. Невидимая Брань
Никольский Валерий. Лики любви
Фридрих Ницше. Казус Вагнер ("Der fall Wagner")
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла Прелюдия к философии будущего
Ницше Фридрих. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм
Ницше Фридрих. Человеческое, слишком человеческое
Нудельман Рафаил. Как работает мышление?
Нушич Бранислав. Автобиография
O`Брайен Барбара. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно (Операторы и Вещи)
Овчинников Всеволод. Ветка сакуры
Оккам Уильям. Отрывки
О`Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
Булат Окуджава. Искусство кройки и житья
Окуджава Булат Шалвович. Путешествие дилетантов
Олеша Юрий. Воспоминания о Юрии Олеше
Ортега-и-Гассет Хосе. В поисках Гете
Ортега-и-Гассет Хосе. Идеи и верования
Ортега-и-Гассет Хосе. Размышления о "Дон Кихоте". Краткий трактат о романе
Оруэлл Джордж. 1984
Оруэлл Джордж. Скотный двор
Бхагаван Шри Раджниш (ОШО). Тантра: высшее понимание: Беседы о "Песне Махамудры" Тилопы.
ОШО. Освобождение.
Милорад Павич. Пейзаж, нарисованный чаем
Милорад Павич. Шляпа из рыбьей чешуи. Любовная история
Панов Вадим. Кафедра странников
А.Г.Парфенова. Совенок.
Пастернак Борис Леонидович. Доктор Живаго
Паустовский Константин. Блистающие облака
Паустовский Константин. Кара-Бугаз
Пелевин Виктор. Затворник и Шестипалый
П.Перлин. Опыт современного прочтения "Тибетской книги мертвых" в западной культуре
Людмила Петрушевская. Лингвистические сказочки.
Пико делла Мирандола Джованни. Речь о достоинстве человека
Перес‑Реверте Артуро. Тайный меридиан
Фредерик С. ПЕРЛЗ. ВНУТРИ И ВНЕ ПОМОЙНОГО ВЕДРА
Платонов Андрей. Взыскание погибших
Платонов А. Потомки солнца
Подвиги и смерть Патрокла
Познер В. Человек чести
Пригожин И. Философия нестабильности
Притчи человечества / Сост. Б.В. Лавский
Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки
В.Я. Пропп Морфология "волшебной" сказки
Пруст Марсель. В поисках утраченного времени: В сторону Свана
Пушкин А.С. Гробовщик
А.М. Пятигорский "Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии". (Лекция первая)
Литература и миф. Беседа Григория Бондаренко с философом, профессором Лондонского университета Александром Пятигорским.
Мифология и сознание современного человека. Лекция Александра Пятигорского
Радин Пол. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи
Радищев Александр Николаевич. Путешествие из Петербурга в Москву
Раушенбах Борис Викторович
Norman Hugh Redington. История Растафарианства c точки зрения эфиопского православия и c комментариями растафарианца (Kris Reynolds).
Ригин А.С. Безмолвие и свет (традиция исихазма в контексте истории)
Рид Майн. Всадник без головы
Чогял Намхай Норбу Ринпоче. Дзогчен и Дзэн
Намхай Норбу Ринпоче. Дзогчен-самосовершенное состояние
Ромен Роллан. Кола Брюньон
Рыбаков Анатолий. Тяжелый песок
Саган Франсуаза. Немного солнца в холодной воде
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из врачебной практики
Салтыков-Щедрин М.Е. Невинные рассказы.
Салтыков‑Щедрин Михаил Евграфович. История одного города
Сант’Элиа Антонио. Манифест футуристской архитектуры
В.И.Сапон. Рыцари Ордена Духа (О нижегородских диссидентах 1920-х годов).
Сартр Ж.-П. Воображение
Сатгуру Свами Вишну Дэв. Кодекс Мастера. Путь совершенства
Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера
Святополк-Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Т. 2: Современная русская литература (1881 – 1925)
Север Феликсович Гансовский. Голос. (Рассказ).
Секацкий Александр. Моги и их могущества
Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц
Сент-Экзюпери Антуан де. Планета людей
Славинская Н.В. Из невысказанного…
Смитсон Алисон, Смитсон Питер. Город как целое
Соловьев Леонид. Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия
Соловьев Леонид. Повесть о Ходже Насреддине. Очарованный принц
Сочинения Козьмы Пруткова
Старшая Эдда
Стефаник Василь. Вор
Стефаник Василь. Каменный крест
Сэй-Сенагон. Записки у изголовья
Стерн Лоренс. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии
Роберт Столл. Множества. Логика. Аксиоматические теории
Строев Александр. Россия глазами французов ХVIII — начала XIX века
Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом
Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Отягощенные злом, или сорок лет спустя
Олжас Сулейменов. Аз и Я.
Сунь‑Цзы. Искусство войны
Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности
СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА
Сутра помоста шестого патриарха (“Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна]”)
Твен Марк. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
Теофраст. Характеристики. Парадоксы души
Тэффи, Осип Исидорович Дымов, Аркадий Тимофеевич Аверченко, О.Л.Д’Ор. Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
Шри Тилопа. МАХАМУДРА УПАДЕША
Толкин, Джон Рональд Руэл. Хоббит, или Туда и обратно
Толстой Л.Н. Для чего одурманиваются люди?
Толстой Л.Н. Холстомер. История лошади
Лев Толстой. Карма
Юрий Трифонов. Нетерпение
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
Улицкая Людмила. Даниэль Штайн, переводчик
Успенский П.Д. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения. Приложение: ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки).
Лион Фейхтвангер. Лже‑Нерон
Флоренский П.А. Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей)
Франкл Виктор. Человек в поисках смысла
Фриш Макс. Дон Жуан, или любовь к геометрии
Фриш Макс. Санта Крус
Фуко Мишель. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью
Фуко Мишель. История безумия
Фуко Мишель. История сексуальности – III: Забота о себе
Мишель Фуко. Что такое автор
Хаксли Олдос. Вечная философия
Хаксли Олдос. Наркотики, которые формируют умы людей
Хармс Д. О времени, о пространстве, о существовании
Хемингуэй Эрнест. По ком звонит колокол
Хёг Питер. Фрекен Смилла и ее чувство снега
Хёйзинга Йохан. Homo ludens
Хеллер Джозеф. Уловка-22
Хлебников Велимир. Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор 1
Хокинг Стивен. Краткая история времени...
Сергей Хоружий. РОД ИЛИ НЕДОРОД? Заметки к онтологии виртуальности
Хоружий С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя
Цвейг Стефан. Нетерпение сердца
Цвейг Стефан. Шахматная новелла
Стефан Цвейг «Фридрих Ницше»
Цветаева Марина. Живое о живом (Волошин)
Анастасия Цветаева. Сказ о звонаре московском
Марина Цветаева. Повесть о Сонечке.
Хаксли Олдос Леонард. Контрапункт
В.А. Часов. Жизнь на земле.
Чехов Антон Павлович. Ведьма
Чехов Антон Павлович. Дама с собачкой
Д.А. Шабанов. Принцип антропности и парадокс целесообразности
Т. Шарден. Феномен человека. Фрагмент
Шварц Евгений. Дракон
Шварц Е. Тень
Шварц-Барт C. Жан-Малыш с острова Гваделупа
Шмеман Александр. Иосиф Бродский читает свои стихи
Г.П.Щедровицкий. Из лекций по психологии.
Шоу Бернард. Пигмалион
Шоу Бернард. Тележка с яблоками
Эзоп. Басни
Эйнштейн Альберт. Эйнштейн о религии
Эко У. Зметки на полях «Имени розы». Костюкович К. Орбиты Эко. Лотман Ю. Выход из лабиринта
Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие
Эразм Ротердамский. Жалоба мира
Карл В. Эрнст. Суфизм.
Эренбург Илья Григорьевич. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников
В.П. Эфроимсон. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)
Л.А. Юзефович. Самодержец пустыни
Юнг Карл. Красная книга
Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ (Сокрытое в листве»)
Янг Джон. Христианство
Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: