Естественный образ жизни человека как биологического вида
это собирательство продуктов природы.
Оно же хронологически представляет собой первый тип на_
родного хозяйства.
В тропических лесах и сейчас находят племена, хозяйство ко_
торых так и осталось на этом уровне (возможно, им пришлось
вернуться к собирательству, будучи загнанными врагами вглубь
джунглей).
Во всяком случае, этим народам собирательство обеспечивает
воспроизводство жизни. Большинство первобытных общин
в разное время перешло от собирательства к тому или иному типу
производящего хозяйства.
Можно было выбрать охоту, кочевое скотоводство, растение_
водство.
Некоторые общины так и остались при своем первом типе
производящего хозяйства.
Существуют земледельческие народы, которые недалеко ушли
от своих предков по набору сельскохозяйственных культур, тех_
нологии производства и урожайности. Основным видом хозяй_
ства некоторых племен до сих пор служит загонная охота, напри_
мер, африканских пигмеев, а ряд народов Африки и Азии и в на_
|
|
ше время ведет образ жизни кочевых скотоводов.
Другие общины полностью или частично сменили хозяй_
ственный профиль. Чаще это происходило в результате насиль_
ственного их включения в состав больших колониальных госу_
дарств.
Например, при советской власти присоединенные к России
туркмены перестали вести кочевое скотоводческое хозяйство,
а народ в соседнем Афганистане — пуштуны, который не был ни_
когда никем завоеван, как в самой глубокой древности, продол_
жает заниматься кочевым скотоводством.
Тип хозяйства и особенности его последующего развития ис_
торически определялись в основном тремя факторами: природ_
ными задатками народа (важную роль играет самосознание, мен_
талитет), средой обитания (экология) и отношениями с соседями
(геополитика).