Приемка продукции по качеству

В контрактах купли-продажи предусматриваются условия о качестве поставляемой продукции, которые выделяются в специальный раздел, либо входят в состав раздела «Предмет контракта». В соответствии со статьей 76 Основ гражданского законодательства качество продаваемой продукции должно соответствовать условиям контракта. Если в контракте не предусмотрены условия качества, то продавец обязан передать покупателю продукцию обычного качества.

Качество продукции в контрактах, заключенных в пределах одной страны, определяется принятыми стандартами. Чтобы покупатель получал качественную продукцию, организация-изготовитель обязана создавать условия для этого: правильно оформ­лять документы, удостоверяющие качество, своевременно их отсылать, соблюдать действующие на транспорте правила погрузки, крепления грузов, а самое главное — обеспечивать отгрузку продукции высокого качества.

Приемку продукции от органов транспорта осуществляет получатель. В настоящее время в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (№ П-7) существуют следующие сроки приемки продукции:

♦ для скоропортящейся продукции — 24 часа после поступления транспортного средства на склад;

♦ при одногородней поставке — не позднее 10 дней;

♦ при иногородней — не позднее 20 дней.

Получатель при приемке продукции от органов транспорта должен проверить исправность пломб, техническое состояние транспортного средства, наличие защитной маркировки, исправность тары, т. е. все то, что свидетельствует, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

В ряде случаев, предусмотренных действующими на транспорте правилами, получатель продукции обязан потребовать от органов транспорта составление коммерческого акта, а при доставке продукции автомобилем — отметки на товарно-транспортной накладной.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийным сроком службы, должен быть составлен в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока. Торговые организации могут составлять акт о скрытых дефектах в течение четырех месяцев после получения продукции. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя, то к установленному 5-дневному сроку прибавляется время, необходимое для проезда.

Скрытыми дефектами считаются такие, которые не могут быть обнаружены при обычной проверке и проявляются лишь в начальный период эксплуатации, в процессе подготовки к монтажу или при монтаже, испытании.

Приемку продукции по качеству осуществляют уполномоченные на это руководителем предприятия или его заместителем компетентные лица (представитель службы главного инженера или менеджер по качеству).

Приемка продукции по качеству и комплектности проводится в соответствии с техническими условиями, стандартами и другими обязательными для сторон правилами, а также по таким сопроводительным документам, удостоверяющим качество, как сертификат, технический паспорт, удостоверение о качестве. Если документы, подтверждающие качество продукции, отсутствуют, это не является причиной приостановки приемки. В этом случае должен быть составлен акт о фактическом качестве и комплектности продукции в соответствии с ГОСТ.

В случаях обнаружения отклонений качества поступившей продукции от требований стандартов, получатель должен приостановить дальнейшую приемку продукции и составить акт. Кроме того, для дальнейшей приемки продукции получатель должен вызвать изготовителя (отправителя), явка которого обязательна.

Представитель из того же города должен явиться не позднее следующего дня, иногородний — обязан сообщить телефонограммой или телеграммой не позднее, чем на следующий день свое решение о направлении представителя.

Изготовитель (отправитель) продукции имеет право уполномочить на участие в приемке продукции представителя другого предприятия, выдав ему разовое удостоверение для участия в приемке по качеству и комплектности.

Если изготовитель (отправитель) продукции или его представитель не явились в срок, то проверка качества может осуществляться с представителем независимой экспертизы.

Лица, подписывающие акт о приемке продукции по качеству и комплектности, который содержит не соответствующие реальности данные, несут установленную законом ответственность.

В тех случаях, когда стандартами, техническими условиями или договором предусмотрен отбор проб для качества, осуществляется выборочная проверка с распространением ее результатов на всю партию поступившей продукции.

Об отборе проб составляется акт, который подписывается всеми лицами, участвующими в приемке. Один экземпляр акта направляется изготовителю, другой остается у получателя. Отобранные образцы продукции хранятся до разрешения спора о качестве, а в случае передачи материалов в органы прокуратуры и суда — до разрешения дела в этих органах.

Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникают разногласия о причинах происхождения дефектов и их ха­рактере, то для определения качества продукции получатель должен пригласить независимого эксперта, при этом составляются акты по форме, представленной в приложении 2 к данной главе.

Акт, устанавливающий отклонения от требуемого качества продукции и составленный с участием представителя получателя и изготовителя (приложение 1 к главе), утверждается руководителем предприятия-получателя не позднее 3-дневного срока.

Акты, подготовленные независимыми экспертами, утверждаются в порядке, предусмотренном положениями об экспертных организациях.

При поставках продукции, не отвечающей требованиям качества и комплектности, получатель (покупатель) предъявляет изготовителю претензию, к которой прилагаются следующие документы:

♦ акт приемки продукции по качеству и комплектности;

♦ документы изготовителя, удостоверяющие качество и комплектность продукции;

♦ транспортный документ;

♦ документ, подтверждающий полномочия представителя, участвующего в приемке продукции;

♦ упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлена некачественная или некомплектная продукция;

♦ акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа отобранных образцов (проб);

♦ другие документы, которые могут свидетельствовать о причинах появления некачественной продукции или ее некомплектности.

Если дефект обнаружен у товара, купленного в магазине, то покупатель вместо приемного акта должен представить изготовителю:

♦ заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина, в котором даются наименование товара, его изготовитель и поставщик, цена, сущность дефектов и причины их возникновения, время продажи, обмена, ремонта или возврата стоимости;

♦ документы, предусмотренные Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговле и подтверждающие ненадлежащее качество товаров;

♦ расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: