double arrow

Характеристика качества товара

ЛЕКЦИЯ 9

Себестоимость продукции

11) Плановая прибыль I

12) Фрахт до порта отправления

13) Перевалка, складирование в порту,

портовые сборы, комиссии экспедитора

14) Экспортные таможенные платежи = Цена «Франко вдоль судна» FAS

15) Расходы на документы, погрузка, коносамент,

морской фрахт до места назначения = Цена «Стоимость и фрахт» CFR

16) Страхование FPA

(free particular average) = Цена «Стоимость, страхование и фрахт» CIF

Перевалка в порту назначения = Цена «Поставка с пристани» DEQ

Рис.2.2. Структура цены сделки в зависимости от условия поставки «Инкотермс 2000» для морского транспорта

Указание названия условия поставки согласно «Инкотермс» в представляемых в таможню документах необходимо для проверки правильности заявляемой декларантом таможенной стоимости товара, так как основной метод определения таможенной стоимости «Метод по цене сделки с ввозимыми товарами» (Тема 13) предусматривает включение в таможенную стоимость фактических затрат по приобретению и доставке товара до порта или другого места ввоза, независимо от того, кем они (затраты) были понесены,


· Общие требования к качеству товара

Покупатель и конечные потребители импортного товара прежде всего заин­тересованы в получении товара надле­жащего качества. Именно качество товара является краеугольным вопросом всей внешнеторговой операции, нередко отодвигая на второй план уровень контрактной цены. По дешевке покупают некачествен­ный товар лишь безответственные лица, пренебрегающие интересами потребителей и не стремящиеся добиться высокой деловой репутации на внутреннем и внешних рынках. Что же вкладывается в понятие качества товаров, услуг?

По международному стандарту ИСО 8402, «Качество — совокуп­ность свойств и характеристик продукции или услуги, которые прида­ют им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Таким образом, качество товара характеризуется как правило, не единственным показателем, а некой их совокупностью. Их конкрет­ные характеристики определяются спецификой поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ. Каждый товар предназначен для удовлетворения каких-либо личных или производственных по­требностей. Эти потребности, определяющие назначение товара, мо­гут быть точно оговорены сторонами контракта либо подразумеваться (предполагаться).

Значительный круг вопросов, касающихся качества товара, регла­ментирован в ГК РФ и ряде международных документов — Венской конвенции, Инкотермс-2000, двусторонних и многосторонних ОУП.

Согласно ГК РФ (ст. 469) Продавец обязан передать Покупателю то­вар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При от­сутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, при­годный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обя­зан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если в установленном законом порядке предусмотрены обязатель­ные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным тре­бованиям.

По соглашению между продавцом и покупателем может быть пере­дан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в преду­смотренном законом порядке.

В Венской конвенции ряд статей посвящен тем или иным вопро­сам качества товара. Так, ст. 30 гласит: «Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собст­венности на товар в соответствии с требованиями контракта и настоя­щей Конвенции».

В статье 35 говорится об обязанности продавца поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требова­ниям контракта и который затарен или упакован так, как это тре­буется по контракту.

Товар считается не соответствующим контракту, если он:

• не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется;

• не пригоден для любой конкретной цели, о которой продавец прямо или косвенно был поставлен в известность во время заключения контракта, за исключением тех случаев, когда из обстоятельств следу­ет, что покупатель не полагался или что для него было неразумным по­лагаться на компетентность и суждения продавца;

• не обладает качествами товара, представленного продавцом по­купателю в качестве образца или модели;

• не затарен или не упакован обычным для таких товаров спо­собом, а при отсутствии такового — способом, который является над­лежащим для сохранения и защиты данного товара.

Однако продавец не несет ответственность за любое несоответст­вие товара, если во время заключения контракта покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии.

В статье 36 указано, что продавец несет ответственность за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным толь­ко позднее, и которое возникает после вышеуказанного момента и явля­ется следствием нарушения продавцом любого своего обязательства.

Целесообразно детализировать ряд вопросов качества товара в само­стоятельной статье контракта. В этой статье желательно дать достаточно подробную характеристику качества товара, указать при необходимости его назначение, соответствие требованиям безопасности в отношении здоровья, жизни, имущества людей и окружающей среды, установить порядок проверки качества товара и перечислить представляемые про­давцом документы, которые подтверждают соответствие качества по­ставленного товара предусмотренным в контракте условиям.

· Способы определения качества товара

Существуют различные способы определения качества товараво внешнеторговых контрактах. Выбор того или иного способа определения качества товара зависит от специфики то­вара, сложившейся торговой практики и других обстоятельств, в частности, от того, насколько данный товар известен на рынке страны По­купателя, закупался ли он ранее или импортируется впервые. Если этот товар закупается впервые, к определению его характеристики в контракте надо подойти особенно тщательно.

Для российского Продавца целесообразно ориентироваться на действующие в нашей стране стандарты и технические условия. Если они не известны иностранному Покупателю, тот вправе рассчитывать на содействие Продавца в получении соответствующего российского стандарта, технических характеристик, при необходимости в переводе на язык страны Покупателя или иной иностранный язык. Если рос­сийский стандарт совпадает с международным, следует ссылаться на международный стандарт. Но при импортных операциях российскому Покупателю нецелесообразно настаивать на включении в контракт ссылок на российский стандарт, поскольку действие национальных стандартов не распространяется на иностранную продукцию.

Во многих случаях Продавцу приходится идти навстречу пожеланиям конкретных Покупателей и обеспечивать изготовление товара повы­шенного качества по сравнению с отечественными техусловиями (в ча­стности, машинно-технические изделия для разных зарубежных стран поставлялись в экспортном, тропическом, северном исполнении).

При достижении договоренности о применении международного стандарта или национального стандарта страны контрагента россий­ская сторона должна хорошо знать условия этого стандарта и быть убеждена в их соответствии отечественным экспортным возможно­стям или импортным потребностям. В контракте следует указывать не только название стандарта, но и его номер, дату утверждения и наиме­нование организации, утвердившей (разработавшей) этот стандарт.

Вообще российским участникам ВТД полезно шире изучать стандарты, применяемые в зарубежных странах производителями и продав­цами на те виды продукции, которые интересуют российскую сторону. Следует учитывать, что количество иностранных стандартов быстро возрастает. Уже утверждено около 20 тыс. международных стандартов и гораздо больше национальных (только в США действует около 100 тыс. стандартов на федеральном уровне). Особое внимание следует уделить международным стандартам ИСО[9], на чем остановимся ниже в связи с сертификацией продукции и выпускающих ее предприятий.

Продавцу достаточно выгодно определять качество товара по его предварительному осмотру Покупателем, например на складе Продав­ца, на выставке, перед продажей на аукционе. Покупатель также заин­тересован осмотреть предлагаемую партию товара, обстоятельно изу­чить его свойства, провести необходимые анализы, после чего он может принять условие качества «по предварительному осмотру» в обозначенном месте.

Недорогие виды сырья, включая вторсырье (металлолом, бумажная макулатура, бой стеклотары), могут быть проданы на условии «тель-кель» (такой, какой есть), что подразумевает поставку товара без конкретизации его качественных характеристик, лишь бы он был при­годен для использования по назначению.

При импорте отечественный Покупатель вправе подходить к ха­рактеристике качества товара более придирчиво. Получив от иностранного Продавца каталоги, качественные и технические характери­стики, образцы предложенного им товара, Покупатель тщательно изучает их, проверяет их соответствие российским нормативным тре­бованиям и запросам отечественных потребителей. Необходимые кон­сультации и апробацию можно получить в организациях, подведомственных Госстандарту или уполномоченных этим ведомством. Целесо­образно также по возможности выяснить приемлемость качества данного товара для других покупателей, работающих на этом рынке.

Покупателю не надо торопиться с безоговорочным принятием тех условий качества, которые первоначально предложены Продавцом. Уторговывание условий качества, как и других условий сделки, в ходе коммерческих переговоров соответствует нормальной торговой практи­ке. Покупатель вправе добиваться улучшения тех или иных показателей качества, вносить свои коррективы. Как правило, Продавец заинтересо­ван по возможности учитывать разумные требования Покупателя.

Покупатель, хорошо знающий качественные характеристики им­портного товара, может инициативно выдвигать свои требования по качеству, направлять иностранному Продавцу свои технические ха­рактеристики, спецификации, описание интересующего товара. Это относится к широкому ассортименту товаров, услуг, работ и особенно важно при закупках оборудования, изготавливаемого по специальному заказу российского Покупателя. При закупках машинно-технической продукции Покупатель заботится о включении в контракт требований по экономичности (расход топлива, энергии), металлоемкости, технике безопасности и экологичности.

Во многих внешнеторговых контрактах качество товара определя­ется конкретными показателями. Покупатель обычно заинтересован в расширительном перечне таких показателей, чтобы повысить ответст­венность Продавца. Что же касается Продавца, он, напротив, стремит­ся сузить круг обязательных качественных показателей (некоторые по­казатели приводятся как индикативные, т.е. для сведения, а не обяза­тельного соблюдения), воздерживаясь от включения в контракт второстепенных показателей, чтобы не давать Покупателю лишнего повода для предъявления претензий после поставки товара.

Широкая гамма товаров предлагается к продаже по образцам (моде­лям). Это весьма распространено в торговле потребительскими товарами, включая продовольственные, парфюмерно-косметические, фар­мацевтические товары, различные виды одежды, обуви, постельные принадлежности, ковровые изделия, бытовую технику — домашние холодильники, кухонные принадлежности, видео- и аудиоаппаратуру, а также личные транспортные средства.

Обычно Продавец по своей инициативе представляет Покупателю образцы предлагаемого товара либо сам Покупатель запрашивает об­разцы интересующих его видов, сортов товара у Продавца. После одоб­рения Покупателем полученного образца по договоренности обеих сторон во внешнеторговом контракте оговаривается, что качество по­ставляемого товара должно соответствовать определенному образцу (модели) или быть не ниже, чем указанный образец. В этом случае в контракте целесообразно уточнить, что принято за эталон одобренно­го Покупателем образца, количество действующих эталонов, порядок и срок их хранения. И еще важно оговорить порядок сличения постав­ленной партии товара с эталоном.

В торговле пищевыми продуктами, парфюмерными изделиями, лекарственными средствами необходимо руководствоваться требова­ниями ФАО и ВОЗ, предусматривающими отсутствие в такого рода продукции вредных добавок, примесей и ее экологическую чистоту.

Дополнительные требования в отношении ввозимых и вывозимых пищевых продуктов установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Особое внимание следует обращать на продукты с индексом «Е», содержащие различные пищевые добавки: красители, консерванты, подсластители, антиокис­лители, стабилизаторы, эмульгаторы и др., которые добавляются к различным консервированным и другим переработанным продуктам, колбасным изделиям, рыбопродуктам, молочным продуктам, сырам, животным и растительным мас­лам, маргарину, майонезу, соусам, кремам, бульонным кубикам и другим супам, мучным и кондитерским изделиям, сиропам, повидлу, джемам и конфитюрам, мороженому, картофельным хлопьям, воздушной кукурузе, спиртным и безалко­гольным напиткам, сокам и нектарам, жевательной резинке и т.д.

Одни добавки могут быть, полезными или хотя бы безвредными для здо­ровья, но некоторые, не прошедшие весь комплекс испытаний, относятся к «группе риска», другие считаются токсичными, опасными для здоровья, вызы­вающими недомогания и тяжелые заболевания (злокачественные опухоли, бо­лезни желудочно-кишечного тракта, печени и почек).

Российские экологические службы предоставляют подробную информацию относительно продуктов с определенными индексами, которые не разрешены или запрещены в России, а также об опасных добавках.

Во внешнеторговых контрактах в интересах Покупателя возможно определение качества товара не одним, а двумя или более способами, Например, оговаривается, что товар по качеству должен соответство­вать определенному действующему стандарту, и приводится подроб­ное описание качественной характеристики товара, а также дается ссылка на одобренный образец (эталон) конкретной товарной партии.

Помимо давно утвердившейся практики согласования требований к качеству товара между сторонами контракта в конце XX в. в законо­дательстве и торговой практике зарубежных стран ужесточились тре­бования по безопасности товаров для потребителей и окружающей среды. Подобные требования узаконены в России, закреплены в ряде международных соглашений.

· Сертификация товаров и услуг

Укажем на Законы РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В Законе «О защите прав потребителей» (ст. 7.4) говорится: «Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потреби­теля и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопас­ность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертифи­кации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), под­лежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям...».

Закон «О техническом регулировании», разработанный с учетом зарубежного опыта, вступил в силу в середине 2003 г. и одновременно утратил силу прежний Закон «О сертификации продукции и услуг» 1993 г., в котором были изложены особые условия ввоза импортируе­мой продукции.

Согласно новому Закону техническое регулирование понимается как правовое регулирование отношений в области установления, при­менения и исполнения требований к продукции, процессам производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и в области оценки соответст­вия. Определенные требования являются обязательными, другие же применяются на добровольной основе.

В отдельных главах Закона излагаются положения о технических регламентах (гл. 2), стандартизации (гл. 3), подтверждения соответствия, включая вопросы сертификации (гл. 4), органах по сертификации испытательных лабораториях/центрах (гл. 5), государственном конт­роле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов (гл. 6) и др.

Предусмотренные законом технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 6). Техниче­ские регламенты применяются одинаковым образом к отечественной, экспортируемой и импортируемой продукции независимо от страны происхождения, видов или особенностей сделок.

Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые утверждали перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время номенклатура продукции и услуг, под­лежащих обязательной сертификации в России, достаточно обширна и периодически пополняется новыми позициями. Она включает практически все потребительские товары (как продовольственные, так и непродовольственные), а также некоторые виды оборудования[10].

Госстандарт периодически публикует нормативные требования в отношении порядка ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии с установками Госстандарта российский им­портер должен предусматривать проведение сертификации ввозимых, как правило, до их поставки из-за границы, чтобы обеспечить безопасность, экологическую чистоту и функциональные свойства импортных товаров и исключить завоз некачественных товаров. Необ­ходимую информацию по вопросам сертификации импортных и экс­портных товаров можно получить в НИИ сертификации Госстандарта.

Таким образом, при импортных операциях российский Покупа­тель обязан соблюдать нормативные требования по безопасности, дей­ствующие в России, а также предусмотренные в международных согла­шениях, и учитывать подобные требования, существующие в стране контрагента.

Сертификация экспортируемой продукции должна соответство­вать требованиям, существующим в стране иностранного Покупателя (потребителя). Покупатель знакомит российского Продавца с этими требованиями. Их выполнение позволяет существенно, а иногда мно­гократно повысить цену экспортного товара.

· Порядок проверки качества товара

Во внешнеторговом контракте целесо­образно предусмотреть порядок провер­ки качества товара, конкретизиро­вать, кем (какой организацией), где (в каком пункте) и когда (в какие сроки) осуществляется такая проверка. При этом следует учитывать ранее упоминавшиеся положения Венской конвенции, Инкотермс-2000 и других международных документов.

Для Продавца предпочтительно, чтобы проверка товара проводи­лась на предприятии-изготовителе (в цехе на завершающих стадиях производственного цикла, на складе готовой продукции) или на определенном складе в месте поставки либо в пункте отправки товара в адрес Покупателя (на складах железнодорожной станции отправле­ния, выходного морского порта или иной транспортной организа­ции).

Покупателю в целях максимальной защиты собственных интере­сов и интересов потребителей импортного товара выгоднее, чтобы проверка осуществлялась после прибытия товара в пункт назначе­ния — на складе конечного получателя либо во входном погранпункте.

В целях соблюдения взаимных интересов сторон контракта жела­тельно предусмотреть возможность участия представителя Покупателя при проверке товара в стране Продавца, равно как и участие предста­вителя Продавца при проверке товара в стране Покупателя.

Следует иметь в виду определенные различия между проверкой ка­чества товара (инспектированием) и его окончательной приемкой по качеству. В необходимых случаях условия инспектирования, испыта­ний и сдачи-приемки товара по качеству и количеству излагаются в от­дельных статьях контракта.

По ряду товаров возникает необходимость согласования методики проверки качества товара, проведения испытаний, поскольку они мо­гут оказаться неодинаковыми в странах Продавца и Покупателя. А рос­сийские участники ВТД не всегда знакомы с методами проверки качества того или иного товара в стране контрагента[11]. Наиболее сложные методы проверки товара, проведения испытаний встречаются в тор­говле сложным оборудованием.

Немаловажное значение имеет заблаговременная договоренность между сторонами контракта, будет проводиться выборочная или сплош­ная проверка качества товара, какой применять порядок отбора проб из однородной партии товара.

Например, при импорте фруктов во избежание излишнего нарушения со­хранности тары во многих случаях российская сторона договаривалась с ино­странными Продавцами о том, чтобы пробы отбирались наугад из разных мест партии в пределах 5% от общего количества. С Продавцами, традиционно постав­ляющими высококачественный товар, процент отбора проб снижался до 2% мест.

· Документы о качестве товара

Особое внимание следует уделять ука­занию в контракте документов, кото­рые должен представить Продавец По­купателю в подтверждение качества поставленного товара. Здесь целе­сообразно указать весь перечень представляемых документов, кем и где они выдаются, каким путем передаются Покупателю. Содержание таких документов определяется спецификой товара и особенностью поставки, а также существующими международными требованиями и рекомендациями.

В интересах Продавца — свести до минимума количество докумен­тов на экспортируемый товар, чтобы не обременять себя излишним оформлением. Как минимум Продавец представляет Покупателю сер­тификат качества, выданный изготовителем товара, или единый това­росопроводительный документ[12], принятый в отечественной внешне­торговой практике, а также в ряде зарубежных стран.

По требованию Покупателя в целях более объективной проверки ка­чества товара в стране Продавца последний обеспечивает получение сертафиката качества независимой стороны. Такой сертификат может выда­ваться компетентной государственной организацией, торговой палатой, контрольной (сюрвеерской) фирмой, испытательной лабораторией в стране Продавца. При этом Продавец вправе предложить Покупателю оплатить расходы по оформлению дополнительного документа о качест­ве. В России традиционно осуществляют проверку качества импортных и экспортных товаров и выдают необходимые сертификаты (по желанию заказчика на иностранном языке) такие организации, как Мосэкспертиза, Росэкспертиза и др. Кроме того, они уполномочены выдавать серти­фикаты соответствия по заявкам российских участников ВТД.

Если при экспортной операции иностранный Покупатель настаи­вает на представлении дополнительных документов о качестве (вклю­чая сертификат соответствия, протокол испытаний на машинно-тех­ническую продукцию и др.), российскому Продавцу желательно доби­ваться согласия Покупателя на оформление всех документов в нашей стране и признание их юридической силы.

На импортные товары, подлежащие обязательной сертификации, целесообразно добиваться от иностранного Продавца получения над­лежащего сертификата соответствия (сертификата безопасности, протокола испытаний), выданного в стране Продавца испытательной лабораторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах — членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Наряду с сертификацией качества товара (конечного изделия того или иного предприятия) все большее значение приобретает сертифи­кация самих предприятий, фирм, производящих определенные товары и услуги, включая сертификацию их систем менеджмента, управления качеством, производственно-технологических процессов.

· Международные стандарты ИСО

Международная организация по стан­дартизации (ИСО, англ. ISO), сущест­вующая с 1947 г., приступила в конце 70-х гг. XX в. к разработке единых международных стандартов качест­ва, получивших название серии ИСО 9000 (внедрение систем качества на всех стадиях производства). В работе ИСО активно участвует Рос­сия в качестве полноправного члена. В 2000 г. была принята новая вер­сия стандартов ИСО серии 9000: 2000, существенно изменившая и усовершенствовавшая предыдущую модель 1994 г.

Первый из стандартов серии ИСО 9000: 2000 значительно модер­низирован и теперь называется «Системы управления (менеджмента) качеством. Основы и словарь» (англ. Quality management systemsFundamentals and vocabulary). Следующий стандарт из этой серии — ИСО 9001: 2000 «Системы управления качеством — Требования» (англ. Qualily management systemsRequirements) — вобрал в себя, по существу, три прежних стандарта ИСО 9001 — ИСО 9003 и включил ряд допол­нительных требований. Наконец, ИСО 9004: 2000 «Система управле­ния качеством — Руководство по осуществлению улучшений» (англ. Quality management systemsGuidelines for performance improvements) тоже существенно обновлен.

В серии международных стандартов ИСО 9000 установлены еди­ные требования к системе управления качеством в любой производственной или сервисной компании, определены общие методы, которые используются при построении системы качества, чтобы гарантировать по возможности максимальное удовлетворение потребностей покупа­телей. Эти стандарты применяются именно к системе управления ка­чеством в той или иной компании, а не к конечному продукту или услуге. Такая система реализуется в Зависимости от задач, продукции, процессов и индивидуальных особенностей конкретной организации.

Система качества, построенная на основе стандарта ИСО, не явля­ется чем-то застывшим. Основной принцип эффективной работы сис­темы управления качеством в компании — непрерывное улучшение, совершенствование с учетом предполагаемого роста потребностей клиентов. Персоналу компании необходимо постоянно анализировать текущие производственные и коммерческие процессы, фиксировать недостатки, своевременно корректировать действующие процедуры и политику компании в области качества, для чего требуется эффективно действующая система обучения и переподготовки кадров.

Стандарты ИСО 9000 не устанавливают отдельные требования для какого-либо конкретного производства, но обеспечивают создание универсальной базы для разработки и адаптации собственной системы контроля качества в любой компании. Стандарты ИСО способствуют тому, чтобы сделать процесс производства товара или услуги хорошо продуманным и устойчивым.

Сертификация на соответствие требованиям ИСО 9000 является добровольной для любой компании. Но на мировом рынке покупатели предпочитают иметь дело с компаниями, прошедшими сертифи­кацию. Количество компаний, сертифицировавших системы качест­ва на соответствие требованиям этих стандартов, уже превысило 400 тыс. Сертифицированные компании должны соблюдать единую политику в отношении 20 элементов системы качества — от дизайна до транспортировки. Не менее четверти всех товаров, поименован­ных в ТН ВЭД, производится компаниями, сертифицированными по ИСО 9000.

Сертификат на систему качества подтверждает стабильность и на­дежность его владельца, оказывает существенное влияние на формиро­вание благоприятного общественного мнения о положении предприя­тия на рынке, способствует расширению объема заказов, получаемых от иностранных покупателей, может служить основанием для заключения необходимых договоров со страховыми компаниями, а также для юри­дической защиты интересов предприятия при возникновении ка­ких-либо претензий со стороны покупателя или потребителя.

Вполне понятно, что растет круг российских компаний, стремя­щихся пройти подобную сертификацию. Постановлением Правитель­ства РФ от 2 февраля 1998 г. № 113 предусмотрено соблюдение требо­ваний стандарта ИСО 9000 в качестве необходимого условия для полу­чения оборонного госзаказа.

· Международныесертификационныекомпании

Стандарты ИСО приняты в качестве национальных более чем в 80 государ­ствах мира. В странах Запада действует целый ряд международно признанных компаний, предлагающих свои услуги по сертификации на соответствие ИСО 9000. Наиболее авторитетные из них аккредитованы во многих странах и действуют через местные представительства. В России рабо­тают несколько таких компаний.

Одной из ведущих среди них является «Бюро Веритас Кволити Интер­нэшнл» (Bureau Veritas Quality International) — дочернее предприятие одноименной группы «Бюро Веритас», образованной в 1828 г. в Великобритании. Теперь группа имеет главный офис в Париже и работает более чем в 140 стра­нах с общим персоналом почти 11 тыс. чел. «Бюро Веритас» получило аккре­дитацию в 125 государствах на проведение инспекций от имени правительственных органов и выдачу сертификатов в морском, аэрокосмическом, про­мышленном, строительном секторах, а также на сертификации соответствия международным стандартам и Директивам Европейского сообщества. В последние годы открыло свои представительства в Москве, С.-Петербурге и ряде других городов России.

Высокий международный авторитет в области сертификации систем каче­ства по стандартам ИСО имеет общество «Дет Норске Веритас» («Det Norske Veritas» — D N V), которое было основано в Норвегии в 1864 г., а ныне аккреди­товано в 17 национальных комитетах для проведения сертификации систем, менеджмента и имеет около 300 офисов более чем в 100 странах, в том числе в Москве и С.-Петербурге. В обществе работают около 4,5 тыс. сотрудников. DNV является независимым классификационным и сертификационным об­ществом, его сертификаты признаются во всем мире.

В последние годы сертификацией систем качества стало заниматься анг­лийское общество «Lloyd Register Quality Assurance» — дочернее подразделение известной страховой компании «Lloyd». В США считаются наиболее автори­тетными те сертификационные организации, которые аккредитованы в «U.S. Registrar Accreditation Board» (RAB).

· Гармонизация российских стандартов с международными

В нашей стране ведется большая работа по совершенствованию национальных стандартов и приведению их в со­ответствие с международными.

Основные требования, предъявляемые современными стандарта­ми к изделиям, — это их безопасность, совместимость или взаимозаменяемость. По многим другим параметрам стандарты носят рекоменда­тельный характер.

К началу 2002 г. в России около 40% стандартов гармонизировано с международными, а в некоторых областях машиностроения, в инфор­мационных технологиях — 50%. В некоторых случаях, например в об­ласти надежности техники, Госстандарт предлагает свои стандарты в качестве международных. Российские стандарты, являющиеся международными, носят названия «ГОСТ Р ИСО» или «ГОСТ Р МЭК». Оте­чественная версия стандарта ИСО 9000 носит название «ГОСТ Р ИСО серии 9000».

· Дополнительные специальные документы о качестве

В последней четверти XX в. стало актуальным требование покупателей о представлении продавцом специально­го сертификата о допустимых пределах остаточной радиоактивности.

Для продовольственных и фармацевтических товаров обычно тре­буются сертификаты, подтверждающие, что содержание нитратов, пе­стицидов, микотоксинов, тяжелых металлов, других вредных и ядови­тых примесей не превышает предельно допустимых показателей.

По сельскохозяйственным товарам растительного и животного про­исхождения предусматривается представление соответствующего фито-санитарного, ветеринарного, карантинного сертификата, выданного компетентным государственным органом страны экспортера. В России контроль за импортом и экспортом сельскохозяйственных товаров осу­ществляется специальными службами системы Минсельхозпрода.

На ввозимую и вывозимую продукцию растительного происхождения выдаются фитосанитарные сертификаты Государственной инспекцией карантина растений Минсельхозпрода, на продукцию живот­ного происхождения — ветеринарные сертификаты Департаментом ветеринарного контроля Минсельхозпрода. Кроме того, в необходи­мых случаях требуются санитарные сертификаты, выдаваемые Депар­таментом санитарии и эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор) Министерства здравоохранения.

Согласно требованиям вышеуказанных ведомств во ввозимой из-за границы продукции не должны содержаться подкарантинные объекты и возбудители инфекционных заболеваний. При необходимости перед отгрузкой из-за границы или в процессе морской перевозки импортного растительного сырья проводится его обеззараживание (фумигация), о чем представляется специальный сертификат. До погрузки продоволь­ственного товара на судно в иностранном порту практикуется осмотр трюмов (отсеков танкера) для определения их пригодности к принятию и транспортировке товара, что свидетельствуется в сертификате, подпи­санном компетентным и признанным инспектором.

В итоге российскому покупателю может понадобиться большой набор документов, характеризующих качество товара, причем он впра­ве потребовать, чтобы необходимые документы были составлены на языке страны покупателя, т.е. на русском языке.

Помимо указанных выше документов покупатель нередко требует еще гарантийное обязательство продавца о том, что поставленный то­вар по качеству полностью соответствует условиям контракта.

Сертификат качества и другие документы, предусмотренные конт­рактом, могут передаваться покупателю несколькими способами:

(1) сле­довать вместе с грузом (отсюда название «товаросопроводительные» до­кументы, т.е. сопровождающие товар);

(2) направляться для оплаты через банк при счете и отгрузочных документах, подтверждающих поставку то­вара;

(3) отправляться почтой, авиапочтой, а также электронной почтой.

В контрактные условия качества в широком смысле входит также упаковка, маркировка, гарантии, техническая документация (послед­няя имеет важное значение в торговле машинами и оборудованием, лицензиями, строительными услугами), но чаще эти условия излага­ются в отдельных статьях контракта. Вместе с тем качество товара тес­но связано и с другими условиями контракта, включая цену, условия сдачи-приемки товара, платеж, претензии и т.д.

· Гарантии качества товара

Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и обору­дования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объе­му (целая страница и более).

В современной международной торговле продавцы стремятся вы­звать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качест­вом, но и предоставлением определенных гарантий в отношении по­требительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предо­ставляются в обязательном порядке на все технические изделия и на многие другие товары, включая продовольственные и непродовольст­венные потребительские товары относительно их пригодности к упо­треблению, сроков использования, хранения и т.п.

Естественно, покупатель заинтересован получить от продавца гаран­тии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому во внешне­торговых контрактах предмет гарантии обычно излагается весьма широ­ко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изде­лия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, кон­структивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.

Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а про­давец — по возможности сократить его. Однако если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание цены товара. К этому следует добавить, что при импорте сложного комплектного оборудования важно соблюдать предусмот­ренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода обо­рудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличен­ные гарантийные сроки.

Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется га­рантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая кон­сервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготов­лена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хра­нения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.

Если позволяет специфика товара, российскому покупателю выгод­но, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации това­ра на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты пус­ка в эксплуатацию (для машинотехнических изделий). Приемлемо для покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения това­ра. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.

Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуа­тации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения га­рантийного периода имеет существенное значение, когда продавец опасается, что покупатель не обеспечит своевременный монтаж, на­ладку и пуск оборудования в эксплуатацию.

Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.

Например, ВО «Автоэкспорт» при реализации отечественных автомоби­лей через смешанные общества в западноевропейских странах увеличивало га­рантийный срок до 30 тыс. км пробега (против обычных 20 тыс. км), обеспечи­вая высокий уровень бесплатного техобслуживания в течение этого срока и до­биваясь при этом удержания цен на уровне конкурентов.

Продавец предоставляет покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надле­жащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая пе­ревод соответствующих инструкций на язык страны покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.

Одновременно продавец требует от покупателя неукоснительного соблюдения предоставленных инструкций в течение всего гарантий­ного периода. В случае несоблюдения покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.

Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраи­вал бы российского покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) по­ставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным продавцом.

Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстри­ровать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой орга­низацией с крупной японской компанией.

Продавец гарантирует:

1) поставляемое оборудование соответствует наивысшим дости­жениям мировой науки и техники, которые существуют на данный вид оборудования на момент исполнения контракта;

2) высокое качество материалов, применяемых для изготовления оборудования, безупречную обработку и высокое качество технического исполнения и монтажа, обеспечивающие обычную для поставляемого вида оборудования долговечность;

3) поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с описанием, техническими условиями, спецификацией и условиями контракта; испытано, обеспечивает предусмотренную производительность и качество выпускаемой продукции при условии эксплуатации и обслуживания оборудования в соответствии с инструкциями продавца;

4) доброкачественность, полноту и комплектность технической документации и чертежей, предусмотренных контрактом;

5) срок гарантии нормальной и бесперебойной работы оборудова­ния устанавливается в 12 месяцев с даты пуска его в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки последней части оборудования, без которой оборудование не может быть пущено в эксплуатацию. Эти сроки соответственно продлеваются, если имела место задержка в пус­ке оборудования в эксплуатацию или эксплуатация была приостановлена не по вине покупателя. Указанный срок гарантии не распространяется на быстроизнашивающиеся части;

6) датой пуска оборудования в эксплуатацию считается дата подписания «Протокола о проведении окончательных испытаний и сдачи оборудования в эксплуатацию»;

7) если в период пуска и (или) окончательных испытаний и (или) в течение сроков гарантии выявятся недостатки, неполнота и (или) не­комплектность оборудования и (или) технической документации полностью или частично, то независимо от того, могло ли это быть установлено при испытании на заводах продавца или субпоставщиков, продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления либо замены дефектного оборудования или его частей новым доброкачественным оборудованием.

В этом случае покупатель вправе потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претен­зии по день устранения дефекта или по дате поставки нового оборудо­вания взамен забракованного;

8) замененная дефектная техническая документация, оборудование и (или) части возвращаются продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных предметов, как на территории страны покупателя и страны транзита, так и на территории страны продавца, несет продавец.

Указанный выше срок гарантии в отношении нового оборудо­вания, машин, аппаратов или частей, поставленных взамен дефект­ных, начинается снова с момента ввода их в эксплуатацию;

9) если продавец по требованию покупателя без промедления не устранит заявленные дефекты, то покупатель вправе устранить их сам за счет продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем продавец обязан оплатить ремонт в сумме фактических расходов, нормаль­ных для данного рода операций. Мелкие недостатки, не терпящие от­срочки и не требующие участия продавца в их устранении, исправля­ются покупателем с отнесением на продавца фактических расходов;

10) если обе стороны признают обнаруженные дефекты неустранимыми или на их устранение требуется более четырех месяцев, то по­купатель вправе отказаться от контракта. В этом случае продавец воз­вращает покупателю стоимость поставленного оборудования, уплачивает штраф в размере 8% цены контракта и возмещает покупателю понесенные им в связи с этим убытки;

11) в случае если покупатель не воспользуется своим правом анну­лировать контракт, то продавец обязан без промедления за свой счет устранить все дефекты и уплатить покупателю штраф в размере 8% стои­мости оборудования;

12) продавец обязуется по требованию покупателя направить сво­их специалистов для осуществления шефмонтажа и пуска в эксплуата­цию оборудования, поставленного по контракту;

13) продавец гарантирует покупателю, что продавец обладает в не­обходимом объеме правами на все соответствующие патенты и изобретения на поставляемое оборудование и что оборудование, поставлен­ное по контракту, может быть использовано покупателем без каких-
либо претензий со стороны третьих лиц и без нарушения каким-либо образом их прав.

В случае если покупателю или его клиентам в стране покупателя будут предъявлены со стороны третьих лиц какие-либо претензии, свя­занные с нарушением их патентных прав, продавец обязуется в таком случае возместить покупателю все расходы и убытки причиненные ему или его клиентам, связанные с нарушением этих прав.

Покупатель по получении каких-либо претензий со стороны треть­их лиц, адресованных ему или его клиентам и основанных на таком на­рушении, немедленно извещает об этом продавца, и продавец должен за свой счет и риск принять меры к урегулированию заявленных пре­тензий третьих лиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: