Советская культура этого времени развивалась в атмосфере «о,чуждения» от Западной (от культуры стран капиталистического лагеря). Весьма критично оценивалось все то, что происходило на Западе: как «кризис буржуазной культуры».
Идеологическое давление над интеллигенцией (как научной, так и художественной) привело к появлению движения диссиденства: вынужденной иммиграции деятелей культуры за рубеж. В этот круг вошли:
– писатели – И. Бродский, А. И. Солженицин, В. А. Аксенов,
– философ – А. Ф. Лосев,
– музыканты – Г. Г. Вишневская и М. Л. Ростропович,
– актеры – О. Видов, И. Баскин, позднее С. Крамаров,
– режиссер – А. А. Тарковский,
– артисты балета – М. Барышников, Р. Нуриев.
Это именно те яркие творческие личности, которые были подвержены идеологическому прессингу, а по сути, травли, преследованиям, сопряженными с лишением работы и вынужденным отъездом из СССР.
Вместе с тем, культурная жизнь страны, безусловно, потерявшая ее ярчайших представителей, обогатилась притоком нового молодого поколения деятелей культуры, ярким примером которого был театр «Современник» – О. Ефремов, О. П. Табаков, Г. Волчек, И. Кваша, Евг. Евстигнеев и др., а также театр на Таганке – Ю. Любимов, В. Золотухин, В. Смехов, Б. Хмельницкий, В. Высоцкий и др.