Концептуальные положения «Перестройки»

Михаил Сергеевич Горбачев был выбран на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР после нескольких весьма драматичных для страны лет поиска кандидата на пост руководителя страны (после Ю. В. Андропова, К. У. Черненко). М. С. Горбачев был сравнительно (с составом Политбюро тех лет) молодым политиком, представителем политической номенклатуры нового поколения, которое иначе видело пути развития государства. Основные постулаты были выражены в Концепции «Перестройки», которая предполагала изменение стиля управления государством. К ее основным теоретическим положениям были отнесены:

– новое политическое мышление – курс на признание приоритета общечеловеческих ценностей, таких как:

– демократия – свобода слова, печати, собраний, вероисповедания, выбора;

– гласность – открытый диалог власти и широких народных масс, открытое обсуждение актуальных проблем общественной жизни, свободный доступ граждан к материалам архивного делопроизводства, раскрытие «белых пятен» истории страны, активизация деятельности четвертой власти – журналистской;

– социально-экономическое ускорение – свертывание пятилетнего плана в три года с целью переведения социалистической экономики страны на рыночные «рельсы».

Фактически, апологетами Перестройки были представители нового поколения политических деятелей – Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачев, А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, а также политические аналитики – Р. А. Медведев, А. Аганбегян, Л. Остерман и др.

С момента провозглашения идеалов Перестройки общественно-политическая жизнь страны носила бурлящий характер: политическая элита, широкие народные массы активно обсуждали эти постулаты. В целом, общество было готово к принятию основных положений Перестройки. Однако, уже к 1987 г. очевидны были процессы общественного раскола на тех, кто по-прежнему является апологетом данной концепции, и тех, кто выражает резкий протест.

Попытаемся объективно оценить концептуальные составляющие Перестройки.

Курс на новое политическое мышление предполагал и, фактически, уже получил реализацию в направлении допущения разных идеологических течений – идеологического плюрализма (множественности идеологических позиций, суждений). Общественно-идеологическая жизнь уже не была замкнута в рамках одной идеологии, хотя коммунистические императивы выдерживались идеологами Перестройки. Лозунги демократии и гласности также были восприняты обществом адекватно и пробудили различные духовные поиски, атмосферу духовного брожения. Ярким примером активизации четвертой власти в стране – журналистской – была программа «Взгляд», но выпуски ее с 10 января 1991 г. были приостановлены, а затем произошло восстановление цензуры после гласности. По сути, была попытка запустить «возвратный механизм» в той сфере, которая наиболее гибка, мобильна и адаптабельна к прогрессивным формам, к движению вперед. Именно эти «запретительные меры» спровоцировали отторжение демократических слоев общества от существующей власти.

Весьма уязвимым оказался и курс на социально-экономическое ускорение, породивший негативные процессы в экономике государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: