Организационная структура управления

Вопросу формирования организационной структуры управления следует уделить самое пристальное внимание. Эта структура прямо влияет на осуществление проекта и на эффективное функционирова­ние объекта после пуска его в эксплуатацию.

Организационная структура реализует концепцию организации управления и контроля всей работы объекта. Она связана также с формированием накладных (административных) расходов. Ее форми­рование опирается на принятые решения (описанные в бизнес-плане в соответствующих разделах ранее) по проблемам маркетинга, произ­водства, материально-технического обеспечения и др. Несмотря на то, что все эти вопросы описываются в разных разделах бизнес-плана, решения выбора лучшего варианта по ним производится с уче­том проработок всех других вопросов. Выбор окончательного согла­сованного варианта достигается в ходе проведения нескольких циклических операций (итераций) с обратной связью.

Цель описания организационной структуры заключается в том, чтобы показать рациональность, работоспособность и эффективность предлагаемой организации управления объектом в периоды его создания (прединвестиционная и инвестиционная фазы) и функциониро­вания (эксплуатационная фаза). Конечно же, это две разные структу­ры. При этом основное внимание должно быть уделено периоду функционирования. Здесь формируются и накладные (администра­тивные) расходы будущего предприятия. Организационная же струк­тура» период проектирования и создания объекта рассмотрена выше при описании системы организации управления проектом (глава 3).

Организационная структура управления в эксплуатационный пе­риод должна соответствовать стратегии и коммерческой политике предприятия (компании). Она зависит от размера и типа предприятия, его территориальной организации (в одном пункте или нескольких), выделенных подразделений (цехов, производств, участков) и даже от значимости лиц, занимающих руководящее положение. Организаци­онная структура меняется по мере развития предприятия (объекта). Она показывает делегирование полномочий от высшего менеджмента различным функциональным подразделениям, что может быть про­демонстрировано соответствующей диаграммой.

Несмотря на то, что единого образца организационной структуры не существует и структура эта принимает различные формы, наибо­лее распространена иерархическая форма структуры. Иногда ее назы­вают пирамидальной.

В мировой практике сложилось разделение структур пирамидаль­ной формы на три уровня.

Первый из них - верхний. Это высшее руководство. На него воз­лагается долгосрочное стратегическое планирование, составление бюджета, общая координация и контроль.

Второй - это руководство среднего уровня. Оно осуществляет планирование и контроль конкретных направлений: продажи, произ­водство, материально-техническое снабжение, финансы и т.д.

Третий уровень - это контролирующее руководство. Его забота заключается в организации и контроле текущей деятельности, причем как в целом по объекту, так и внутри конкретных производственных и функциональных подразделений объекта.

Конечно, такая структура отличается от той, которая традиционно применялась и применяется на постсоветском пространстве. Отсюда возникают сложности во взаимоотношении с иностранными инвесторами. В СССР основное внимание руководства предприятием уделя­лось текущей деятельности, организационные структуры и структуры управления были типовыми. Многие функции управления осуществ­лялись многочисленными вышестоящими структурами, в связи с чем предприятие не могло самостоятельно проводить свою экономиче­скую политику. Иностранный инвестор хочет иметь полную свободу в принятии решения как по стратегическим, так и по тактическим вопросам экономической деятельности того предприятия (объекта), куда он вкладывает свои средства. Компромисс заключается в учете интересов иностранного инвестора и тех традиций и представлений об управлении, которые сложились за многие годы на территории СССР, таких как единоначалие, директивность и т.д. При этом, одна­ко, основным является переход в целом на управление в условиях рыночного хозяйства.

Иногда это достигается включением в состав управленческой ко­манды на ключевые должности представителей инвестора (рекомен­дуемый и подбираемый им персонал). Особенно это важно для таких ключевых направлений, как стратегическое планирование и менедж­мент, маркетинг, бухгалтерия и др. В основном это направления, тра­диционно слабо развитые или полностью отсутствующие в системе директивного руководства, в командно-административной экономи­ке. Такое включение в состав управленцев объекта персонала инве­стора направлено на повышение эффективности управленческой дея­тельности и на достижение спокойствия иностранного инвестора или компаньона.

Все эти вопросы должны найти отражение при составлении главы УП бизнес-плана (инвестиционного проекта). Эта глава обычно за­вершается схемой структуры организации управления, в которой отображаются подразделения и должности высшего менеджмента с указанием связей по подчиненности. Схема должна быть столь под­робной, чтобы затем можно было составить штатное расписание об­щего руководства и руководства подразделений. Кроме этого, эта структура является исходной при определении затрат на оргтехнику и другие средства управления.

В дополнении к главе VII приводятся до 5 профессиональных ин­тервью главных людей компании - проектоустроителя. Составление прави­лам, которые позволяют в краткой форме сообщить главные сведения о том или ином человеке. Применяется обычно следующая схема.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес, телефон, факс, e-mail и т.д.

3. Образование с указанием ученых степеней и званий и даты получения (утверждения).

4. Награды за обучение с датами получения.

5. Профессиональная деятельность: место работы, должность, срок (даты).

6. Иная деятельность:

- общественная, политическая;

- публицистическая (статьи, книги, иные публикации, выступле­ния на телевидении, радио и др.);

- способности, увлечения, хобби;

- полезные навыки (языки, компьютер и др.);

- другое (спорт, членство в клубах и иных организациях).


Лекция 12

Тема 8.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

1. Финансирование проектов.

2. Определение единовременных издержек (инвестиций).

Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.


ТЕМА 8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: