Вопросу формирования организационной структуры управления следует уделить самое пристальное внимание. Эта структура прямо влияет на осуществление проекта и на эффективное функционирование объекта после пуска его в эксплуатацию.
Организационная структура реализует концепцию организации управления и контроля всей работы объекта. Она связана также с формированием накладных (административных) расходов. Ее формирование опирается на принятые решения (описанные в бизнес-плане в соответствующих разделах ранее) по проблемам маркетинга, производства, материально-технического обеспечения и др. Несмотря на то, что все эти вопросы описываются в разных разделах бизнес-плана, решения выбора лучшего варианта по ним производится с учетом проработок всех других вопросов. Выбор окончательного согласованного варианта достигается в ходе проведения нескольких циклических операций (итераций) с обратной связью.
Цель описания организационной структуры заключается в том, чтобы показать рациональность, работоспособность и эффективность предлагаемой организации управления объектом в периоды его создания (прединвестиционная и инвестиционная фазы) и функционирования (эксплуатационная фаза). Конечно же, это две разные структуры. При этом основное внимание должно быть уделено периоду функционирования. Здесь формируются и накладные (административные) расходы будущего предприятия. Организационная же структура» период проектирования и создания объекта рассмотрена выше при описании системы организации управления проектом (глава 3).
|
|
Организационная структура управления в эксплуатационный период должна соответствовать стратегии и коммерческой политике предприятия (компании). Она зависит от размера и типа предприятия, его территориальной организации (в одном пункте или нескольких), выделенных подразделений (цехов, производств, участков) и даже от значимости лиц, занимающих руководящее положение. Организационная структура меняется по мере развития предприятия (объекта). Она показывает делегирование полномочий от высшего менеджмента различным функциональным подразделениям, что может быть продемонстрировано соответствующей диаграммой.
Несмотря на то, что единого образца организационной структуры не существует и структура эта принимает различные формы, наиболее распространена иерархическая форма структуры. Иногда ее называют пирамидальной.
В мировой практике сложилось разделение структур пирамидальной формы на три уровня.
Первый из них - верхний. Это высшее руководство. На него возлагается долгосрочное стратегическое планирование, составление бюджета, общая координация и контроль.
|
|
Второй - это руководство среднего уровня. Оно осуществляет планирование и контроль конкретных направлений: продажи, производство, материально-техническое снабжение, финансы и т.д.
Третий уровень - это контролирующее руководство. Его забота заключается в организации и контроле текущей деятельности, причем как в целом по объекту, так и внутри конкретных производственных и функциональных подразделений объекта.
Конечно, такая структура отличается от той, которая традиционно применялась и применяется на постсоветском пространстве. Отсюда возникают сложности во взаимоотношении с иностранными инвесторами. В СССР основное внимание руководства предприятием уделялось текущей деятельности, организационные структуры и структуры управления были типовыми. Многие функции управления осуществлялись многочисленными вышестоящими структурами, в связи с чем предприятие не могло самостоятельно проводить свою экономическую политику. Иностранный инвестор хочет иметь полную свободу в принятии решения как по стратегическим, так и по тактическим вопросам экономической деятельности того предприятия (объекта), куда он вкладывает свои средства. Компромисс заключается в учете интересов иностранного инвестора и тех традиций и представлений об управлении, которые сложились за многие годы на территории СССР, таких как единоначалие, директивность и т.д. При этом, однако, основным является переход в целом на управление в условиях рыночного хозяйства.
Иногда это достигается включением в состав управленческой команды на ключевые должности представителей инвестора (рекомендуемый и подбираемый им персонал). Особенно это важно для таких ключевых направлений, как стратегическое планирование и менеджмент, маркетинг, бухгалтерия и др. В основном это направления, традиционно слабо развитые или полностью отсутствующие в системе директивного руководства, в командно-административной экономике. Такое включение в состав управленцев объекта персонала инвестора направлено на повышение эффективности управленческой деятельности и на достижение спокойствия иностранного инвестора или компаньона.
Все эти вопросы должны найти отражение при составлении главы УП бизнес-плана (инвестиционного проекта). Эта глава обычно завершается схемой структуры организации управления, в которой отображаются подразделения и должности высшего менеджмента с указанием связей по подчиненности. Схема должна быть столь подробной, чтобы затем можно было составить штатное расписание общего руководства и руководства подразделений. Кроме этого, эта структура является исходной при определении затрат на оргтехнику и другие средства управления.
В дополнении к главе VII приводятся до 5 профессиональных интервью главных людей компании - проектоустроителя. Составление правилам, которые позволяют в краткой форме сообщить главные сведения о том или ином человеке. Применяется обычно следующая схема.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Адрес, телефон, факс, e-mail и т.д.
3. Образование с указанием ученых степеней и званий и даты получения (утверждения).
4. Награды за обучение с датами получения.
5. Профессиональная деятельность: место работы, должность, срок (даты).
6. Иная деятельность:
- общественная, политическая;
- публицистическая (статьи, книги, иные публикации, выступления на телевидении, радио и др.);
- способности, увлечения, хобби;
- полезные навыки (языки, компьютер и др.);
- другое (спорт, членство в клубах и иных организациях).
Лекция 12
Тема 8.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
1. Финансирование проектов.
2. Определение единовременных издержек (инвестиций).
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
ТЕМА 8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА