Отчет о прибылях и убытках

Мировая практика оценки финансовой эффективности проектов требует обязательного представления трех основных документов, дающих основание для окончательных выводов об эффективности, реальности, жизненности и осуществимости проекта.

Этими тремя документами являются:

1. Отчет о прибылях и убытках (отчет о чистом доходе – Income Statement);

2. Балансовый отчет (проектно-балансовая ведомость – Balance Sheet);

3. Отчет о денежных потоках (таблица потока, реальных денег - Cash Flow).

Отчет о прибылях и убытках (о чистом доходе) составляется для рас­чета образующегося в каждом периоде чистого дохода (чистых поступ­лений денежных средств) или же убытков (дефицита денежных средств) по проекту. Особенностью этого документа является то, что в нем по единообразной форме показывается образование прибыли (чистого до­хода) или убытков (недостачи денежных средств) по всем принятым пе­риодам всего этапа планирования при осуществлении проекта. Как толь­ко начинается осуществление проекта (а до этого должен быть принят шаг проектирования), для каждого принятого периода определяются текущие издержки и доходы в виде поступления денежных средств от реализации продукции (услуг). Расчеты могут быть завершены после выхода производства на проектную мощность.

Если же номенклатура продукции (услуг) меняется и после выхо­да на проектную мощность, следует продолжить расчеты для после­дующих периодов вплоть до выхода на стабильную номенклатуру и объемы производства и реализации продукции (услуг). Должны быть приняты во внимание и сезонные колебания в объемах и номенклату­ре продукции (услуг).

Отчет о прибылях и убытках (чистом доходе) тесно связан с ос­тальными двумя отчетными документами: балансовым отчетом и от­четом о денежных потоках (движении денежных средств). Более того, составить этих два документа без отчета о прибылях и убытках не­возможно. Отсюда вытекает требование к форме отчета о прибылях и убытках: в нем должны быть четко выделены величины, необходи­мые для составления последующих двух документов.

Допущением с целью упрощения расчетов является принятие того факта, что запасы сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукции одинаковы в начале и конце каждого отчетного периода.

Отчет о прибылях и убытках должен обязательно содержать све­дения о распределении чистого дохода. Даже в период погашения задолженности по кредиту часть средств, остающихся у предприятия в виде чистого дохода может быть направлена не на погашение за­долженности, а на другие цели: дивиденды владельцам акций, допол­нительное премирование персонала, реинвестирование в расширение бизнеса и др. Обязательным является также выделение отдельной строкой, (столбцом) начисленных амортизационных отчислений. В случае необходимости они могут быть направлены на погашение за­долженности по кредиту и выплату процентов по нему. Обычно рекомендуется составлять отчет о прибылях убытках по форме, в кото­рой по строкам располагаются все виды доходов и издержек, а по столбцам - периоды времени осуществления проекта. Такая форма удобна из-за своей традиционности, но при проведении практических расчетов, когда мы заранее не знаем количества расчетных периодов, могут возникнуть сложности при выведении ^таблицы на бумажные носители: может не хватить места на листе и будет необходим пере­нос последующих расчетов на другой (другие листы). Это может ока­заться неудобным при обзоре таблицы. Если же периоды времени осуществления проекта поместить по строкам, а показатели (доходы, издержки) по столбцам, даже при переходе на последующие страни­цы обзорность таблицы будет гораздо лучше, и работать с такой таб­лицей намного удобнее.

Особенность отчета о прибылях и убытках в том, что здесь сопо­ставляются получаемые доходы (прибыль) и издержки по проекту в каждом из принятых периодов времени и подводятся итоги по пери­оду. При составлении этого отчета используется форма и методоло­гия, принятые в соответствии с действующим в стране (районе) осу­ществления проекта законодательством об учете и налогообложении. В связи с этим нельзя копировать зарубежные аналоги, где правила калькулирования затрат, их учета, состав и методология исчисления налогов не соответствуют тем, которые приняты в стране реализации проекта или на его ограниченной территории (например, в свободной экономической зоне).

Поскольку законодательство каждой страны имеет свои особен­ности не только по размеру налогов, но и по их составу, предложить какую-либо четкую и единообразную форму для отчета о прибылях и убытках (чистом расходе) не представляется возможным. Тем не ме­нее состав показателей этой формы может и должен быть следую­щим. В каждом из рассматриваемых периодов времени осуществле­ния проекта должны быть приведены следующие показатели:

1. Степень (%) использования производственной мощности;

2. Объем реализации продукции (услуг) в стоимостном выраже­нии (поступления от продаж);

3. Прочие поступления (например, проценты по ценным бумагам и др.);

4. Всего поступлений;

5. Налоги, взимаемые с объема реализации, в т.ч.

5.1. Налог на добавленную стоимость;

5.2. Другие налоги и сборы (в соответствии с положениями зако­нодательства страны);

6. Издержки производства и реализации продукции (услуг) в т.ч.

6.1. Амортизационные отчисления;

7. Валовая прибыль;

8. Необлагаемая налогом прибыль;

9. Прибыль, облагаемая налогом;

10. Налоги и сборы, взимаемые из прибыли, в т.ч.

10.1. Налоги на прибыль;

10.2. Другие налоги и сборы;

11. Чистая прибыль;

12. Распределение чистой прибыли;

12.1. На погашение задолженностей;

12.2. На выплату дивидендов;

12.3. На дополнительное премирование персонала;

12.4. На реинвестирование;

12.5. На другие цели.

В зависимости от особенностей проекта в данный перечень мо­гут быть внесены дополнения и исправления. Они зависят от ха­рактера проекта, его значимости для государства и общества и от других факторов. Как уже говорилось, перечисленные показатели могут располагаться по строкам (тогда периоды по столбцам) таб­лицы или наоборот.


Лекция 14

Тема 9.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

3. Балансовый отчет.

4. Отчет о движении денежных средств (Cash flow).

5. Метод кумулятивного потока.

6. Метод финансового потока.

Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: