Мировая практика оценки финансовой эффективности проектов требует обязательного представления трех основных документов, дающих основание для окончательных выводов об эффективности, реальности, жизненности и осуществимости проекта.
Этими тремя документами являются:
1. Отчет о прибылях и убытках (отчет о чистом доходе – Income Statement);
2. Балансовый отчет (проектно-балансовая ведомость – Balance Sheet);
3. Отчет о денежных потоках (таблица потока, реальных денег - Cash Flow).
Отчет о прибылях и убытках (о чистом доходе) составляется для расчета образующегося в каждом периоде чистого дохода (чистых поступлений денежных средств) или же убытков (дефицита денежных средств) по проекту. Особенностью этого документа является то, что в нем по единообразной форме показывается образование прибыли (чистого дохода) или убытков (недостачи денежных средств) по всем принятым периодам всего этапа планирования при осуществлении проекта. Как только начинается осуществление проекта (а до этого должен быть принят шаг проектирования), для каждого принятого периода определяются текущие издержки и доходы в виде поступления денежных средств от реализации продукции (услуг). Расчеты могут быть завершены после выхода производства на проектную мощность.
|
|
Если же номенклатура продукции (услуг) меняется и после выхода на проектную мощность, следует продолжить расчеты для последующих периодов вплоть до выхода на стабильную номенклатуру и объемы производства и реализации продукции (услуг). Должны быть приняты во внимание и сезонные колебания в объемах и номенклатуре продукции (услуг).
Отчет о прибылях и убытках (чистом доходе) тесно связан с остальными двумя отчетными документами: балансовым отчетом и отчетом о денежных потоках (движении денежных средств). Более того, составить этих два документа без отчета о прибылях и убытках невозможно. Отсюда вытекает требование к форме отчета о прибылях и убытках: в нем должны быть четко выделены величины, необходимые для составления последующих двух документов.
Допущением с целью упрощения расчетов является принятие того факта, что запасы сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукции одинаковы в начале и конце каждого отчетного периода.
Отчет о прибылях и убытках должен обязательно содержать сведения о распределении чистого дохода. Даже в период погашения задолженности по кредиту часть средств, остающихся у предприятия в виде чистого дохода может быть направлена не на погашение задолженности, а на другие цели: дивиденды владельцам акций, дополнительное премирование персонала, реинвестирование в расширение бизнеса и др. Обязательным является также выделение отдельной строкой, (столбцом) начисленных амортизационных отчислений. В случае необходимости они могут быть направлены на погашение задолженности по кредиту и выплату процентов по нему. Обычно рекомендуется составлять отчет о прибылях убытках по форме, в которой по строкам располагаются все виды доходов и издержек, а по столбцам - периоды времени осуществления проекта. Такая форма удобна из-за своей традиционности, но при проведении практических расчетов, когда мы заранее не знаем количества расчетных периодов, могут возникнуть сложности при выведении ^таблицы на бумажные носители: может не хватить места на листе и будет необходим перенос последующих расчетов на другой (другие листы). Это может оказаться неудобным при обзоре таблицы. Если же периоды времени осуществления проекта поместить по строкам, а показатели (доходы, издержки) по столбцам, даже при переходе на последующие страницы обзорность таблицы будет гораздо лучше, и работать с такой таблицей намного удобнее.
|
|
Особенность отчета о прибылях и убытках в том, что здесь сопоставляются получаемые доходы (прибыль) и издержки по проекту в каждом из принятых периодов времени и подводятся итоги по периоду. При составлении этого отчета используется форма и методология, принятые в соответствии с действующим в стране (районе) осуществления проекта законодательством об учете и налогообложении. В связи с этим нельзя копировать зарубежные аналоги, где правила калькулирования затрат, их учета, состав и методология исчисления налогов не соответствуют тем, которые приняты в стране реализации проекта или на его ограниченной территории (например, в свободной экономической зоне).
Поскольку законодательство каждой страны имеет свои особенности не только по размеру налогов, но и по их составу, предложить какую-либо четкую и единообразную форму для отчета о прибылях и убытках (чистом расходе) не представляется возможным. Тем не менее состав показателей этой формы может и должен быть следующим. В каждом из рассматриваемых периодов времени осуществления проекта должны быть приведены следующие показатели:
1. Степень (%) использования производственной мощности;
2. Объем реализации продукции (услуг) в стоимостном выражении (поступления от продаж);
3. Прочие поступления (например, проценты по ценным бумагам и др.);
4. Всего поступлений;
5. Налоги, взимаемые с объема реализации, в т.ч.
5.1. Налог на добавленную стоимость;
5.2. Другие налоги и сборы (в соответствии с положениями законодательства страны);
6. Издержки производства и реализации продукции (услуг) в т.ч.
6.1. Амортизационные отчисления;
7. Валовая прибыль;
8. Необлагаемая налогом прибыль;
9. Прибыль, облагаемая налогом;
10. Налоги и сборы, взимаемые из прибыли, в т.ч.
10.1. Налоги на прибыль;
10.2. Другие налоги и сборы;
11. Чистая прибыль;
12. Распределение чистой прибыли;
12.1. На погашение задолженностей;
12.2. На выплату дивидендов;
12.3. На дополнительное премирование персонала;
12.4. На реинвестирование;
12.5. На другие цели.
В зависимости от особенностей проекта в данный перечень могут быть внесены дополнения и исправления. Они зависят от характера проекта, его значимости для государства и общества и от других факторов. Как уже говорилось, перечисленные показатели могут располагаться по строкам (тогда периоды по столбцам) таблицы или наоборот.
Лекция 14
Тема 9.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
3. Балансовый отчет.
4. Отчет о движении денежных средств (Cash flow).
5. Метод кумулятивного потока.
6. Метод финансового потока.
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.