Базовые психологические установки

Базовые психологические установки вашего «Я» формируются в результате закрепления наибо­лее часто повторяющихся реакций, положитель­ных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия.

Возможны четыре вида установок по отношению к окружа­ющим.

1. «Я хорошийты хороший». Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам при­чиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нрав­ственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотруд­ничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

2. «Я хорошийты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихи­вают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчи­ненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.

3. «Я плохойты хороший». Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тес­ных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в состоянии депрессии.

4. «Я плохойты плохой». Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю инте­реса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, под­вержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих че­тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По­этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в по­рядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.

Лекция V

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

Вопросы:

Общение как социально-психологическая категория

Коммуникативная культура в деловом общении

Виды делового общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: