Государственный мониторинг окружающей среды

Понятие мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших функций государственного управления природопользованием — государственными мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), под которым понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее антропогенным загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды и ее загрязнения.

Закон «Об охране окружающей среды» (80) определил экологический мониторинг как комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Ст. 63 этого закона регламентирует организацию государственного экологического мониторинга, который осуществляется в соответствии с российским законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за ее состоянием в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Понятие «Нормирование» в области охраны окружающей среды. За­кон «Об охране окружающей среды» определяет нормирование в об­ласти охраны окружающей среды (природоохранное нормирование) как ус­тановление нормативов качества окружающей среды, нормативов допусти­мого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности, а также разработку других нормативов, государственных стан­дартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 19).

Природоохранное нормирование осуществляется в целях государственно­го регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормативы, стандарты и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатыва­ются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) устанавливаются таким образом, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.

Нормативы качества (НК) окружающей среды устанавливаются для уценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв и других компонентов природной среды на основе физических, химических, биологических и иных (показателей, соблюдение которых обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды. Это означает, что если в природном объекте содержание, например, химического вещества не превышает соответствующего норматива его предельно допустимой концентрации, то состояние воздуха или почвы не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов. Таким образом, установленные в соответствии с требованиями законодатель­ства нормативы качества окружающей среды служат одним из главных юридических критериев для определения ее благоприятного состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: