|
1) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления – о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо установить не только наличие повода и основания для возбуждения уголовного дела, но и отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.
В действующем законе нет определения оснований к отказу в возбуждении уголовного дела. Статья 148 УПК предусматривает, что такое решение должно последовать «в случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела».
В процессуальной литературе отмечалось, что такая редакция нормативного положения не может быть признана удачной в виду ее неопределенности[33]. Целесообразно привести в законе понятие оснований к отказу в возбуждении уголовного дела и перечислить статьи УПК, где они предусмотрены.
|
|
Под этими основаниями мы понимаем отсутствие законного повода, достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, что находит свое выражение в ст.24 УПК.
|
1) отсутствие события преступления;
2) отсутствие в деянии состава преступления;
3) истечение сроков давности уголовного преследования;
4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
|
Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, включают в себя и те положения, которые имеют не только процессуальную природу, но и вытекают из норм материального права. Анализ норм уголовно-процессуального закона показывает, что они содержат уголовно-правовые нормы, которым законодатель придает и уголовно-процессуальный характер, не изменяя в то же время их уголовно-правовой природы. Это является свидетельством единства формы и содержания уголовного материального и процессуального права.
|
|
Наиболее верной следует считать классификацию обстоятельств на реабилитирующие и нереабилитирующие. Представляется, что такая классификация является наиболее приемлемой как в практическом, так и теоретическом плане. Это вполне оправдано, несмотря на то, что в правовой литературе под реабилитацией понимают восстановление прав и репутации невиновных граждан, подвергшихся уголовному преследованию, и связывают ее с вынесением оправдательного приговора, прекращением дела в стадиях расследования, назначения судебного заседания, а также кассационном и надзорном производстве.
|
а) отсутствие события преступления (п.1 ст.24 УПК РФ);
б) отсутствие в деянии состава преступления (п.2 ст.24 УПК РФ).
В то же время, на практике некоторые сотрудники таможенных органов не усматривают различие между понятиями «отсутствие события преступления» и «отсутствие состава преступления» и не считают важным, по какому основанию отказывать в возбуждении уголовного дела, в связи с чем предлагают объединить основания отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренные п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в одно понятие – «отсутствие состава преступления».
Следует отметить, что указанные основания для отказа в возбуждении уголовного дела принципиально различаются. Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления обязывает должностное лицо таможенного органа рассмотреть вопрос о наличии в деянии состава административного правонарушения, в то время как отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления влечет автоматическое прекращение любой процессуальной деятельности.
При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо учитывать, что обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, могут быть приняты во внимание, если они достоверно установлены первичными материалами, собранными в порядке и в соответствии со ст.145 УПК РФ.
Если первичные материалы не позволяют сделать абсолютно определенный вывод о наличии обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, то этот вопрос должен решаться после возбуждения уголовного дела в процессе предварительного следствия. Но следует учитывать, что речь идет не о праве суда (судьи), прокурора, следователя или органа дознания прекратить уголовное дело в соответствующих случаях, а об их обязанности сделать это.
Как известно, по делам, возбужденным таможенными органами, по признакам преступления, предусмотренного ст. 2291 УК РФ, предварительное следствие обязательно, ввиду чего таможенные органы вправе выносить постановления о возбуждении уголовного дела и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако таможенные органы не вправе прекращать уголовные дела данной категории, даже в случаях, если они были возбуждены необоснованно, уголовно-процессуальный закон им такого права не дает. Их полномочия ограничены производством неотложных следственных действий.
|
- отсутствие события преступления;
|
|
- отсутствие состава преступления;
- издание акта амнистии или помилования, устраняющих производство по уголовному делу;
- смерть лица,совершившего преступление.
|
Отказ в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия события преступления, как реально существующего события, возможно, например, если сообщение о преступлении окажется ошибочным.
Отсутствие события преступления следует понимать, как отсутствия какого-либо события вообще. Поэтому П.М. Давыдов, Д.В. Сидоров и П.П. Якимов правильно ограничивают возможность отсутствия события преступления, как обстоятельство, исключающее производство по делу, только случаями, когда событие, являющееся предметом рассмотрения, реально не существует. «Речь идет не о том, является ли данное событие преступлением, а о том, имело ли место само событие, независимо от его правовой оценки».
В случае если отсутствие события преступления обнаруживается в стадии судебного разбирательства, то выносится оправдательный приговор. При обнаружении этого обстоятельства в стадии предварительного расследования или в суде до начала судебного разбирательства, а равно после вступления приговора в законную силу дело прекращается производством.
В практике таможенных органов обстоятельства, перечисленные в ст. 24 УПК, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств встречаются далеко не все. Как правило, такими обстоятельствами чаще всего являются отсутствие события и состава преступления, смерть лица совершившего преступление, остальные обстоятельства встречаются очень редко, либо не встречаются по данному преступлению вообще.
|
|
Основанием уголовнойответственности следует считать наличие в деянии лица, совершенном умышленно или по неосторожности, состава преступления.
Отсутствие в деянии состава преступления исключает уголовную ответственность и в соответствии с п.2.ст.24 УПК влечет отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела, если оно было уже возбуждено. Правильное решение вопроса о наличии или отсутствии состава преступления в определенном деянии имеет не только юридическое, но и политическое значение. Допущенная ошибка приводит либо к необоснованному отказу в возбуждении дела, либо к необоснованному привлечению к уголовной ответственности и незаслуженному осуждению.
В силу ч. 2 ст. 14 УК РФ возможны случаи, когда совершенное действие внешне отвечает признакам того или иного состава преступления, предусмотренного законом, но по существу, оно не может считаться преступлением.
Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является амнистия, представляющая собой акт высшего органа государственной власти - в соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации - Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в результате объявления которого полностью или частично освобождаются от уголовной ответственности лица, совершившие преступления.
С точки зрения действующего законодательства в тех случаях, когда до возбуждения уголовного дела не выяснены все обстоятельства преступления, не установлена личность виновного, не определена точная квалификация совершенного преступления и невозможно решить вопрос, распространяется ли акт амнистии на содеянное или нет, необходимо проведение расследования. При выяснении в процессе расследования, что по данному делу применим акт амнистии, дело следует прекратить.
В принципе же по нашему мнению нормативные указания об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела в процессе его расследования по амнистии должно быть пересмотрены законодателем.
Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с амнистией по существу означает не что иное, как фактическое признание лица виновным в совершении преступления, а согласно ст. 49 Конституции Российской Федерации это относится только к компетенции суда. По этим соображения практика прекращения уголовных дел органами расследования еще в 1990 году Комитетом Конституционного надзора СССР была признана антиконституционной.
К обстоятельствам, исключающим возбуждение уголовного дела, относится смерть лица, совершившего преступление. В практике таможенных органов известно немало фактов, когда из первичных материалов можно сделать вывод о достаточности данных указывающих на признаки контрабанды наркотических средств и лице, совершившем преступление, но при этом сам виновный погибает.
|
Таким образом, при наличии повода для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к компетенции таможенных органов, необходимо располагать следующими данными: 1) достоверные данные о событии преступления; 2) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления; 3) отсутствие обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.
О возбуждении уголовного дела дознаватель таможенного органа выносит постановление. Согласно ч. 2 ст. 146 УПК РФ в постановлении о возбуждении уголовного дела должны указываться:
|
- кем оно вынесено;
- повод и основание для возбуждения уголовного дела;
- пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Структурно постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Во вводной части постановления помимо даты, времени, места составления и указания лица, его вынесшего, должен указываться и повод для возбуждения уголовного дела, причем также необходимо отметить от кого и когда поступило сообщение о преступлении, которое и является в соответствии с предписаниями п. 43 ст. 5, ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела, а также делаться ссылка на материалы проверки.
В описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела приводится обоснования принимаемого решения, то есть излагаются фактические обстоятельства совершенного деяния, в объеме достаточном для вывода о наличии в нем признаков преступления.
Описательно-мотивировочная часть постановления о возбуждении уголовного дела должна содержать описание события преступления, с указанием времени, места его происшествия, обстоятельства обнаружения признаков преступления. Поскольку уголовное судопроизводство предусматривает возбуждение уголовного дела как по факту, так и в отношение конкретного лица, то в том случае, если уголовное дело возбуждается в отношении лица, в описательной части постановления также указываются личные данные этого лица.
Завершается описательно-мотивировочная часть постановления о возбуждении уголовного дела выводом о наличии в описываемом деянии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса, а также указывается ссылка на нормы УПК РФ, которыми руководствовался дознаватель таможенного органа при вынесении постановления.
В резолютивной части постановления формулируется принятое решение, дается уголовно-правовая квалификация деяния с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также дальнейшее направление дела. В том случае, если уголовное дело будет расследоваться тем же лицом, которое го и возбуждает, то выносится постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Кроме того, в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела делается отметка о том, что копия постановления направляется прокурору[34], а также, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
|
Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление. УПК РФ не регламентирует структуру и содержание данного постановления. Однако, по сложившейся практике, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, аналогично постановлению о возбуждении уголовного дела, и состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть постановления об отказе в возбуждении уголовного дела идентична вводной части постановления о возбуждении уголовного дела, описательно-мотивировочные и резолютивные части данных постановлений различаются лишь спецификой принимаемых решений.
Следует отметить, что если уголовно-процессуальный закон обязывает дознавателя направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору немедленно, то копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Представляется, оба постановления имеют равную по значимости силу, и поэтому законом должен устанавливаться единый срок для направления прокурору как постановления о возбуждении уголовного дела, так и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Таким образом, постановление о возбуждении уголовного дела – равно как и постановление об отказе в таковом – финальный акт, которым завершается деятельность уполномоченного органа на стадии возбуждения уголовного дела. При этом, как отмечают ряд авторов, постановление о возбуждении уголовного дела «является правовым основанием для перехода дела в последующую стадию процесса – стадию предварительного расследования», а постановление об отказе в возбуждении уголовного дела влечет за собой не только завершение первоначальной стадии, но и прекращение уголовного процесса вообще.
О принятом решении сообщается заявителю илицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств:
- следователь приступает к производству предварительного следствия;
- орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа.
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал