Разрешение вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела

СЛАЙД 31 Разрешение вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела
По результатам рассмотрения сообщения о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ орган дознания, дознаватель таможенного органа в рамках ст. 145 УПК РФ принимает одно из следующих решений:

1) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления – о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо установить не только наличие повода и основания для возбуждения уголовного дела, но и отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.

В действующем законе нет определения оснований к отказу в возбуждении уголовного дела. Статья 148 УПК предусматривает, что такое решение должно последовать «в случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела».

В процессуальной литературе отмечалось, что такая редакция нормативного положения не может быть признана удачной в виду ее неопределенности[33]. Целесообразно привести в законе понятие оснований к отказу в возбуждении уголовного дела и перечислить статьи УПК, где они предусмотрены.

Под этими основаниями мы понимаем отсутствие законного повода, достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, что находит свое выражение в ст.24 УПК.

СЛАЙД 32 Основания, при которых уголовное дело не может быть возбуждено
В соответствии с ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено при наличии одного из следующих оснований:

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;

СЛАЙД 33 Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу
6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях отдельных категорий лиц, либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела.

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, включают в себя и те положения, которые имеют не только процессуальную природу, но и вытекают из норм материального права. Анализ норм уголовно-процессуального закона показывает, что они содержат уголовно-правовые нормы, которым законодатель придает и уголовно-процессуальный характер, не изменяя в то же время их уголовно-правовой природы. Это является свидетельством единства формы и содержания уголовного материального и процессуального права.

Наиболее верной следует считать классификацию обстоятельств на реабилитирующие и нереабилитирующие. Представляется, что такая классификация является наиболее приемлемой как в практическом, так и теоретическом плане. Это вполне оправдано, несмотря на то, что в правовой литературе под реабилитацией понимают восстановление прав и репутации невиновных граждан, подвергшихся уголовному преследованию, и связывают ее с вынесением оправдательного приговора, прекращением дела в стадиях расследования, назначения судебного заседания, а также кассационном и надзорном производстве.

СЛАЙД 34 Основания при реабилитирующих обстоятельствах
Применительно к стадии возбуждения уголовного дела такими реабилитирующимиобстоятельствами основаниями являются:

а) отсутствие события преступления (п.1 ст.24 УПК РФ);

б) отсутствие в деянии состава преступления (п.2 ст.24 УПК РФ).

В то же время, на практике некоторые сотрудники таможенных органов не усматривают различие между понятиями «отсутствие события преступления» и «отсутствие состава преступления» и не считают важным, по какому основанию отказывать в возбуждении уголовного дела, в связи с чем предлагают объединить основания отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренные п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в одно понятие – «отсутствие состава преступления».

Следует отметить, что указанные основания для отказа в возбуждении уголовного дела принципиально различаются. Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления обязывает должностное лицо таможенного органа рассмотреть вопрос о наличии в деянии состава административного правонарушения, в то время как отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления влечет автоматическое прекращение любой процессуальной деятельности.

При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо учитывать, что обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, могут быть приняты во внимание, если они достоверно установлены первичными материалами, собранными в порядке и в соответствии со ст.145 УПК РФ.

Если первичные материалы не позволяют сделать абсолютно определенный вывод о наличии обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, то этот вопрос должен решаться после возбуждения уголовного дела в процессе предварительного следствия. Но следует учитывать, что речь идет не о праве суда (судьи), прокурора, следователя или органа дознания прекратить уголовное дело в соответствующих случаях, а об их обязанности сделать это.

Как известно, по делам, возбужденным таможенными органами, по признакам преступления, предусмотренного ст. 2291 УК РФ, предварительное следствие обязательно, ввиду чего таможенные органы вправе выносить постановления о возбуждении уголовного дела и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако таможенные органы не вправе прекращать уголовные дела данной категории, даже в случаях, если они были возбуждены необоснованно, уголовно-процессуальный закон им такого права не дает. Их полномочия ограничены производством неотложных следственных действий.

СЛАЙД 35 Основания, препятствующие возбуждению уголовного дела по контрабанде наркотических средств
К числу оснований, препятствующих возбуждению уголовного дела по контрабанде наркотических средств, относятся:

- отсутствие события преступления;

- отсутствие состава преступления;

- издание акта амнистии или помилования, устраняющих производство по уголовному делу;

- смерть лица,совершившего преступление.

СЛАЙД 36 Отсутствие события преступления
Отсутствие события преступления – это обстоятельство, исключающее возбуждение уголовного дела по контрабанде наркотических средств, будет являться основанием для отказа в возбуждении уголовного дела в том случае, если из первичных материалов, имеющих в распоряжении следователя, органа дознания следует вывод, что событие, являющее предметом рассмотрения в действительности отсутствовало.

Отказ в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия события преступления, как реально существующего события, возможно, например, если сообщение о преступлении окажется ошибочным.

Отсутствие события преступления следует понимать, как отсутствия какого-либо события вообще. Поэтому П.М. Давыдов, Д.В. Сидоров и П.П. Якимов правильно ограничивают возможность отсутствия события преступления, как обстоятельство, исключающее производство по делу, только случаями, когда событие, являющееся предметом рассмотрения, реально не существует. «Речь идет не о том, является ли данное событие преступлением, а о том, имело ли место само событие, независимо от его правовой оценки».

В случае если отсутствие события преступления обнаруживается в стадии судебного разбирательства, то выносится оправдательный приговор. При обнаружении этого обстоятельства в стадии предварительного расследования или в суде до начала судебного разбирательства, а равно после вступления приговора в законную силу дело прекращается производством.

В практике таможенных органов обстоятельства, перечисленные в ст. 24 УПК, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств встречаются далеко не все. Как правило, такими обстоятельствами чаще всего являются отсутствие события и состава преступления, смерть лица совершившего преступление, остальные обстоятельства встречаются очень редко, либо не встречаются по данному преступлению вообще.

Основанием уголовнойответственности следует считать наличие в деянии лица, совершенном умышленно или по неосторожности, состава преступления.

Отсутствие в деянии состава преступления исключает уголовную ответственность и в соответствии с п.2.ст.24 УПК влечет отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела, если оно было уже возбуждено. Правильное решение вопроса о наличии или отсутствии состава преступления в определенном деянии имеет не только юридическое, но и политическое значение. Допущенная ошибка приводит либо к необоснованному отказу в возбуждении дела, либо к необоснованному привлечению к уголовной ответственности и незаслуженному осуждению.

В силу ч. 2 ст. 14 УК РФ возможны случаи, когда совершенное действие внешне отвечает признакам того или иного состава преступления, предусмотренного законом, но по существу, оно не может считаться преступлением.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является амнистия, представляющая собой акт высшего органа государственной власти - в соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации - Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в результате объявления которого полностью или частично освобождаются от уголовной ответственности лица, совершившие преступления.

С точки зрения действующего законодательства в тех случаях, когда до возбуждения уголовного дела не выяснены все обстоятельства преступления, не установлена личность виновного, не определена точная квалификация совершенного преступления и невозможно решить вопрос, распространяется ли акт амнистии на содеянное или нет, необходимо проведение расследования. При выяснении в процессе расследования, что по данному делу применим акт амнистии, дело следует прекратить.

В принципе же по нашему мнению нормативные указания об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела в процессе его расследования по амнистии должно быть пересмотрены законодателем.

Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с амнистией по существу означает не что иное, как фактическое признание лица виновным в совершении преступления, а согласно ст. 49 Конституции Российской Федерации это относится только к компетенции суда. По этим соображения практика прекращения уголовных дел органами расследования еще в 1990 году Комитетом Конституционного надзора СССР была признана антиконституционной.

К обстоятельствам, исключающим возбуждение уголовного дела, относится смерть лица, совершившего преступление. В практике таможенных органов известно немало фактов, когда из первичных материалов можно сделать вывод о достаточности данных указывающих на признаки контрабанды наркотических средств и лице, совершившем преступление, но при этом сам виновный погибает.

СЛАЙД 38 При Наличии повода для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к компетенции таможенных органов, необходимо располагать следующими данными
В последнее время, все чаще наркокурьеры перемещают наркотические средства во внутренних полостях - так называемые наркокурьеры-глотатели. Эти лица, перевозящие в своем кишечнике резиновые контейнеры с наркотиками, заведомо подвергают себя смертельному риску. В случае разрыва резинового контейнера или целлофановой капсулы, доза наркотического вещества может оказаться смертельной и лицо, перевозившее наркотическое вещество погибает. В данном случае смерть лица, совершившего преступление, является обстоятельством, исключающим возбуждение уголовного дела.

Таким образом, при наличии повода для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к компетенции таможенных органов, необходимо располагать следующими данными: 1) достоверные данные о событии преступления; 2) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления; 3) отсутствие обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.

О возбуждении уголовного дела дознаватель таможенного органа выносит постановление. Согласно ч. 2 ст. 146 УПК РФ в постановлении о возбуждении уголовного дела должны указываться:

СЛАЙД 39 Сведения, которые указываются дознавателем таможенного органа в постановлении о возбуждении уголовного дела
- дата, время и место его вынесения;

- кем оно вынесено;

- повод и основание для возбуждения уголовного дела;

- пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Структурно постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части постановления помимо даты, времени, места составления и указания лица, его вынесшего, должен указываться и повод для возбуждения уголовного дела, причем также необходимо отметить от кого и когда поступило сообщение о преступлении, которое и является в соответствии с предписаниями п. 43 ст. 5, ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела, а также делаться ссылка на материалы проверки.

В описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела приводится обоснования принимаемого решения, то есть излагаются фактические обстоятельства совершенного деяния, в объеме достаточном для вывода о наличии в нем признаков преступления.

Описательно-мотивировочная часть постановления о возбуждении уголовного дела должна содержать описание события преступления, с указанием времени, места его происшествия, обстоятельства обнаружения признаков преступления. Поскольку уголовное судопроизводство предусматривает возбуждение уголовного дела как по факту, так и в отношение конкретного лица, то в том случае, если уголовное дело возбуждается в отношении лица, в описательной части постановления также указываются личные данные этого лица.

Завершается описательно-мотивировочная часть постановления о возбуждении уголовного дела выводом о наличии в описываемом деянии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса, а также указывается ссылка на нормы УПК РФ, которыми руководствовался дознаватель таможенного органа при вынесении постановления.

В резолютивной части постановления формулируется принятое решение, дается уголовно-правовая квалификация деяния с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также дальнейшее направление дела. В том случае, если уголовное дело будет расследоваться тем же лицом, которое го и возбуждает, то выносится постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Кроме того, в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела делается отметка о том, что копия постановления направляется прокурору[34], а также, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

СЛАЙД 40 Решение об отказе в возбуждении уголовного дела
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается дознавателем таможенного органа при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела. При этом такое решение не может быть принято до тех пор, пока не будет проведен сбор достаточных данных, подтверждающих отсутствие основания для возбуждения уголовного дела.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление. УПК РФ не регламентирует структуру и содержание данного постановления. Однако, по сложившейся практике, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, аналогично постановлению о возбуждении уголовного дела, и состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть постановления об отказе в возбуждении уголовного дела идентична вводной части постановления о возбуждении уголовного дела, описательно-мотивировочные и резолютивные части данных постановлений различаются лишь спецификой принимаемых решений.

Следует отметить, что если уголовно-процессуальный закон обязывает дознавателя направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору немедленно, то копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Представляется, оба постановления имеют равную по значимости силу, и поэтому законом должен устанавливаться единый срок для направления прокурору как постановления о возбуждении уголовного дела, так и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, постановление о возбуждении уголовного дела – равно как и постановление об отказе в таковом – финальный акт, которым завершается деятельность уполномоченного органа на стадии возбуждения уголовного дела. При этом, как отмечают ряд авторов, постановление о возбуждении уголовного дела «является правовым основанием для перехода дела в последующую стадию процесса – стадию предварительного расследования», а постановление об отказе в возбуждении уголовного дела влечет за собой не только завершение первоначальной стадии, но и прекращение уголовного процесса вообще.

О принятом решении сообщается заявителю илицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств:

- следователь приступает к производству предварительного следствия;

- орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: