Институциональная среда. Институциональный вакуум и институциональное противоречие

Основатель направления, нобелевский лауреат 1993 года Д. Норт совместно с другим американским учёным Л. Девисом ещё в 1971 году предложили определение термина институциональная среда, наиболее часто употребляемое в современной экономической науке. Согласно авторам, институциональная среда? это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Примерами являются правила, определяющие процедуру выборов, имущественное и контрактное законодательства. Дэвис и Норт используют термин институциональная среда для обозначения отношений, складывающихся на макроуровне, а именно: общих институциональных рамок (конституции), которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами.

Устранение государства от активной политики по формированию институциональных условий на рынке может привести и приводит, как это показал опыт переходной экономики в большинстве постсоветских стран, к деинституционализации, т. к. государство в периоды быстрых экономических и социальных изменений создает большинство институтов.

«Институциональный вакуум» ведет к атомизации общества, к увеличению неопределенности действий индивидов на рынке, что значительно повышает издержки коллективного действия по выработке устойчивых правил и механизмов, которые должны стать катализатором для нарождающихся институциональных структур (хотя и необязательно эффективных для демократического общества в случае с теневым рынком).

Рыночная экономика не может существовать в институциональном "вакууме". Поэтому недостатки рыночного регулирования как механизма координации, обязательно будут заменены каким-то, не обязательно эффективными механизмами. Согласно концепции представителя немецкого ордолиберализма В. Репке, во всех обществах сосуществуют три обменных механизма: формы обмена на рынках, властно принудительный обмен и формы взаимного социально установленного обмена (например, подарки, обменные отношения в семьях и т. д.)[21]. Следовательно, недостатки механизма рыночного регулирования рынка могут быть компенсированы мерами прямого административного контроля "сильного" государства, иначе рынок переходит в тень и регулируется традиционными нормами, свойственными патримониальным обществам.

Институциональная система представля-ет единство устойчивости и изменчивости, взаимообусловленности и взаимоисключения, положительного и отрицательного, взаимо-проникновения и взаимоотрицающего взаимо-действия, отмирающего и нарождающегося. Все характерные, вышеперечисленные черты институционального процесса указывают на наличие внутренних противоположных сторон в его структуре. Возникновение противоречия, прохождение определенных стадий, ступеней развития и его разрешение создает предпосыл-ки для перехода в виде скачка в новое качест-венное состояние.

При таком подходе выделяют этапы раз-вертывания противоречия и его разрешения. Разрешение противоречия внутри институцио-нальной системы включает тождество инсти-туциональных элементов, их взаимоопределе-ние друг через друга и в итоге взаимоотрица-ние противоположных моментов. Непрерыв-ный процесс разрешения и воспроизведения противоречий в рамках институциональной системы составляет основу процесса движе-ния.

Противоречие между функционирующей институциональной системой и вновь создаю-щейся системой норм, правил и институтов, по-нашему мнению, выступает в качестве ос-новного институционального противоречия (Рисунок 1). Оно характеризует объект, опре-деляет его развитие от момента его возникно-вения до конечного процесса, делает систему самодвижущейся органической целостностью и обусловливает все остальные противоречия. В процессе развития противоречий происходит углубление различий, превращение их в про-тивоположность, существование которой мо-жет оставаться в рамках прежнего единства кратковременный период. В зависимости от происходящих изменений в обществе институ-циональные противоречия будем подразделять на главные и неглавные. В трансформационных странах главных противоречий выделяют противоречия в рам-ках институционально-правовой, институцио-нально-экономической и институционально-технологической подсистемами. Эти противо-речия являются неглавными противоречиями в индустриально развитых странах, что объясня-ется высоким уровнем развития технологиче-ских, экономических и правовых институтов. Институциональная система имеет свои внут-ренние противоречия, которые выступают в качестве основного источника ее развития. Они включают противоречия между формаль-ными и неформальными правилами, нормами и институтами в обществе, функционирующи-ми институтами макро-, мезо-, микроэкономи-ческого уровней. В зависимости от степени разрешения данных противоречий обеспечива-ется координация функционирования разно-уровневых экономических субъектов иерархи-ческой структуры общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: