С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров, и мир нашему Пророку Мухаммаду. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними во благе, до самого Судного дня.

Мы хотим разъяснить вам убеждения наших праведных предшественников и правильное отношение к аятам, содержащим Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха.

Знайте, что излишнее углубление в тему Имён и Атрибутов и множество вопросов по этому поводу относятся к нововведениям, которые не одобряли наши праведные предшественники.

Знайте также, что согласно Корану, для правильного отношения к этим аятам, необходимо придерживаться трёх основ. Кто придерживается их, тот соответствует в своих убеждениях убеждениям Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и наших праведных предшественников. А кто отказывается придерживаться хотя бы одной из упомянутых основ, тот впал в заблуждение.

Первая основа: убеждённость в том, что атрибуты Всевышнего Аллаха не имеют никакого сходства с атрибутами творений и не подобны им ни в чём. Эту основу подтверждают Слова Всевышнего:

«Нет ничего подобного Ему»; Сура 42 «Совет», аят 11.

«И нет никого, равного Ему»; Сура 112 «Очищение Веры», аят 4

«Никого не сравнивайте с Аллахом». Сура 16 «Пчелы», аят 74.

Вторая основа: вера в те описания, которые дал Сам Себе Всевышний Аллах. Ведь никто не знает об Аллахе лучше, чем Он Сам. Аллах сказал: «Вы знаете лучше или Аллах?». Сура 2 «Корова», аят 140. А также вера в описания, которые дал Всевышнему Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), потому что никто не знает об Аллахе (после Самого Аллаха) лучше, чем Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует).Всевышний Аллах сказал о нём: «Он не говорит по пристрастию. Поистине, это только Откровение, которое внушается ему». Сура 53 «Звезда», аяты 3-4.

Каждый разумный и достигший совершеннолетия мусульманин (мукалляф) обязан верить в те описания, которые дал Себе Всевышний Аллах и которые дал Ему Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), а также в то, что Атрибуты Всевышнего не имеют никакого сходства с качествами творений.

Кто отрицает хотя бы одну из этих основ, тот впал в заблуждение. Поистине, лишь безумец и невежда может решиться на подобную дерзость — отрицать описание, которое дал Себе Всевышний Аллах! Всевышний Аллах дал Себе описания, указывающие на совершенство и отсутствие изъянов. Так как же может человек отрицать какое-либо из этих описаний и утверждать, что оно не приличествует Всевышнему и указывает на наличие у Него недостатков?! И, тем не менее, находятся люди, которые произвольно истолковывают эти описания, уводя их от их истинного значения, или просто отрицают их и придумывают им замену, которая не обоснована ни Кораном, ни Сунной. Пречист Всевышний! Поистине, эти люди возводят великий навет на Аллаха…

Не менее безумен и невежествен тот, кто считает, что между Атрибутами Всевышнего и качествами Его творений существует какое-либо сходство. Такой человек — заблудший, отклонившийся от истинного пути. А кто уверовал во все Атрибуты Всевышнего и в то, что между ними и качествами Его творений нет и не может быть никакого подобия, тот является верующим, обладателем правильных убеждений, избежавшим заблуждения в виде уподобления (ташбих) и отрицания (та‘ты-ль). Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура 42 «Совет», аят 11. Этот аят заключает в себе великое знание, устраняющее все сомнения и дающее ответ на все вопросы по этой теме.

Обратите внимание: Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему», но потом добавил: «И Он — Слышащий, Видящий». Известно, что творения также обладают слухом и зрением. Всевышний Аллах как будто указывает нам на то, что мы не должны отрицать наличие у Него таких Атрибутов, как слух и зрение, под тем предлогом, что творения также обладают слухом и зрением, и что утверждение их наличия у Аллаха будет означать Его уподобление творениям. Он сказал это, чтобы мы, неправильно поняв принцип «Нет ничего подобного Ему», не подумали, что если творения слышат и видят, то это означает, что у Аллаха не может быть слуха и зрения. Таким образом, мы должны верить, что нет ничего, подобного Аллаху, и, в то же время, верить в то, что Он — Слышащий, Видящий.

Итак, у Всевышнего есть Атрибуты, приличествующие Ему и указывающие на Его совершенство, а у творений есть качества, подходящие для их положения. Это истина, не вызывающая сомнений. Атрибуты Всевышнего выше и совершенней того, чтобы иметь какое-то сходство с качествами творений.

Кто отрицает какой-либо из Божественных Атрибутов, о которых сообщил нам Сам Всевышний, тот как будто утверждает, что знает об Аллахе больше, чем Он Сам. Конечно же, это великая ложь! А кто уподобляет один из Атрибутов Аллаха качеству творений, тот является заблудшим, отклонившимся от истинного пути безумцем, на которого распространяются Слова Всевышнего:

«Клянёмся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров». Сура 26 «Поэты», аят 97. Приравнивающий Господа миров к творениям – не иначе как умалишённый.

Знайте также, что последователи калама, увлекшиеся тем, что они именуют умозрительными доводами и опирающиеся в своих суждениях на правила логики, разделили Атрибуты Всевышнего на шесть категорий:

1— Самостные атрибуты (Ас-сыфат ан-нафсиййа); (Под «самостными» последователи калама подразумевают такие атрибуты, которые указывают непосредственно на Самого Аллаха, а не те, что относятся к Его сущности.

Кулиев Э. перевел эти термины немного по-другому – «чувственные качества (сыфат нафсийя)», см. книгу доктора ‘Умара Сулеймана аль-Ашкара, «Вера в Аллаха» (ал-‘Акида фи-Ллах), Издательство «МИР» 2008, стр. 260.)

2— Атрибуты смыслов (Сыфат аль-ма‘ани);

3— Смысловые (качественные) (Ас-сыфат аль-ма‘навиййа); (В переводе Кулиева, «адъективные качеств».)

4—Атрибуты действия (Ас-сыфат аль-фи‘лиййа); (В переводе Кулиева, «качества, описывающие действия».)

5— Указывающие на отрицание (Ас-сыфат ас-сальбиййа); (В переводе Кулиева, «качества, отрицающие недостатки».)

6— Объемлющие (Ас-сыфат аль-джами‘а). (В переводе Кулиева, «собирательные качества».)

Что же касается внесущностных атрибутов (То есть имеющих отношение к тому, что вне Сущности). (ас-сыфат аль-идафиййа), то они, по их мнению, есть нечто относительное, не существующее в реальной внешней действительности. Этим своим утверждением они создали множество неясностей и явных заблуждений.

Внесущностные атрибуты (ас-сыфат аль-идафиййа), то есть такие атрибуты, проявление которых связано с тем, что вне сущности Аллаха, и атрибуты действия пересекаются друг с другом и частично совпадают. Это объясняется тем, что каждый атрибут действия, отражающийся на творениях, имеющий влияние, переходящее на них (например, создание, оживление, умерщвление), является внесущностным. Однако не каждый внесущностный атрибут является атрибутом действия. Между ними есть и общность и разница (специфичность). Некоторые атрибуты являются одновременно и внесущностными атрибутами и атрибутами действия. В качестве примера можно привести такие атрибуты, как создание, оживление, умерщвление. Что же касается, к примеру, такого атрибута как «вознесение» (аль-истива), то он является лишь атрибутом действия. Напротив, то, что Аллах существовал, прежде всего, равно как и то, что Он пребывает над всем, является внесущностным атрибутом, но не относится к атрибутам действия.

Для всякого, кто знаком с правилами калама и логики, не является секретом, что использование термина «самостный» (ан-нафсиййа), применительно к каким-либо Божественным атрибутам, недопустимо и представляет собой дерзость в отношении Всемогущего Аллаха, масштабы которой известны лишь Ему Самому. Конечно, последователи калама в данном случае подразумевают под «самостью» значение, являющееся верным в отношении Аллаха, а именно – «существование». Однако применение каких-то двусмысленных терминов, которые могут внушить человеку запрещенное и неправильное понимание там, где речь идет об Аллахе, не допустимо, пусть даже под ними и подразумевается некий верный смысл.

Самостные качества, согласно терминологии логики и калама, не могут представлять собой ничего иного, кроме как указания на принадлежность к «виду» («аль-джинс») или «подвидовую особенность» («аль-фасль»). Примером принадлежности к виду является такая характеристика человека как «живое существо», а примером подвидовой особенности – такая его характеристика как «речь». Вид, как это известно из терминологии логики и калама, есть некая общность между разными по сути единицами, как, например, характеристика «живое существо» применительно к человеку, лошади и ослу. Что касается «подвидовой особенности», то она представляет собой самостное качество некоторых представителей вида, которое отличает их от остальных его представителей. Примером может служить такое качество человека, как «речь». Она является самостным качеством, отличающим человека, например, от лошади, которая сходится и соучаствует с ним в таких вещах как телесность, материальность, рост, обладание чувствительностью. Описывать Аллаха чем-то из разъясненных нами терминов – величайшая дерзость и кощунство в отношении Всевышнего, потому что Он – единственный в Своей Сущности, Своих атрибутах и действиях. Между Ним и другими нет никакого соучастия ни в чем, что касается Его Сущности и Атрибутов, и потому применение к нему понятий, касающихся видов и подвидов, невозможно. Он Пресвят и премного выше этого. Вид (аль-джинс) – это доля общности между разными сущностями, а подвидовая особенность (аль-фасль) – то, что отделяет некоторые сущности, относящиеся к этой общности и соучаствующие в ней, от других. Пресвят Аллах и премного выше того, чтобы использовать применительно к Нему подобные термины!

Далее мы хотим указать на то, что в Коране Всевышний Аллах описывается атрибутами, упоминаемыми в этой классификации, и такими же качествами описываются некоторые его творения. То есть, данные качества есть и у Творца небес и земли, и у Его творений, однако Его Атрибуты и их качества не похожи друг на друга и между ними нет ничего общего. Атрибут Всевышнего соответствует Его совершенству и величию, тогда как качество творения соответствует его несовершенству, слабости, неспособности существовать самостоятельно и постоянной потребности в ком-то или в чём-то. Между Атрибутом Творца и одноименным качеством творения такая же разница, как между Сущностью Творца и сущностью творения.

Атрибуты смыслов (сыфат аль-ма‘ани) в терминологии последователей калама – это такие атрибуты, которые указывают на наличествующие смыслы, характеризующие Сущность Всевышнего. (Эти атрибуты именуются ими также «наличествующими» (ас-сыфат ас-субутиййа) – Прим. Ред.) Тот калам, который сегодня изучается большинством мусульман почти во всех странах мира, признает из этих атрибутов только семь. Все остальные отрицаются ими и подвергаются истолкованию. (В дальнейшем мы упомянем отвергаемые ими атрибуты и приведем доказательства на них из Корана).

Вот эти семь Атрибутов: Могущество, Воля, Знание, Жизнь, Слух, Зрение, Речь. Му‘тазилиты отрицают и эти семь атрибутов, признавая только соответствующие им определения. Они говорят: «Аллах – Могущественный Сам по Себе, Слышащий Сам по Себе, Знающий Сам по Себе, Живой Сам по Себе, но при этом не имеет ни могущества, ни знания, ни жизни, ни слуха, ни зрения». Согласно их мнению, признание наличия у Всевышнего этих атрибутов это утверждение, что помимо Аллаха есть еще и что-то другое, что существовало изначально. Конечно же, любому разумному человеку понятно, что такое воззрение содержит в себе противоречие и является заблуждением. Если кто-то не характеризуется знанием, то его нельзя назвать знающим. Абсурдность слов «Знающий без знания», очевидна для каждого мало-мальски разумного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: