Правило утверждения имён и атрибутов

Ахлю-с-Сунна считают, что Имя или Атрибут Аллаха может быть утверждён только в том случае, если имеется обосновывающий его конкретизированный религиозный текст (аят или хадис). Изучающий Имена и Атрибуты Всевышнего должен понимать существующие у Ахлю-с-Сунна различия между источником утверждения и источником запрещения. Если говорить об утверждении Имён и Атрибутов, то оно возможно только в случае наличия конкретизированного доказательства. Атрибуты и Имена утверждаются только в том случае, если они упомянуты в аяте или в хадисе, в виде, соответственно, Атрибута (Милосердие, Знание, Слух и так далее) или Имени (Знающий, Слышащий, Видящий и так далее).

Отрицание атрибутов, которые не приличествуют Аллаху, и связанные с ним правила.

Тексты Корана и Сунны, как общего характера, так и конкретизированные, свидетельствуют об отсутствии у Аллаха атрибутов, указывающих на несовершенство, и как следствие, не приличествующих Ему. Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему». Это отрицание атрибутов, которые не приличествуют Аллаху. Всевышний также сказал:

«И не сравнивайте Его ни с чем! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете». Сура 16 «Пчелы», аят 74. Сам факт противоречия каких-то атрибутов утверждённым Атрибутам Всевышнего, указывающим на совершенство, предполагает их отрицание и является доказательством того, что Всевышнему Аллаху эти атрибуты не присущи.

Большинство атрибутов, указывающих на несовершенство, Всевышний Аллах не называет в Коране. Лишь немногие из этих атрибутов упомянуты в Книге Аллаха. В качестве примера можно привести несправедливость «Твой Господь ни с кем не поступает несправедливо») и сон

«Не одолевает Его ни дремота, ни сон»). Таким образом, о том, что не приличествует Аллаху, в аятах и хадисах, как правило, не упоминается подробно, то есть в виде перечисления, и такие упоминания можно считать исключением. Например, об отсутствии у Аллаха такого атрибута как невежество не упоминается в аятах и хадисах прямо. Тем не менее, мы не спрашиваем: где ясное доказательство отсутствия у Аллаха этого атрибута? Поскольку в данном случае достаточным доказательством являются Слова Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему». Ещё одно доказательство — Всевышний Аллах сказал о Себе, что у него есть такой Атрибут как Знание, а знание и невежество — взаимоисключающие антонимы, и утверждение одного предполагает, в обязательном порядке, отрицание второго… Подобных примеров можно привести много.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: