Социальная природа землеустройства обусловливает влияние на него объективно действующих экономических законов. Определенное действие совокупности экономических законов проявляется в виде закономерностей, которые являются объективными, то есть не зависят от воли и сознания людей и выявляются в ходе общественного сознания людей и выявляются в ходе общественного развития.
В ходе общественного развития под воздействием производительных сил земельные отношения неизбежно меняются. Но эти изменения происходят не произвольно, а с помощью системы социально- экономических, правовых и административных мер, осуществляемых государством. Среди этих мер видное место занимает землеустройство. Применительно к любому земельному строю целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель во всех отраслях экономики, приведшие организации территории и производства в соответствии с новыми земельными отношениями.
Посредством землеустройства создаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования.
Таким образом, землеустройство это одновременно элемент и производительных сил, и производственных отношений, в совокупности образующих, как известно, общественный способ производства. Обе эти стороны в землеустройстве тесно связаны и обусловливают его зависимость от социально- экономических процессов, происходящих в обществе. В этом смысле землеустройство- составная часто общественного способа производства., на него влияют в полной мере все законы и закономерности экономического развития.
Каждый общественный способ производства, создавая свойственную ему форму общественной собственности, определяет и соответствующее этой форме содержание землеустройства.
Обобщение научных исследований в области землеустройства позволяют сформулировать следующие основные закономерности землеустройства:
Землеустройство является частью любого общественного производства. В зависимости от имеющихся производственной или социальной, цели на земле устанавливаются определенный пространственный порядок, устройство земли происходит совместно с размещением других связанных с ней средств производства и рабочей силы.
При этом территория устраивается, как природный ресурс, как средство производства, устройство конкретных участков Земли, как объекта социально-экономических интересов является средством связанных с владением и пользованием землей.
Землеустройство имеет государственный характер. Государственный характер землеустройства в России выражается и проявляется в следующем:
- государство осуществляет суверенитет над всей территорией страны в пределах ее внешних границ.
- государство устанавливает порядок проведения землеустройства.
- координирует деятельность органов власти на всех уровнях при проведении землеустройства.
- принимает нормативные, правовые акты о землеустройстве.
- производит контроль за проведением землеустройства.
- осуществляет экспертизу землеустроительной документации.
- управляет государственным фондом данных полученных в результате проведения землеустройства.
- организация и финансирование землеустроительных работ реализовываются в основном государством.
- государство организует подготовку кадров высшего и среднего звена.
3. Землеустройство развивается и изменяется в соответствии с потребностями общественного производства и развития народного хозяйства. Развитие землеустройства происходит в зависимости от задач которые стоят перед обществом для реализации потребностей общественного производства и обеспечивает:
- получение информации о количественном, качественном использовании и оценки качества земель, использованной для разработки землеустроительной документации
- ведение мониторинга земель определение перспектив распределения земель
- бесспорное определение и опознание на местности положения границ объектов землеустройства
- взаимное приспособление территории и производства.
Землеустройство опирается на научное достижение различных направлений:
Естественного (почвоведение, земледелие, растениеводство).
Технического (передовые методы геодезии, фотограмметрии, информатики).
Правового (регулируется гражданским, земельным, административным и другим правом).
Экономического (землеустройство опирается на общую экономическую теорию и на отраслевые экономики).
Задачи, которые стоят перед землеустройством на современном этапе, определены существующими нормативно-правовыми актами:
а) правовой основой землеустройства является конституция РФ, которая декларирует общий характер земельных отношении: виды и формы собственности на землю, права и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами и другие фундаментальные основы земельного строя.
б) Земельный кодекс- систематизированный свод норм земельного законодательства, регулирующий земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие землеустройства и его содержание, устанавливается землеустроительные действия дается общая регламентация землеустроительного процесса.
в) помимо земельного кодекса к землеустроительному процессу имеют прямое отношение нормы гражданского, водного, административного, и других кодексов Р.Ф., а также местное законодательство.
г) особое значение для осуществления землеустроительных мероприятий имеют законы: «О землеустройстве» (определяют основные понятия, задачи и содержание мероприятий, обязанность и основание проведения землеустройства, условия государственного регулирования).
д) «О государственном кадастре недвижимости» (регулирует систему государственного учета объектов недвижимости, устанавливает требования к проведению кадастровых работ, обязательных для формирования земельных участков – объектов учета, устанавливает порядок согласования границ).
е) подзаконные нормативные акты (указы президента РФ, постановление правительства РФ и субъектов Федерации, распоряжение министерств и ведомств, приказы, инструкции и другие распоряжения местных органов власти по вопросам отнесенных к их компетенции).
Содержание земельных преобразований России на современном этапе:
- продолжение разграничения государственной собственности на Землю.
- формирование рациональной системы землепользования.
- образование новых и упорядочение существующих земельных участков.
- подготовка землеустроительной документации необходимой для принятия решений органами власти.
- разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов.
- проведение внутрихозяйственной организации территории землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование землеустройства.
- получение информации о количественном и качественном состоянии использования земель и оценке их качества.
- инвентаризация земель.
- территориально-экономическое и функциональное зонирование территории.
- осуществить переход от целевого использования земель к методу разрешенного использования.
- установление и закрепление на местности городской черты.
- создание совместного со смежными землепользованиями пригородных зон городов.