Источники бизнес-информации

Касаясь источников информации, Лавин предложил классифицировать всю бизнес-информацию двумя способами. Классификация первым способом предполагает, что информация может быть либо первичной, полученной в результате исследования или анализа, инициированного фирмой, либо вторичной, получен ной из каких-то уже имеющихся источников. Второй способ подразделяет информацию на внутреннюю и внешнюю по отношению к фирме. Далее Лавин классифицирует вторичные источники по характеру доступа к ним. Эти источники могут быть:

• публичными, доступными для любого исследователя;

• частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за плату);

• подписными, представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информация находится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.

Рис. 3 описывает базовую классификацию источников информации, разделенную по стратегиям поиска. Стратегии могут быть либо официальными, использующими специализированных поставщиков информации, либо неофициальными, использующими различные каналы; они также могут быть активными (когда ищут источники информации) или пассивными (анализ информации из уже известных источников). Комбинация нескольких таких стратегий может быть вполне достаточной, но это зависит от объекта.

  ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ
АКТИВНЫЕ Торговые ассоциации Правительственные учреждения Коммерческие учреждения Библиотеки Поставщики коммерческой информации Поставщики Заказчики Торговые ярмарки Конференции
ПАССИВНЫЕ Действующая система обеспечения, банки, бухгалтеры и т. д. Инструкции, информационные бюллетени от торговых организаций Знакомства Добровольно предоставленная литература и рассылка писем (mail-shots)

Рис. 3. Стратегии поиска информации

При поиске источников информации особое внимание нужно уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой информации, надежность и гарантии достоверности информации. К сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тесная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее получения. Необходима оценка надежности информации (с заданием допустимой погрешности); она должна включать источник, срок, в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ. Репутация источника – это одно, а использование доказательств, подтверждающих ее, или «триангуляция» информации, – совсем другое.

Рассмотрение информационных аспектов управления организацией предполагает изучение информационных потребностей руководителей, которые в значительной степени зависят от уровня управления и объекта управления. Управленческая деятельность на различных уровнях в организациях требует различных видов информации (таблица 2).

На стратегическом уровне управления существенна потребность в информации, необходимой для планирования и принятия решений в области перспективных направлений деятельности фирмы. На тактическом уровне обеспечивается реализация политики функционирования организации, разрабатываются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы и т.д. На оперативном уровне производится выполнение различных текущих задач, реализуется планирование, организация и контроль повседневной работы внутри организации.

Таблица 2

Уровни использования информации в управлении организацией

Уровни Используемая информация
Стратегический уровень управления Прежде всего, внешняя информация, используемая для планирования будущего
Тактический уровень управления Внешняя и внутренняя информация, необходимая для руководства и контроля деятельности подчиненных
Оперативный уровень управления Прежде всего, внутренняя информация, используемая для планирования, осуществления и контроля повседневной производственной деятельности.

Входная информация является основой для преобразования в информационной системе. Часть ее, получаемая в результате непосредственного измерения или подсчета, называемая первичной информацией, поступает от объекта управления. Первичная информация теснее всего соприкасается с конкретной стороной деятельности управляемых экономических объектов, причем включает как медленно изменяющиеся (условно постоянные), так и оперативные данные. Например, для банков и финансовых компаний – это могут быть ставка рефинансирования, объем активов и пассивов, кредитов и депозитов, действующие нормы выплат по ним и т.д.; для фирм, занятых в сфере промышленного производства, – это объем выпущенной продукции, численность рабочих, время простоев, запасы на складе, количество брака, и т. д.

Особенностью первичной информации является то, что она очень часто содержит объемные характеристики работы объекта. На основании этих объемных характеристик с использованием нормативно-справочных данных в дальнейшем получается подробная оценка фактического состояния и динамики управляемого объекта. С точки зрения процесса управления, первичная информация выполняет роль обратной связи, поступающей от управляемого объекта и показывающей достигнутые результаты, а также отклонения от нормативного функционирования объекта.

Остальная часть входной информации, поступающая из сторонних по отношению к управляющей системе органов, называемая внешней и условно делится на осведомляющую и директивную.

Директивная информация исходит из вышестоящих органов и в зависимости от характера подчиненности может включать параметры и условия формирования обязательных (налоговых) выплат, плановые задания и их корректировки, выделенные лимиты.

Осведомляющая информация поступает от вышестоящих органов, а также от фирм, предприятий и организаций, связанных с объектом управления. Это поставщики, подрядчики, транспортные организации, финансовые институты (банки, пенсионные фонды, страховые компании), территориальные органы государственной власти. Если директивные данные непосредственно влияют на цели функционирования объекта, то осведомляющие определяют условия его работы.

Директивные и осведомляющие данные, в отличие от первичных, преимущественно имеют стоимостной или безразмерный характер.

По частоте изменения и форме использования выделяют нормативно-справочную информацию, к которой относятся экономические, технологические, материальные и трудовые нормативы, расчетные коэффициенты, каталоги, номенклатурные справочники. Нормативно-справочная информация отличается большей стабильностью и, как правило, проще организуется в однородные массивы. Нормативно-справочная информация так же, как и входная, является исходным материалом для последующей обработки и поступает в орган управления извне. В отличие от входной информации нормативно-справочная информация используется многократно и после первоначального ввода длительное время хранится в системе управления. Наиболее характерными операциями ее обработки являются выборка из соответствующих массивов и обновление. При создании информационных систем специфика хранения, обновления и использования нормативно-справочной информации обусловливает ее выделение вместе со средствами поиска и обновления в отдельную подсистему.

Из нормативно-справочной и входной информации в результате обработки получается все обилие производной информации. Методы обработки могут быть самыми разными, от простой передачи, агрегирования и группировки, до сложных экономических расчетов, в том числе и с проведением различных экономических анализов. Производная информация, полученная в результате таких расчетов, отражает более сложные экономические характеристики производства: себестоимость разных видов продукции, производительность труда, рентабельность.

Для сравнения текущей работы объекта с директивными заданиями часть производной информации выражается в тех же показателях, что и директивные задания. Однако производная информация неизмеримо шире по составу и форме представления, чем входная и выходная. Во многом она зависит от типа экономико-математических моделей, которые используются при организации процессов управления. Получение производной информации является целью обработки и определяет выбор соответствующих методов. В результате обработки и преобразования информации можно получить информацию: учетную; плановую; прогнозную.

Учетная информация относится к фактическому процессу производства и его конкретным экономическим условиям. В нее входят как первичная информация, так и часть производной. Это данные о фактическом выпуске продукции по стоимости, номенклатуре и качеству, о затратах ресурсов, потерях, запасах, использовании оборудования, начисленной заработной плате, налоговых и премиальных выплатах и др. Они получаются из первичных данных с использованием принятых нормативов, тарифов, цен, ставок и других видов нормативно-справочной информации. Специфика учета как функции управления определяет специфику обработки учетной информации и необходимость ее первоочередной автоматизации.

Учетная информация описывает уже свершившиеся процессы, реально существующие условия. Она определенна и не зависит от последующих действий или принимаемых решений. В отличие от нее прогнозная и плановая информация может корректироваться при изменении условий или целей. Расчеты учетных и плановых данных образуют в некотором смысле встречные потоки. В процессе расчетов учетные данные в основном агрегируются, группируются и идут от натуральных показателей к стоимостным, а плановые данные – наоборот, от стоимостных и укрупненных натуральных показателей к детальным данным технической подготовки и обеспечения производства

Учетная и плановая информация является основой всего процесса управления, включая регулирование, анализ, прогнозирование и другие функции. Так, оценка деятельности фирмы получается при прямом сравнении соответствующих показателей учетных и плановых данных. Вместе с нормативно-справочной учетная и плановая информация оказывается внутренней для органов управления и при создании информационных систем должна храниться в ее информационной базе. Над ней проводятся наиболее сложные виды обработки, обеспечивая решение управленческих задач. Окончательным итогом обработки можно считать получение выходных данных. Выходными их называют потому, что подразумевается управление ими (или контроль) со стороны вышестоящих (внешних) органов. Обычно данные при этом физически не удаляются, а участвуют в последующих циклах обработки. Часть из них поступает к объекту управления, а часть – к вышестоящим органам и другим подразделениям.

Информация, поступающая к объекту управления, оказывает необходимые воздействия и тем самым влияет на его дальнейшую работу. Эта информация обычно вырабатывается с участием человека, определяется в процессе принятия решений, и поэтому ее называют управляющей. Примером могут служить фонды экономического стимулирования, объем и структура инвестиций, перераспределение ресурсов и т.д.

Информация, поступающая к вышестоящим органам, имеет характер отчетности и может выдаваться в формах, установленных статистическими и налоговыми органами. Она значительна по объему. Деление выходной информация на управляющую и отчетную оказывается условным, так как она может пересекаться, содержать одни и те же данные. К выходным относят также данные, поступающие к другим подразделениям и являющиеся для них осведомляющими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: