Понятие информационной технологии

Термин «информационные технологии» появился в конце 1970-х гг. и стал означать компьютерную технологию обработки информации. Однако информационные системы, как и информация, и информационные технологии существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.

Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшее умение чего-нибудь делать. Когда мы говорим об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта – тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.

Информационная технология система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации, т.е. реализации основных информационных процессов.

Информационная технология – это интегративный процесс, обеспечивающий решение профессиональных задач.

Каждая из информационных технологий представляет собой определенным образом организованную совокупность методов, средств и действий, обеспечивающих целесообразное количественное и качественное преобразование научно-технической, экономической, статистической и других видов информации.

Таблица 3

Сопоставление основных компонентов технологий

Компоненты технологий для производства продуктов
Материальных Информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации
Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации для принятия на ее основе решений fl

Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. В информационной системе могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако информационная технология шире, чем информационная система. Она может существовать вне ее.

Процесс развития информационной технологии можно условно разделить на четыре больших этапа. Началом каждого этапа явилось подлинно революционное событие в жизни общества: возникновение речи, изобретение письма, книгопечатания, создание ЭВМ. Каждое из этих событий, в свою очередь, коренным образом изменяло средства коммуникации между членами общества. Технические средства непрерывно расширяли возможности информационных процессов, современные технические достижения в области вычислительной техники, различных средств информационной и организационной техники продолжают расширять возможности информационных систем и коренным образом преобразуют структуру человеческой деятельности, проникая во все ее сферы.

Сферы применения ИТ можно разделить на семь основных областей:

• информационные системы организационного управления используют для обработки и предоставления бизнес-информации,

• вычисления на персональном компьютере. Компьютер, рассчитанный на одного пользователя, находит применение в разнообразных видах бизнеса и домашних дел, при этом используются такие производительные инструментальные средства, как программное обеспечение для обработки текстов, программное обеспечение для подготовки публикаций с помощью настольных издательских средств, программное обеспечение динамических электронных таблиц, системы управления базами данных и программное обеспечение компьютерной графики;

• наука и исследования: компьютер используется в качестве инструмента в процессе экспериментирования и разработки,

• управление процессом и устройством включает в себя прикладные компьютерные системы управления процессом или устройством, как, например, используемые в процессах производства и изготовления (автоматизированное производство (САР), автоматизированное изготовление (САМ), которые принимают данные по петле обратной связи);

• образование: компьютер используется для совершенствования процесса обучения;

• автоматизированное проектирование (CAD) – ИТ используется в процессах проектирования новых продуктов, позволяя пользователю создавать и обрабатывать экранное графическое изображение;

• искусственный интеллект (ИИ): область исследования, включающая в себя создание компьютерных систем со способностью рассуждать, обучаться или накапливать знания из важных категорий, таких как системы, основанные на использовании знаний, понимающие естественный язык и рукописный текст, и робототехнику (интеграция ИТ и роботов).

Очевидно, что для любой технологии необходима инфраструктура поддержки, все то, что обеспечивает функциональность данной технологии. В управленческой литературе такую инфраструктуру называют сетью поддержки технологий (TSN). Для информационной технологии в качестве TSN выступает информационная система, в рамках которой данная технологий реализована.

В теории управления технологиями вводится понятие высокой технологии, т.е. такой технологии, которая оказывает влияние на всю архитектуру (структуру и организацию) компонентов сети поддержки технологий. Высокая технология изменяет качественный характер задач, их выполнение, взаимосвязи, виды и состав используемых ресурсов, а также требуемую квалификацию, исполняемые роли, стили управления, всю организационную структуру.

Таким образом, новая информационная технология (НИТ) – это высокая технология, изменяющая не только средства и методы решения задач, но и всю информационную систему организации.

Новая информационная технология (НИТ) – это совокупность принципиально новых средств и методов обработки информации, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта оптимальным образом. Составные части новых информационных технологий и области их применения показаны на рис. 4.

Новые информационные технологии условно разделяют на сберегающие, рационализирующие и созидающие. Технологии первого типа экономят труд, материальные ресурсы, время (например, системы передачи информации, информационно-поисковые автоматизированные системы). Примером рационализирующих технологий могут служить автоматизированные системы заказа билетов, бронирование мест в гостиницах, системы финансовых расчетов и т.д. Эти технологии, в отличие от сберегающих, реализуют процессы обработки информации и повышают точность расчетных процедур.

Созидающие (творческие) информационные технологии представляют собой системы переработки и использования информации, включающие человека как составную часть. Созидающие технологии предназначены для переработки семантической информации. Примером такой технологии является технология организации телеконференций, телесовещаний, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования, статистических материалов.

Рис. 4. Составные части НИТ и области применения.

Конкретной реализацией технологии является технологический процесс. Технологический процесс обработки информации представляет собой совокупность операций, выполняемых в определенной последовательности.

Под операцией понимается логически неделимый комплекс законченных определенных действий, выполняемых более или менее однозначно.

Под технологической процедурой понимается совокупность однородных операций, связанных определенным образом с воздействием на информацию, посредством которых осуществляется реализация отдельного этапа технологического процесса. Операциями достигается не только преобразование информации в различных аспектах, но и первоначальное восприятие информации и ее потребление.

Технологический процесс детализирует каждую операцию, разбивая ее на элементарные операции. Под элементарной операцией понимается непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса. Выполнение каждой элементарной операции регламентируется инструкциями, программами или другими указаниями, определяющими используемые технические средства, необходимые ресурсы, условия и время проведения операции, стоимостные характеристики и т.д.

Деление процесса на операции позволяет рассчитать трудовые и стоимостные затраты на обработку информации. Разработанный технологический процесс должен обеспечивать конечную цель при минимальных затратах, максимальной точности и достоверности.

Особенностью автоматизированной обработки информации является большое разнообразие операций обработки и вариантов выполнения каждой операции. В технологический процесс целесообразно включать лишь типовые операции, которые могут быть реализованы в любых системах, обрабатывающих экономическую информацию.

В структуре информационной деятельности можно выделить следующие типовые технологические операции: сбор информации (первичные документы), аналитико-синтетическая обработка информации, хранение информации (формирование и ведение информационного фонда), поиск информации, репродуцирование (копирование, размножение) документов, передача информации, предоставление обработанной информации потребителям.

Из типовых операций составляются типовые технологические процессы.

Технологические процессы подразделяются на рабочие (исполнительские) и контрольные.

Рабочие операции составляют основу технологического процесса. Их можно разделить на подготовительные и основные. Подготовительные операции подготавливают данные к преобразованию или содействуют выполнению операций. Основные операции связаны, как правило, с математическим и логическим преобразованием информации.

Контрольные операции призваны обеспечить достоверность данных и результатов. Они подразделяются на операции предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль следит за достоверностью входных данных, текущий обеспечивает качество исполнения операций (например, четкость печати), последующий обеспечивает достоверность результатов выполнения операций.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Взаимодействие информационной системы и организации обычно происходит на двух уровнях:

• микроуровне – который выражается во влиянии на отдельных индивидуумов и их работу, а также на работу отделов;

• макроуровне – на всю организацию, отрасль и общество в целом.

Внедрение новых информационных технологий приводит к изменению организационной структуры организации в рамках подразделений, реализующих функции производства (производство, сборка, обработка и хранение материалов, хранение и обслуживание инструментов, контроль качества) и появлению новых структурных подразделений, ответственных за автоматизацию и интеграцию. Кроме того, развитие информационных технологий приводит к ликвидации промежуточных звеньев внутри организаций и между ними. Это происходит потому, что информация является основным продуктом обмена при взаимоотношениях внутри организации, а также между организацией и поставщиком или потребителем. Она является основным продуктом договора, сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. В этом случае ликвидация промежуточные звеньев является следствием внедрения новых информационных технологий, поскольку становятся ненужными посредники между источником и получателем информации. Это в свою очередь приводит к изменению организационной структуры предприятия. Ликвидируются целые звенья, связанные с дополнительными затратами. Появляются более простые иерархические связи и более широкие системы контроля.

НИТ вносят большие изменения в содержание многих работ и профессий в организации. Результат внедрения информационных технологий – экономия времени специалистов за счет снижения количества рутинных операций. Единственный способ получения экономического эффекта от экономии времени – переориентация этого времени на выполнение интеллектуальных, аналитических операций.

При внедрении новых информационных технологий в организации необходимо выбрать один из двух основных подходов, а именно, структурный и процессный.

Первый подход ориентируется на существующую структуру организации, когда проектирование системы идет по структурным подразделениям. Технологии деятельности в этом случае описываются через технологии работы структурных подразделений, а взаимодействие структурных подразделений – через модель верхнего уровня. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации не претерпевают изменений, рационализируются только рабочие места. Функции распределяются между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны, и организационная структура фирмы не меняется.

Процессный подход ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются реже. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти.

Этот подход ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура при этом должна модернизироваться.

Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.

К основным ее недостаткам следует отнести:

• существенные затраты на первом этапе, связанные с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;

• наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинствами данной стратегии являются:

• рационализация организационной структуры фирмы;

• максимальная занятость всех работников;

• высокий профессиональный уровень;

• интеграция профессиональных функций.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ
системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ)

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Появление новых информационных технологий, как правило, требует соответствующих организационных структур на предприятии. В управлении ИТ важную роль играет рас­пределение ответственности между пользователями, руководителями подразделений ИТ и руководителями верхнего звена за формирование политики развития ИТ и за ее реализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: