Как отмечает российский социолог В.П. Конецкая, «коммуникация выступает как бы посредником между Индивидуальной и общественно значимой информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи ивосприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия»I.
Таким механизмом послужили два противоположных по направлению, но сходных по природе процесса, наблюдавшихся в РОССИЙской жизни начала 1990-х гг., - политизация медиа и медиатизацияполитики.
Политизация медиа - это воздействие той или иной идеологии на позицию журналистов и изданий, втягивание СМИ в информационные кампании отдельными политическими кланами и финансовымигруппировками, замещение ими реальных политических акторов. подобное происходило в силу разных причин, в частности неготовностИроссийских СМИ к экономической независимости, неспособностИих к функционированию за счет собственных доходов. Для частныХ издаИЙ, призванных вносить свой вклад в формировани: граждансКОго обшества, это означало навязывание политическои позиции вЛаДельца.
|
|
1 Конецкая В.п. Социология коммуникации. М., 1997. С. 7.
Гlараллельно процессу политизаuии медиа шла медиатизаuия политИКИ, причиной которОЙ исследователи считают активное вторжеие СМИ в управление политическими процессами в обществе в цеЛЯХ привлечения внимания пу лики и в дальнеишем использование еГО сообществом профессионалов, обслуживающих политических лидероВ и политические организации. СМИ становятся субъектами политического пространства, ведущие политические акторы - субъектамИ пространства информаuионного. Политика превратилась вмедиапроцесс, политические отношения - в шоу. Это привело к изменениЮ места коммуникаuии в политическом процессе. Суть этогоизменения состоит в том, что «акт коммуникации власти с массовымсубъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики И приобрела В ней новый онтологический статус, утратив былойвспомогательно-технический характер» 1.
Средства массовой информации изменили содержание политики, взяв на себя функцию не только отражения реальности, но «творца событий», переведя протекание политических процессов в свое символическое пространство, что имело следствием принципиальнуютрансформацию, которую исследователи квалифицируют как формирование единого информационно-политического пространства.
Впервые системное обобщение современных исследований в области информационного пространства И обзор складывающейсятерминологии встречаются в работах И.М. Дзялошинского2. ПоУтверждению ученого, синонимичные понятия «информационнаясреда», «информационное пространство», «информационное поле»с эпитетом «единое» появились В разговорах руководящих деятелейи специалистов, отвечавших за ситуацию в российских СМИ, примерно в 1992 г.
|
|
I Соловьев А.и. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентиФИкации // Полис. 2002. N2З. С. 10.
2 Дзялошuнскuй и.м. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2000.
Дзялошинский связывает возникновение отмеченного интереса с резким падением тиражей «центральных» печатных СМИ из-за осознания последствий распада СССР и разрыва информационных Коммуникаций между новообразовавшимися субъектами - странами СНГ. Вызванная таким положением дел тревога (у одних сВЯзаная с потерей политического влияния, у других - с потерей ДОХодов) трансформировалась в заботу о едином информационном пространстве (которое сохранить все же не удалось - ни в рамках Снгни в рамках России). Ситуация позволила если не объяснить, то ввести в оборот понятие «информационное пространство», которое потом стало фигурировать в документах, обосновывающих и реГЛаментирующих развитие информационных технологий. В частности, в разработанной в 1995 г. Концепции формирования и развития единого информационного пространства России дается такое определение:
«Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и ПО общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих нос.ителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачуинформации;
- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам наоснове соответствующих информационных технологий, включающиепро грамм но-технические средства и организационно-нормативныедокументы».
В 1996 г. появилась Концепция формирования единого информационного пространства Содружества Независимых Государств, указывающая на интересы, обеспечивающиеся в его рамках, а именно: развитие контактов граждан; распространение информации; развитие образования, науки, техники и культуры; обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам и Т.д.
В Концепции формирования информационного общества в России, одобренной решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федераци пО связи и информатизации от 28 мая 1999 г. N2 32 к характерНЫМ чертам и признакам информационного общества относится «формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного простраКства».
В том же году Комитетом Государственной думы по информационноЙ политике и связи и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ была одобрена Концепция государственной информационной политики, в которой указывалась одна из областей применения Концепции - определение направлений деятельности по «формированию единого информационного пространства России»J1 отмечалось, что «особого внимания требует координация деятелькости в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур для этогово всех ветвях власти для выполнения этой функции».
|
|
Постепенно выкристаллизовались два разных проблемных поля: исследователи середины 1990-х гг. подходили к понятию информационного пространства с точки зрения информатизации как созданияинфраструктуры для информационного обмена между властью и населением; в более поздних публикациях роль «действующей силы», формообразующая роль в таком обмене начинает придаваться средствам массовой информации.
И.И. Засурский в своей работе «Масс-медиа второй республики» дает анализ процессов медиатизации политического пространства в России в 1990-х ГГ., считая переломным моментом президентские выборы 1996 г.: «Из предвыборной кампании 1996 г. политиками и владельцами СМИ было вынесено убеждение о том, что политика имеетсмысл, а политик - будущее постольку, поскольку это отражено в информационном поле средств массовой информации... началась новаяЭпоха российских СМИ, эпоха компромата и непрекращающихся информационных войн, эпоха медиатизации политики»l. Этот процессхарактеризуется все большей публичностью политики, расширением ее экспансии. Например, частная сфера, становясь публичной, окаЗЫвается одновременно политической. Применив известное правилоЭ. Ноэль-Нойман - «тот, кто не находит своего мнения в массовойКоммуникации, тот безмолвствует» - к политикам, признаем, что ограничение их пространства публичности ведет к ослаблению их позиЦИЙ в политической борьбе..
I 3асурскuй и.и. Масс-медиа второй республики. М., 2001. С. 109.
Эти процессы привели к формированию структуры, определяемой Засурским как медиаполитическая система, Т.е. структура ИНСТИТУЦИОнализации власти (различных ее центров) в российских macc-медИа. Основным индикатором ее выделения являются наличие политизированных инвестиций, характер собственности на органы информации ихарактер влияния на их редакционную политику. Медиаполитическаясистема в этой концепции, безусловно, Уже, чем информационная система (под которой понимается единое российское информаЦИОННоепространство). Автором оговаривается возможность альтернативногопредставления у других исследователей о медиаполитической системекак всей коммуникации, целью которой является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам.
|
|
Нынешний потенциал воздействия СМИ на массовое ПОЛИТическое общественное мнение далеко не так мощен, как иногда представляется. Прежде всего это связано с продолжающимся падениемпотребления населением общественно-политической информации - сокращением суммарного времени и ухудшением качества(«ассортимента») чтения, слушания и смотрения соответствующихматериалов.
За последние 15 лет СМИ в России претерпели значительные изменения. По ХОДУ своего развития они приобретали. разнообразныефункции, соответственно изменялось их влияние на политическийпроцесс. Можно сказать, что именно за это время произошла полнаятрансформация советской медиаполитической системы в новую, российскую. Трансформация проходила в несколько этапов, каждый изкоторых характеризовался уникальным сочетанием роли и функцийинститута СМИ в российском обществе.
В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О средствах массовой информации». На основе этого право во го акта в декабре 1991 г. был принят российский Закон «О средствах массовой информации». Появление данных законов стало тем фундаментом, на котором осуществлялось строительство новых взаимоотношений в треугольнике «государство - СМИ - общество».
Важнейшими положениями советского закона бьши:
провозглашение свободы печати, запрещение цензуры;
отказ государства от информационной монополии. Право на учреждение любых средств массовой информации предоставлялосьвсем организациям и гражданам, изъявившим на то свое желание;
средствам массовой информации бьшо разрешено перейти к экономической самостоятельности и осуществлению коммерческой деятельности.
Государственным учреждениям и должностным лицам, а также обественНЫМ организациям бьшо вменено в обязанность предоставлять жуНаЛистам информацию о своей деятельности. Отказ в предоставлеИИ сведенИЙ отныне мог быть обжалован в суде как ущемление прав граждан.
Отказ государства от монопольного владения средствами массовои иформации и возможность перехода медиаорганов в частную (в осOBHOM акционерную) собственность имели два важнейшиХ последствИЯ:
начало рыночной конкуренции между отдельными СМИ (борьба за читательскую/зрительскую/слушательскую ауДИТОРИЮ и деньги рекламодателей);
концентрация разгосударствленных, а также новообразованных сМИ в руках «олигархов» И смена административных форм контроля над масс-медиа финансовыми.
Если в Советском Союзе СМИ являлись всего лишь инструментом в руках власти, то сегодня они выполняют не столько задачу поддержаниЯ взаимосвязи между различными уровнями и нишами общественной иерархии, но и выступают как самостоятельная политическая сила - «четвертая власть». Причем в данном случае неважно, насколько они зависимы от административного, финансового, кадрового контроля со стороны государственных структур или частного капитала. Суть в том, что, являясь социальным институтом, масс-медиа обладают институциональным политическим влиянием.
Свидетельством роста объективного институционального влияния средств массовой информации является тот факт, что все более или менее значительные политики имеют советников по имиджу. А ВО многих госучреждениях, общественных организациях и крупных компаниях появился такой институт, как пресс-служба – структурное подразделение, занимаюшееся «связями С общественностью». Иначе говоря, чтобы добиться успеха на политической арене или в сфере бизнеса, стало необходимо учитывать то, как ты выглядишь на телеЭкране или газетных страницах, и, соответственно, заботиться о достаточной привлекательности своего медиаобраза.
С середины 1990-х гг. прослеживается отчетливая тенденция к взаИМопроникновению частного капитала и политической власти и обраЗованию связок типа «банкир - СМИ - политик».
Особенность российского информационного рынка (по сравнению с западным) состоит в том, что высокая концентрация СМИ явиась здесь не следствием самостоятельноГО развития медиабизнеса, а реЗУЛьтатом притока банковСКОГО или промышленного капитала.
После того как из медиакомплекса ушло единое интеГРИРУЮЩееначало в лице государства, он стал самоорганизовываться - на смену«вертикальному» подчинению пришли многочисленные «горизонтальные» связи. За последние годы возникли самые различные медиаассоциации: Национальная ассоциация телерадиовещателей, Российская ассоциация региональных телекомпаний, Гильдия издателейпериодической печати, Национальная ассоциация издателей, Российская ассоциация рекламных агентств, Союз распространителейпечатной продукции, Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Ассоциация распространителей периодической печати и др.
Основной особенностью нынешнего периода функционирования СМИ в России стала их возможность оказывать на социально-экономическую и политическую среду значительно более эффективное давлениепо сравнению с российской властью. Медиасообщество - журналистыи отдельные издания, - используя изощренные информационные стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением, стало дажеболее важным игроком на политическом и экономическом поле, чем сами властные институты.
Современная медиаполитическая система - это сбалансированная система, состоящая из совокупности политических и медийныхинститутов, управляющих информационными потоками и каналамикоммуникации. Рассмотрим, как развивались отдельные видысредств массовой информации.
Прежде всего серьезные изменения произошли в сфере потребления печатных СМИ. Так, за последние несколько лет они вомногом утратили свои позиции в формировании общественногомнения, уступив пальму первенства телевидению. Российская аудитория уже не испытывает такого интереса к прессе, как в эпоху гласности, торжества принципов свободы печати и широкой дискуссиина различные общественно-политические темы. Среди наиболееважных перемен, которые претерпела пресса в нашей стране, необходимо отметить:
1. Многократное снижение тиражей. По данным Союза журналистов России, за последнее десятилетие произошел общий многократный спад тиражей российских печатных СМИ. Кроме того, серьезноизменилась структура потребления периодики: тиражи центральныХСМИ, которые еше в начале] 993 г. превышали совокупные тиражиместной прессы, теперь составляют меньше одной трети обшего тиража газет.
Даже самые популярные издания теряют читателей. Так, согласнО данным исследовательской компании «TNS Gallup Media», в декабре 2001 г. аудитоРИЯ одного номера «Комсомольской правды» в России составляла примерно 2,2 млн человек, а сегодня - 1,8 млн. Похожая ситуацИЯ с аудиторией «Известий» (390 тыс. тогда и 204 тыс. сегодня) дрУГИХ газет (см. табл. 5):
Таблица 5