Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления.
Парламентская ответственность правительства согласно демократическим конституциям реализуется преимущественно посредством двух процедур: вотума недоверия и отказа в доверии. Различие между ними заключается в следующем.
Вотум недоверия – результат парламентской инициативы. Поэтому в интересах стабильности правительства иногда конституции усложняют процедуру этой инициативы, требуя, чтобы она исходила от более или менее значительной группы парламентариев, а также обусловливая выражение недоверия необходимостью подачи за резолюцию недоверия (порицания, осуждения) абсолютного или квалифицированного большинства голосов в палате. Отказ в доверии имеет место в случае, когда правительство само поставило вопрос о доверии в связи с каким-либо актом, принятия которого оно добивается от парламента. Это довольно эффективный способ давления на парламент, особенно в условиях, когда отказ в доверии и вызванный этим правительственный кризис могут повлечь роспуск парламента (палаты). С другой стороны, действительно отказ парламента принять желательный для правительства акт может лишить правительство возможности проводить свою политику или серьезно затруднить проведение этой политики, в результате чего нахождение в составе правительства становится для его членов бессмысленным.
|
|
Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства или министра неверной, нередко в связи с грубым нарушением этических норм. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.
46. Судебные системы в зарубежных странах: понятие и виды. Модели судебных систем:
англосаксонская
- единая система судов вов главе с 1 верховным судом
- активное использование института присяжных
-активное использование судебных прецедентов
Романо-германская
-судебные системы внутри автономы и не объеденины, в них действую несколько спец. Судебных систем
-развитая и кодифицированная система законодательства, не используется судебный прецедент
Мусульманская
-подлежат только единоверцы
-Нет народных и иных заседателей
-Процесс проходит по канонам шариата
-Спец. Формы ответственности
-Иногда нет системы обжалования
-Наличие духовного судопроизводства
Социалистическая
-выборность судей и заседателей
-равенство прав судей и заседателей
-совпадение границ административных и судебных округов