Политическая ответственность правительства перед парламентом: содержание и условия наступления

Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления.

Парламентская ответственность правительства согласно демократическим конституциям реализуется преимущественно посредством двух процедур: вотума недоверия и отказа в доверии. Различие между ними заключается в следующем.

Вотум недоверия – результат парламентской инициативы. Поэтому в интересах стабильности правительства иногда конституции усложняют процедуру этой инициативы, требуя, чтобы она исходила от более или менее значительной группы парламентариев, а также обусловливая выражение недоверия необходимостью подачи за резолюцию недоверия (порицания, осуждения) абсолютного или квалифицированного большинства голосов в палате. Отказ в доверии имеет место в случае, когда правительство само поставило вопрос о доверии в связи с каким-либо актом, принятия которого оно добивается от парламента. Это довольно эффективный способ давления на парламент, особенно в условиях, когда отказ в доверии и вызванный этим правительственный кризис могут повлечь роспуск парламента (палаты). С другой стороны, действительно отказ парламента принять желательный для правительства акт может лишить правительство возможности проводить свою политику или серьезно затруднить проведение этой политики, в результате чего нахождение в составе правительства становится для его членов бессмысленным.

Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства или министра неверной, нередко в связи с грубым нарушением этических норм. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.

46. Судебные системы в зарубежных странах: понятие и виды. Модели судебных систем:

англосаксонская

- единая система судов вов главе с 1 верховным судом

- активное использование института присяжных

-активное использование судебных прецедентов

Романо-германская

-судебные системы внутри автономы и не объеденины, в них действую несколько спец. Судебных систем

-развитая и кодифицированная система законодательства, не используется судебный прецедент

Мусульманская

-подлежат только единоверцы

-Нет народных и иных заседателей

-Процесс проходит по канонам шариата

-Спец. Формы ответственности

-Иногда нет системы обжалования

-Наличие духовного судопроизводства

Социалистическая

-выборность судей и заседателей

-равенство прав судей и заседателей

-совпадение границ административных и судебных округов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: