Тезирование, реферирование и аннотирование текста

1.Аннотирование текста. В аннотации содержание текста передается «своими словами» абстрагировано и обобщенно. Основные упражнения по аннотированию текста:

1) выделение в тексте смысловых мест;

2) нахождение предложений, в которых сосредоточено ядро информации;

3) нахождение ключевых слов для передачи главной информации;

4) отбор слов-клише для написания аннотации;

5) сжатие реферата до аннотации и т. д.

2. Тезирование текста. Тезирование – это обратный процесс написанию развернутого высказывания. Упражнения: установление более или менее самостоятельных фрагментов текста, обнаружение в каждом фрагменте слов и выражений, которые передают главную информацию.

3. Реферирование текста. Сущность реферирования сводится к сжатию, свертыванию общего содержания текста. Реферирование возможно лишь в случае полного понимания смысла прочитанного. Отмечают 3 типа сжатия текста:

1) супрессия, при которой устраняется вся лишняя информация;

2) компрессия, в ходе производства которой достигается передача текста без потери информации, т. е текст подается в предельно лаконичной форме;

3) компенсация, для которой производится полная замена языковых средств автора средствами референта.

Для того чтобы добиться сжатия текста прибегают к двум процессам преобразования текста ─ перифразу и обобщению. Упражнениями для обучения реферированию являются разделение текста на подтемы, выделение ключевых фрагментов, формирование лексико-тематических цепочек, составление логической схемы текста и т. д. [Ляховицкий, 1981].

Следует отметить, что наилучшие результаты дает работа с заданиями, которые вызывают у студентов интерес. Возбудить непосредственный интерес помогает занимательность. В исследованиях, посвященных этой теме, выделяют два вида занимательности: занимательность формы задания и занимательность содержания задания. Эти виды деятельности дают толчок непосредственному интересу, который становится мотивом-стимулом, помогающим управлять деятельностью учащихся [Вавилова, 1980]. Это должны быть задания, содержащие в себе элементы неожиданного, необычного, удивительного (например, пересказ текста в обратном порядке, написание статьи в газету на тему текста, разыгрывание диалогов, решение проблемы, описание событий до начала истории, рассказ продолжения истории, изменение хода рассказа с добавлением нового персонажа, пересказ текста в другом виде, например, рассказа в виде газетной статьи, пересказ текста в виде внутреннего монолога одного из героев рассказа, составление интервью с одним из персонажей, пересказ с изменением времени или места повествования, сравнение текстов по домашнему чтению, рекламирование текста, составление и решение кроссворда с ключевыми словами текста и т. д.). Они должны предусматривать решение какой-либо проблемной задачи. В этом случае студенты сравнивают, группируют, сопоставляют факты. Такая работа требует активного поиска и творческой работы. При выполнении подобных заданий теряется искусственность ситуации, приобретается естественность, которая приносит удовлетворение при выполнении деятельности (чтения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: