Основанные на позитиве | Основанные на негативе |
Организация семейных праздников; Рассказы о своих успехах; Просьбы к обоим родителям решить проблемы; Приглашение сходить вместе в гости; Разговор с каждым из родителей о достоинстве другого | Слезы, истерики; Нанесение себе (или попытка) физического увечья; Угрозы (попытки) самоубийства; Побеги из дома; Пропуск занятий в школе; Низкая успеваемость; Употребление алкоголя, наркотиков |
Объектами социального педагога должны быть семьи в предразводной ситуации, семьи на этапе бракоразводного процесса, семьи, которые с помощью социальных служб и специалистов сохранены, социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с проблемой развода.
Организуя профилактическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь: опрометчивом или оправданном, который является оптимальным способом решения разногласий супругов.
Необходим акцент на профилактике именно неоправданных супружеских разводов. Такая профилактика может включать:
|
|
– перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин;
– нейтрализация влияния «факторов риска»на стабильность семейных отношений;
– оздоровление социума; укрепление нравственного и физического здоровья семьи;
– проведение компании по борьбе с навязываемыми мнениями о нормальности разводов в обществе, по повышению престижа семьи и её ценности;
– разработка и реализация целевых программ по подготовке к семейной жизни;
– улучшение жилищных условий молодых семей;
– расширение выпуска литературы по проблемам семьи и брака;
– организация контроля за профилактической работой и её результатами.
В целях оказания реабилитационной помощи детям в семьях разведенных родителей целесообразно функционирование кризисного реабилитационного центра. В его структуре должны выделяться:
1) аппарат центра;
2) попечительский совет;
3) информационно-методический отдел (создание компьютерной базы о данных семьях, взаимодействие, обмен опытом с другими службами, разработка программы деятельности центра, реализация рекламной политики, организация исследовательской работы, разработка обучающих семинаров, выпуск методической литературы;
4) отделение диагностики (сбор информации о семье, выяснение её реабилитационного потенциала, диагностика ситуации в семье, разработка индивидуальной программы помощи, оценка эффективности проведенной работы, «телефон доверия»;
5) отделение психологической разгрузки и психокоррекции (терапия конфликтной ситуации в семье, снятие нервно-психического напряжения, повышение стрессоустойчивости, проведение психокоррекционных занятий, тренингов общения, обучение аутотренингу, содействие восстановлению разрушенных супружеских отношений, контроль за жизнедеятельностью семьи, предупреждение осложнений);
|
|
6) отделение социально-педагогической помощи (оптимизация средовой адаптации клиентов, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, оказание социально-педагогической помощи родителям; организация совместного досуга детей и родителей; содействие встречам с ребенком отдельно проживающего родителя);
7) отделение медико-социальной реабилитации (выявление групп медико-социального риск, медико-социальный патронаж семей, оценка санитарно-бытовых условий жизни семей);
8) отделение временного пребывания (временная изоляция детей и родителей из конфликтной среды, создание условий, максимально приближенных к домашним, организация совместного досуга родителей и детей);
9) отделение социально-правовой помощи (консультирование по юридическим вопросам, представление интересов клиентов в суде, охрана прав родителей и детей, решение юридических вопросов);
10) выездные бригады специалистов (проведение обучающих семинаров, организацию мероприятий, направленных на профилактику разводов, популяризация работы центра, подготовка населения к семейной жизни, консультационная помощь родителям.