Тема 2. Политическая власть

1. Что такое власть?

Власть – один из главных факторов в жизни человека. Когда мы говорим о власти вообще, то имеем в виду самые разные ее проявления. Это и власть родителей над ребенком, педагога над учеником, менеджера над сотрудником; и власть идей, общественного мнения, религии; и производственные отношения, определяющие экономическую власть.

Показательно, что все мыслители прошлого, рассуждая о власти, не дают ей четкого определения. Только на современном этапе развития политической науки появились разнообразные трактовки понятия власти. Для одних теоретиков власть есть влияние особого рода, для других – способность к достижению конкретных целей (в том числе в распределении материальных и иных ресурсов), для третьих – возможность использования неких средств, для четвертых – специфическое отношение (приказание / подчинение или еще какое-то иное) между управляющим и управляемым. Отличия в трактовке понятия власти связаны как с многозначностью самой власти, так и с разными способами употребления данного слова.

Власть – понятие, предполагающее способность какими-либо приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Среди различных трактовок феномена власти основной является директивная, в соответствии с которой власть понимается как принуждение к исполнению воли приказывающего.

Современная политология в целом исходит из веберовской концепции власти, определяя власть как отношение. Для проявления власти нужно два человека или две группы людей – субъект (А) и объект (Б). Формула власти немецкого социолога и теоретика политики Макса Вебера (1864–1920) и американского политолога Роберта Даля (род.1915) выглядит следующим образом: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что Б не сделал бы самостоятельно.

Основными компонентами власти являются ее агенты (субъект и объект), а также средства (ресурсы).

2. Каково соотношение власти и политики?

О соотношении власти и политики рассуждали многие мыслители прошлого и почти все они признавали, что власть находится в центре политики и является ключом к ее пониманию.

В первую очередь под властью подразумевают высшую государственную власть. В русском языке власть зачастую оказывается синонимом начальства, а во множественном числе (власти) обозначает высшие органы государства.

Власть объединяет все наши действия, которые помогают нам достичь взаимосогласованных целей. Власть – это посредник, обеспечивающий в современном мире согласованность действий людей.

Политика зачастую определяется через понятие власти. «Политика – совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее» (Н. Макиавелли). Политика «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает» (М. Вебер). «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).

3. Чем власть политическая отличается от неполитической? Каково соотношение политической и государственной власти?

Не всякая социальная власть является политической. Не является политической власть при родовом строе, корпоративная власть общественной организации над добровольно вступившими в нее членами. Политическая власть возникает в социально дифференцированном обществе, имеющем определенные географические границы. Сущность собственно политической власти – в ее функции главного средства (посредника), позволяющего осмысленно соединить усилия многих людей для реализации согласованных целей. Данная власть возникает в силу необходимости преодоления беспорядка, упорядочивания общественных процессов путем налаживания взаимодействия людей.

Долгое время политическая власть рассматривалась как синоним государственной власти, так как длительный период времени политическая власть выражалась только в деятельности государства и его органов. В современных условиях политическая власть уже не концентрируется исключительно в руках государства, а рассредоточена между государством, политическими партиями, движениями, иными субъектами политики. Государственная власть – ядро политической власти, так как государство является основным политическим институтом общества.

4. Каковы ресурсы власти?

Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы (источники) власти – это средства, которые могут быть использованы для воздействия на объекты власти.

На протяжении всей истории человечества власть одних людей над другими обеспечивалась самыми разными средствами. В древности физическое превосходство рождало власть: кто сильнее, тот и правит. Постепенно, по мере развития власть стала наследоваться. Монарх – символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В более поздние времена в символ власти превратился капитал – кто обладает им, у того и власть. Итак, традиционные источники власти – насилие, наследство, богатство.

Во второй половине XX века все чаще начали писать о знании как источнике власти. В конце XX века знание стало главным источником, ибо именно оно лежит в основе по-современному понимаемых силы и богатства.

Ресурсы власти можно классифицировать следующим образом:

1. экономические ресурсы – материальные ценности (земля, сырьевые материалы, капитал, деньги);

2. социальные ресурсы – совокупность социальных статусов (должность, престиж, образование);

3. культурно-информационные ресурсы – знания, информация, институты науки и образования;

4. принудительные (силовые) ресурсы – оружие, армия, полиция.

5. Что такое легитимность политической власти? Как она соотносится с легальностью?

В политологии очень распространено понятие легитимности по отношению к политической власти. Когда говорят, что власть легитимна, то тем самым управляемые признают ее право на руководство, в том числе монополию на принуждение. Подтверждение легитимности власти на практике означает, что люди добровольно, без принуждения начинают подчиняться властным приказам.

Легитимность не следует смешивать с легальностью. Легальность власти – это ее юридически нормативная узаконенность (легальная – разрешенная законом), а легитимность – фактическая узаконенность, означающая признание массами правомерности существования данной власти и подчинение предписываемым ею нормам без применения насилия. Иными словами, легитимность – это оправданность власти в глазах населения (внутренняя легитимность) и мирового сообщества (внешняя легитимность).

Фундаментальная разработка проблем легитимности принадлежит М. Веберу. Определив легитимность как признание власти подчиненными, их добровольное согласие ей покоряться, он выделил такие основания легитимности, как традиция, харизма и закон. Традиционная легитимность основана на верности традиции. Она опирается на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться этих обычаев. Харизматическая легитимность характеризуется верой в исключительные способности, необычайные качества лидера – носителя власти. Рациональная (рационально-легальная) легитимность проистекает из соответствия политической власти рациональному принципу, то есть юридическим нормам (законам), с помощью которых установлен данный правовой порядок. В реальной политической жизни, как правило, легитимность имеет смешанный характер.

В современной политической науке нет однозначной трактовки легитимности. Согласно либерально-демократическим концепциям, легитимной признается такая власть, которая сформировалась в результате демократических законных процедур. Власть, установленная в результате насилия, легитимной не признается. Согласно прагматической позиции (концепции политического реализма), главное – не в механизме происхождения власти, а в ее способности овладеть ситуацией в обществе, обеспечить стабильное функционирование и развитие государства.

Выделяются также три уровня легитимности власти: 1. идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 2. структурный – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; 3. персональный – признание власти основано на одобрении данного властвующего лица в силу его личного авторитета.

Легитимация (процедура общественного признания власти) при определенных условиях может смениться противоположным ее процессом – делегитимацией, то есть утратой доверия, лишением власти общественного признания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: