Тема 3. Государство

1. Что такое государство?

Понятие «государство» употребляется, во-первых, как синоним слова «страна»; во-вторых, оно обозначает организацию политической власти, то есть аппарат управления обществом; и в-третьих, государство может трактоваться как особая форма организации общества, то есть ассоциация (объединение множества людей), интегрируемая публично-властными институтами и отношениями.

Традиционно выделяют следующие элементы государства: территория, население, власть. Территория является пространственной основой государства. Население – это человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Власть же имеет публичный характер, то есть она отделена от населения и осуществляется особым слоем людей, выполняющих функции управления и принуждения.

Признаки, отличающие государство от институтов первобытного общества:

1. наличие публичной власти;

2. разделение населения не по родовому, а по территориальному признаку;

3. наличие налогов и сборов.

Признаки, отличающие государство от других политических организаций:

1. всеобщность (охватывает все население на данной территории);

2. выступает официальным представителем всего общества и действует от его имени;

3. суверенитет, то есть верховенство и независимость от какой-либо иной власти внутри страны или в отношениях с другими государствами;

4. монополия на легальное применение силы;

5. исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всех граждан данного государства, а также лиц, находящихся на его территории.

Не претендуя на полное отображение государства во всей многомерности, все же можно определить его следующим образом: государство – совокупность взаимосвязанных между собой организаций и учреждений, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями.

Основные государственные органы – правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и другие.

2. Каковы функции государства?

Действия государства разворачиваются по внутреннему и внешнему направлениям, поэтому принято выделять внутренние и внешние функции государства.

К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная.

Охрана правопорядка включает подавление выступлений противников существующего строя, недопущение покушений на общественный порядок, обеспечение общественной безопасности, прав и свобод граждан.

Хозяйственная функция заключается в необходимом регулировании экономики, хозяйственной деятельности общества через обеспечение соответствующей правовой базы. Государство устанавливает юридические «правила игры», регулирующие рыночные отношения (антимонопольные законы, законодательное регулирование взаимоотношений работников с работодателями, правовые гарантии прав частной собственности и т.д.). Государственные закупки, субсидии, налогообложение – методы экономической деятельности государства.

К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины (в том числе государственных СМИ), надзор за образованием, поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.

Социальная функция охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи, престарелых и т.д.

К внешним функциям государства относятся: отношения с другими государствами и международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.

Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях направлены на защиту государственных интересов на международной арене, участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а также учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики (протекционизм, таможенное регулирование, привлечение иностранных инвесторов).

К военной функции относятся обеспечение обороны страны, военная экспансия, антитеррористические операции, поддержание мира в «горячих точках».

3. Что такое форма правления?

Форма правления – это юридическая модель формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Глава государства может быть представлен монархом, президентом, главой правительства. Высшим органом законодательной власти является парламент. Высший орган исполнительной власти – правительство.

Выделяют две основные формы правления – монархию и республику. Власть монарха наследственна и пожизненна, а в республике глава государства – выборный, причем на определенный срок.

В абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют (Саудовская Аравия, Бруней). Разновидностями конституционной монархии выступают дуалистическая и парламентарная. В дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление возглавляет монарх, перед которым ответственно правительство (Марокко, Иордания). В парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, правительство отвечает только перед парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания, Швеция, Япония).

В президентской республике правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним (США, Аргентина, Бразилия), в парламентарной республике оно формируется парламентским большинством и отвечает перед парламентом (Италия, ФРГ, Ирландия, Индия). В парламентарной республике взаимоотношения главы государства, парламента и правительства похожи на подобные отношения в парламентарной монархии, что послужило основанием выделения «парламентской формы» правления, под которой понимают как парламентарную монархию, так и парламентарную республику.

В современных условиях указанных выше «чистых», традиционных форм остается все меньше. На их базе и наряду с ними путем совмещения, переплетения элементов различных форм, появления новых признаков создаются неизвестные ранее смешанные и гибридные формы правления: монархическая республика, республиканская монархия, смешанная (полупрезидентская, полупарламентарная) республика.

Для формирующейся новой российской государственности актуален вопрос о форме правления в его различных вариантах. Однако здесь нет определенности. Одни называют современную Россию президентской республикой, другие – парламентской, разброс мнений в этом вопросе достаточно большой. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, выглядит точка зрения на форму правления в Российской Федерации как смешанную республику, для которой характерна двойная ответственность правительства (перед Президентом и Государственной Думой). Смешанная республика соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Подобная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии.

4. Что такое форма государственного устройства?

Форма государственного устройства – это юридически закрепленная территориальная организация государства, порядок взаимоотношений между государством в целом и его территориальными составными частями, между их органами власти.

Существуют две основные формы территориальной организации государства – унитарная и федеративная. Весьма спорным является выделение конфедерации в качестве формы государственного устройства. Конфедерация прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеет, поскольку это объединение не составных частей государства, а суверенных государств.

Унитарное государство – единое, слитное государство. Хотя унитарная форма рассматривается в принципе как централизованная, существуют разные ее виды. Унитарное государство может состоять только из административно-территориальных единиц (Польша, Болгария), включать в себя автономии (Великобритания, Дания, Португалия) или состоять только из автономий. В последнем случае говорят о регионалистском государстве (Италия, Испания).

Федерация – сложное союзное государство, состоящее из частей-государств или государственных образований, рассматриваемых в качестве субъектов федеративного государства. Число федераций в мире в конце 1990-х годов составляло 24, в них проживало более трети человечества.

Неодинаковы организация федераций и структура государственных органов в них и их субъектах. В США насчитывается 50 штатов, в Мексике – 31, а в Танзании только два.

Специфика становления и развития федерализма в России обусловила особый характер Российской Федерации. Это самая большая по числу субъектов федерация в мире. Причем субъекты Российской Федерации являются разнопорядковыми: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Россия включает в себя как субъекты, имеющие национальную основу, так и субъекты, имеющие территориальную основу.

5. Что такое государственный режим?

Рассмотренные выше формы правления и государственного устройства характеризуют преимущественно структурную (организационную) сторону формы государства. Но, как и любая система, форма государства имеет свою функциональную сторону, для характеристики которой было введено понятие «государственный режим». Понятие государственного режима не следует смешивать с понятием политического режима. Содержание термина «политический режим» гораздо шире его характеристики в качестве элемента формы государства. Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти (включая государственную) в обществе.

Под государственным режимом понимается реальный механизм взаимодействия главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Государственный режим тесно связан с формой правления. В рамках одной формы правления возможно функционирование разных государственных режимов.

Абсолютной монархии соответствует государственный режим абсолютизма, когда реально вся власть исходит от монарха. Дуалистической монархии может соответствовать как государственный режим абсолютизма, так и государственный режим ограниченного дуализма, который характеризуется наличием конституции и парламента при решающей роли монарха.

При парламентарной монархии, равно как и при парламентарной республике, как правило, устанавливается либо режим системы кабинета (министериализм), либо режим парламентаризма. При режиме системы кабинета однопартийное правительство возглавляется лидером партии, обладающей в парламенте (его нижней палате) абсолютным большинством, что ведет лишь к номинальной ответственности правительства перед парламентом. Режим парламентаризма действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства, не может сформировать однопартийное правительство. Таким образом, политическая ответственность правительства перед парламентом становится реальной.

В президентской республике государственный режим дуалистический (если действует система сдержек и противовесов) или суперпрезидентский (в случае сосредоточения президентом большой власти, нередко выходящей за рамки конституционных полномочий).

В смешанной республике черты дуализма могут сочетаться с чертами министериализма или парламентаризма. Следует отметить, что это лишь самая общая схема типологии государственных режимов. В реальной практике встречаются разнообразные вариации. Например, в такой смешанной республике, как Россия, реальная власть, сосредоточенная в руках Президента с момента принятия Конституции 1993 года, показывает наличие элементов суперпрезидентского государственного режима.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: