Тема 10. Политическая система и политический процесс

1. В чем состоит системный подход при изучении общества?

В науке и технике словом «система» издавна называют сложноорганизованную целостность – солнечная система (совокупность небесных тел), философская система (совокупность идей), метрическая система (совокупность единиц физических величин) и т.д. В этом же широком смысле употребляется оно в современной политологии.

В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Части системы обязательно связаны между собой отношениями такого типа, что если характер одного из них изменяется, то изменяются и другие отношения, а в результате преобразуется весь «ансамбль», то есть вся совокупность элементов.

Любое человеческое сообщество, взятое в целом, можно рассматривать как сложную систему и даже как совокупность разных систем. Французский политолог Ж.-В. Лапьер выделяет пять таких основных систем: биосоциальную, экологическую, экономическую, культурную, политическую. Таким образом, в соответствии с системным подходом почти каждая система может рассматриваться как подсистема, то есть элемент другой системы более высокого порядка.

Для того, чтобы представить себе смысл системного подхода в упрощенном виде, следует выделить в окружающем нас мире некую целостность, то есть систему. Это можно сделать, противопоставив ей иное, противоположное – среду. Именно во взаимодействии со средой проявляется поведение системы.

Итак, применение системного подхода опирается на три важнейших фактора: 1) каждый объект научного наблюдения выступает как некая целостность – система, которая обладает определенным структурным строением, причем эта целостность не сводится к простой сумме составляющих ее элементов; 2) в системе имеют место постоянно присущие ей и регулярно повторяющиеся процессы; 3) система взаимодействует с внешней средой.

2. Кем разработан системный подход к изучению политики?

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил американский социолог Т. Парсонс. Он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной (термин, обозначающий государство).У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обспечивают жизнедеятельность общества в целом. Он считал, что главная проблема, которую решает политическая система, заключается в формулировании целей, необходимых для функционирования социума.

Разработку системного подхода к политике продолжил ведущий американский политолог Д. Истон. Теория политической системы Истона направлена на придание политологии характера «точной» науки. Истон считал: системный анализ политической жизни основан на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это означает, что для выживания системе нужна способность реагировать. Постоянно поддерживая связи с внешней средой (природа, экономика, культура, социальная структура), политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие извне импульсы. Истон выделил «входы» – все внешние по отношению к системе явления, влияющие на нее, и «выходы» как результаты деятельности системы, в свою очередь воздействующие на окружение.

Специальному анализу подверг политическую систему выдающийся американский политолог Г. Алмонд. С точки зрения Алмонда, политическая система – это разные формы политического поведения государственных и негосударственнх структур. Он видит главное интегрирующее начало общества не в институционализированных властных взаимодействиях, а в политической культуре, то есть во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы и ее разных составляющих, в их мнениях о своей роли в ней.

Алмонд классифицировал функции политической системы: Функции «входа»: 1) политическая социализация, то есть приобщение членов общества к политической деятельности; 2) политическое рекрутирование – форма отбора людей для заполнения различных структур системы; 3) артикуляция (выражение) интересов, то есть выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения; 4) агрегирование интересов – согласование и обощение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы; 5) политическая коммуникация; 6) различные виды взаимодействий, в том числе информационные. К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит: 1) нормотворчество, то есть разработку правил и законов, регулирующих поведение; 2) применение правил и процедур введения их в действие; 3) контроль за соблюдением правил; 4) истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

3. Какова структура политической системы?

Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих частей, но в ее составе обычно рассматривают несколько относительно самостоятельных подсистем: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый их которых, в свою очередь, является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство, партии, общественные организации, а также отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особую роль в ней играют церковь и средства массовой информации («четвертая власть»), которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения.

Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм, принципов, традиций. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права., которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей.

Функциональная подсистема характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти. Эта подсистема – основа политического режима.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (то есть между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий.

Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных идей, взглядов, чувств участников социальной жизни Она тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения.

Основные функциональные блоки политической системы и их элементы не существуют в отрыве друг от друга – в реальности они всегда находятся в постоянном взаимодействии.

4. Что такое политический процесс?

В простом, схематичном виде политический процесс – это последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем (либо изменение в них отдельных элементов), которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества.

Политический процесс связан с функционально-динамическими аспектами политической системы, прежде всего с ее взаимодействием с социальной средой. Процесс делится на четыре фазы: 1) вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; 2) конверсия – преобразование требований в решения; 3) выход – реакция политической системы в виде решений и действий; 4) обратная связь – возврат к исходной точке равновесия. Это модель «круговорота» политического процесса, то есть его циклического функционирования.

Понятие политического процесса используется обычно в двух аспектах, условно обозначаемых как его макро- и микроизмерения. В макроаспекте его определяют как ход развития, вообще воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов, то есть как универсальную динамическую характеристику. В микроаспекте под политическим процессом понимается некая равнодействующая акций различных социальных и политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов.

Главная составляющая политического процесса, особенно при демократическом режиме, – сама активность людей, их политические действия, связанные с контролем над властью или давлением на нее. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складываются общий ход и результаты макропроцесса, который вбирает в себя ряд микропроцессов (субпроцессов). Например, электоральный процесс состоит не только из процедуры голосования, когда граждане выбирают своих представителей, но и из кампаний отдельных партий, действий избирательных комиссий и пр. Значит, при анализе политического процесса нужно учитывать и целостные макрорезультаты, и формирующие их микропроцессы.

5. Каковы основные компоненты политического процесса?

В политический процесс обязательно входят функционирование государственных институтов (правительство, парламент, армия, полиция, спецслужбы), деятельность партий и групп давления (интересов), а также индивидуальная активность граждан. Общее содержание политического процесса образует сочетание государственного управления и политического участия граждан, то есть субпроцессов, идущих сверху и снизу.

Разрабатывая модель, описывающую функции институтов в политическом процессе, Г, Алмонд и Дж. Пауэлл выделили пять основных фаз и соответствующих им носителей в виде институтов. Конструкция этих ученых показывает, какая именно специфическая роль принадлежит разным институтам в целостно функционирующей системе.

На первой фазе артикуляции индивидуальных и групповых интересов носителем этой функции выступают особые коллективы – группы интересов. Таковыми, например, могут быть ассоциации бизнесменов либо профсоюзы, выражающие интересы работодателей и наемных работников.

Следующая стадия и соответствующая ей функция агрегирования (обобщения) интересов связана уже в основном с деятельностью партий. Здесь происходит отбор и объединение в общую партийно-политическую позицию довольно разнородных интересов индивидов и их групп.

В фазе выработки политического курса интегрирующую роль выполняют представительные и законодательные институты, которые формируют коллективные решения.

Фаза реализации принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые предпринимают для этого надлежащие меры и изыскивают необходимые ресурсы.

Функции контроля и арбитража в рамках политического процесса принадлежат институтам судебного и конституционного надзора, устраняющим противоречия на базе общепризнанных норм.

Субпроцессы политики (государственное управление и гражданское давление, лидерство и партийное руководство, групповое и индивидуальное участие граждан) сливаются в единый поток политического процесса. Конечно, в политике действие действию рознь, равно как и влияние участвующих в ней субъектов. Хотя каждому человеку или группе принадлежит какая-либо функция в политическом процессе, масса людей относительно пассивна. Лишь активное меньшинство (элиты, лидеры) обладает значительной силой, а роль их заметна для общества. Поэтому они и получают больше всех и наград, и обвинений, а в истории запечатлеваются как герои или злодеи. Вместе с тем сводить роль политических акторов только лишь к лидерам было бы неверно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: