Вопрос 48. Слово как единица языковой системы

.

Лексикология изучает значения слов, соотношение лексических значений друг с другом и с теми явлениями действительности и понятиями, которые словами обозначаются, различия в происхожде­нии слов (исконные и заимствованные), в стилистической окраске, особенности использования слов в речи.

Развитие словарного состава языка, формирование тех или иных групп слов, историю отдельных слов и их классов изучает исто­рическая (диахроническая) лексикология.

Исследование словесного значения, классификация лексики по тем или иным признакам, изучение смысловых и стилистических отношений между словами и группами слов - задача лекси­кологии синхронической, или лексикологии со­временного русского языка.

Как уже отмечалось, современная лесикология опирается на учение о системности лексики. М.М.Покровский отмечал, что слова и их значения живут в языке не изолированно, а объединяются в группы на основе общих элементов в значениях, в зависимости от актуальности их признаков (от их значений в тексте).

Например: коза-корова-свинья-волк-лиса и др. – объединяются в родовидовую группу «звери». В метафорическом значении «характеристика человека» объединяются слова козочка-стрекоза-кузнечик-солнышко-лапочка и др.

Причина объединения слов в систему заключается в том, что микросистемы пересекаются друг с другом благодаря сложной и разнообразной семантической структуре слова: поэтому оно является одновременно членом синонимического ряда (хороший – прекрасный – великолепный -….), антонимической группы (хороший – плохой….). Здесь проявляются системные парадигматические отношения в лексике. Они хранятся в нашей памяти и автоматически извлекаются в готовом виде, когда нам это необходимо.

Но системные связи обнаруживаются и на уровне синтагматических отношений – при сочетании слов друг с другом. Они уже зависят от контекста и являются непредсказуемыми. Например: тряпка – железо (о характере).

Вопрос 49. ФУНКЦИИ СЛОВА

Слово объединяет объекты в известные системы, т.е. кодирует наш опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: