ЛЕКСИКОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО
Вопрос 47. ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Лексика (от греч. lexis– «слово») - совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности. Так, говорят о лексике русского языка, лексике диалектов, лексике литературной, просторечной, жаргонной и т. п. Совокупность слов языка иначе называют словарным составом.
Наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов, смысловые отношения между словами, называется лексикологией.
Теоретическая основа современной лексикологии
В конце 19-начале 20 вв. крупнейшие лингвисты Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.М.Покровский заговорили о социальности и системности языка. Эти две идеи сегодня составляют основу лексикологии как науки и позволяют выделить два аспекта в изучении лексики: внешний – социолингвистический и внутренний – системно-семантический.
Социолингвистический подход позволяет изучать лексику с учетом внешних факторов её формирования: происхождения, употребления и т.д. Этими проблемами занимается социолингвистика. Задачами системно-семантического подхода являются: 1)изучение семантической структуры слова; 2)изучение лексики как системы, а слова – как элементы этой системы. Этими проблемами занимается семасиология.
Одним из разделов семасиологии является семантика.
Основные вопросы семантики:
1.Изучение связи и отношений между «вещью» (предметом, понятием, признаком и т.д.) «идеей (мышлением)» «именем (словом, текстом)».
То есть, на первом этапе семантикой решается вопрос о появлении имени – слова, которое формируется в нашем мышлении на основании анализа признаков обозначаемого объекта. Вычленив признаки, проанализировав их и обнаружив общие свойства с однотипными явлениями, мы можем дать предмету имя, а значит, отнести его к какому -либо классу слов. Например: все ручки, несмотря на их разнообразие, мы называем ручками и включаем в класс канцелярских предметов.
2.Изучение отношений между именами (единицами системы) в системе языка. Мы включаем новое имя в различные парадигматические группы: относим к синонимам, антонимам и т.д. Если у слова в прямом значении может не быть синонимов или антонимов, то в переносном значении они могут появиться. Например: у слова береза в прямом значении нет синонимов и антонимов, а в переносном, в значении «о стройной девушке» они появляются: кипарис – ива (синонимы), гусыня-пышка (антонимы).
3.Изучение отношения говорящего к знакам.
Изучается статус слова в тексте, обоснование выбора его автором: почему автор выбрал именно это слово и использовал его в данном значении.
4.Воздействие знаков на человека.
Выбранный знак (слово, словосочетание, текст), в той или иной мере, воздействует на эмоциональную сферу человека, на его волю; формирует его отношение к говорящему, к предмету речи.