Это возможно благодаря функциям слова

1) Номинативная функция.

Благодаря ей а)удваивается мир человека: у него появляется не только мир непосредственно воспринимаемых предметов, но и мир образов; б)слово помогает человеку управлять своей памятью, порождает волевые действия; в)слово помогает передавать накопленный опыт.

Всё это возможно благодаря тому, звуковой комплекс слова – это знак, который выполняет функцию обобщения.

2) Функция обобщения.

Эта функция помогает относить предметы к определенной категории, т.е. слово обозначает не один предмет, а целый класс однородных предметов,. Благодаря этому люди понимают друг друга. Слово «компьютер» - мой – и все другие.

3) Функция анализирования.

Слово вводит понятие в систему связей и отношений: стол, паркет, дерево – предметы; столовый, паркетный, деревянный – признак; чашка, блюдце, чайник, тарелка – посуда.

В старых и заимствованных словах эта способность слова не всегда ощущается. Срв.: вежды, ланиты (устаревшие слова), консенсус (заимствованное слово), с одной стороны; ветерок, повар – с другой.

До двух-четырех лет у ребенка формируется предметная отнесенность слова, а дальше формируется обобщающая и анализирующая функции.

При этом опыт показывает, что у детей до школьного и младшего школьного возраста умение различать формируется раньше, чем операция обобщения. Если спросить, что общего между двумя-тремя предметами, ребенок обычно указывает на их различие. Это происходит потому, что за операцией различения объектов стоит наглядно-действенное мышление, а за указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию: собака, кошка – животные.

У младших школьников операция обобщения уже возникает (в некоторых случаях она встречается и у детей старшего дошкольного возраста), но за ней часто еще кроется наглядное сравнение. Умение обобщать – высшая форма восприятия, её необходимо формировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: