Методическое примечание. Очень важно особое внимание обратить на выработку у школьников умения активно использовать синонимические средства в речи

Очень важно особое внимание обратить на выработку у школьников умения активно использовать синонимические средства в речи. Для этого целесообразно давать им устные и письменные упражнения на замену в предложениях одних слов другими, синонимичными им.

Вопрос 60. РОДОВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ

Слова могут различаться по характеру выражаемых ими лексических значений. Одни слова обозначают виды предметов, действий, свойств, а другие служат обобщающими наименованиями этих видов, называют совокупности однородных в том или ином отношении пред­метов, действий или свойств. Например, слова стол, стул, шкаф, диван - это названия различных видов мебели; слово мебель и является обобщающим наименованием для перечисленных предметов. Та­кое обобщающее слово называется гиперонимом (от греч. hyper – «над», «сверх» и опymа – «имя»). Слова же, которые объединяются обобщающим наименованием, являются по отношению к нему гипонимами (от греч. hуро «под», «внизу» и опymа - имя), а между собой – согипонимами.

В ряду приблизиться, подойти, подбежать, подползти глагол при­близиться обладает наиболее общим значением – «перемещаясь, стать ближе к чему-либо»; он является гиперонимом по отношению ко всем другим словам ряда, которые конкретизируют это общее значение: они указывают на способ приближения - шагом (подойти), бегом (под­бежать), ползком (подползти).

Отношения между словами, одни из которых обозначают некото­рый класс объектов, действий, свойств, а другие - разновидности объектов, действий, свойств внутри этого класса, называются родо­видовыми. Знание родовидовых отношений между словами и сочетаниями слов необходимо для построения логически правильных высказываний на данном языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: