Роспуск Парламента Республики Казахстан

Пункт 3 статьи 49 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Досрочное прекращение полномочий Парламента осуществляется Президентом Республики путем его роспуска и является одним из механизмов системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти. Случаи и порядок досрочного прекращения Парламента установлены в статье 63 Конституции. В данной статье предусмотрен роспуск не только Парламента, но и Мажилиса Парламента. Таким образом, согласно статьи 63 Конституции предусматривается досрочное прекращение полномочий не только Парламента, но и Мажилиса Парламента. И поэтому здесь следует отметить немаловажный момент: в странах, где глава государства обладает правом роспуска законодательного органа, глава государства, как правило, распускает только нижнюю палату парламента. Иное дело Республика Казахстан, где Президент Республики может распустить как Мажилис Парламента, так и Парламент страны целиком.

Ранее, до внесения изменений и дополнений 21 мая 2007 года в Конституцию Республики Казахстан, Парламент мог быть распушен Президентом Республики Казахстан в случаях: выражения Парламентом вотума недоверии Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министр, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти. Теперь указанные основания роспуска Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» исключены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Конституции Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента. В каких случаях может быть распущен именно Парламент, а в каких – Мажилис Парламента? Для этого проанализируем те или иные нормы Конституции Республики.

Именно Парламент Республики может быть распущен по следующим правовым основаниям:

1. В соответствии с подпунктом 2 статьи 53 Конституции Республики Парламент на совместном заседании Палат утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству. Какие правовые последствия в этом случае могут наступить? Тогда согласно пункта 3 статьи 70 Конституции Правительство заявляет Президенту Республики об отставке, норма которой предусматривает выражение вотума недоверия со стороны Мажилиса Парламента или Парламента. В этом случае, если Президент Республики отклонил отставку Правительства и поручил ему дальнейшее осуществление его обязанностей, он после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент, так как вотум недоверия был выражен на совместном заседании Палат Парламента.

2. В соответствии с пунктом 7 статьи 61 Конституции вотум недоверия Правительству может быть выражен на совместном заседании Палат Парламента в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона, и в результате голосования предложение о вотуме недоверия набрало большинство голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. В этом случае в порядке пункта 3 статьи 70 Конституции Правительство заявляет Президенту Республики об отставке. Если Президент Республики отклонил отставку Правительства и поручил ему дальнейшее осуществление его обязанностей, он после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент, так как вотум недоверия был выражен на совместном заседании Палат Парламента.

Именно Мажилис Парламента может быть распущен по следующим правовым основаниям:

1. Когда Мажилис в порядке пункта 2 статьи 56 Конституции большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса выразил вотум недоверия Правительству. В этом случае Правительство согласно пункта 3 статьи 70 Конституции заявляет Президенту Республики об отставке. Если Президент Республики отклонил отставку Правительства и поручил ему дальнейшее осуществление его обязанностей, он может после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром распустить Мажилис, так как вотум недоверия был выражен именно Мажилисом.

2. Когда в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Конституции Премьер-Министр Республики поставил вопрос о доверии Правительству перед вновь избранным Мажилисом Парламента, а Мажилис выразил вотум недоверия Правительству. В таком случае в порядке пункта 3 статьи 70 Конституции Правительство заявляет Президенту Республики об отставке. Если Президент Республики отклонил отставку Правительства и поручил ему дальнейшее осуществление его обязанностей, он может после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром распустить Мажилис, так как вотум недоверия был выражен именно Мажилисом.

В то же время, на наш взгляд, роспуск Парламента или Мажилиса Парламента не обязательно связывается именно с вопросом выражения вотума недоверия Правительству со стороны Парламента или Мажилиса Парламента. Несмотря на то, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» исключено такое основание роспуска Парламента, как политический кризис, вызванный в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента, нельзя полностью исключать возникновения таких разногласий между Палатами Парламента. Поэтому, на наш взгляд, сам Парламент может быть распущен в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента, связанные, например, с возражением Мажилиса на внесенные Сенатом изменения и дополнения в законопроект, когда согласительные процедуры не привели к разрешению разногласий. В этом случае Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент.

В свою очередь, Мажилис Парламента может быть распущен Президентом Республики также после его консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром, например, после неоднократных отказов Мажилиса дать согласие Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики.

Перечисленные основания роспуска Парламента или Мажилиса Парламента могут быть осуществлены с учетом случаев, указанных в пункте 2 статьи 63 Конституции, норма которой устанавливает, что Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

Схемы

Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции
Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва
Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией
Структура Парламента Республики Казахстан
Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом
Конституционный порядок формирования Палат Парламента Республики Казахстан
Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий Избрание девяносто восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента
Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию
утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству
двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года
решает вопросы войны и мира
принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности
заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике
образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий
осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией
Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения
устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы
устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана
учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики
решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи
решает вопросы амнистии
ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики
Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета
Проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат
проявляет инициативу о назначении республиканского референдума
К исключительному ведению Сената относится избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги
дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики
лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики
выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента
К исключительному ведению Мажилиса относится принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов
большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики
объявление очередных выборов Президента Республики
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента
Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству
Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты: назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции
избирает половину членов совместных комиссий Палат
прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности
проводит по вопросам своей компетенции парламентские слушания
вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства
формирует координационные и рабочие органы Палат
принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: