Президент Республики Казахстан обладает довольно обширными полномочиями, которые закреплены в статье 44 и в других положениях Конституции Республики, а также в иных нормативных правовых актах. Следует отметить, что тот объем полномочий Президента Республики, который закреплен в нормах Конституции, не является исчерпывающим, и его полномочия могут расширяться либо дополняться иными законами Республики. Об этом свидетельствует подпункт 21 статьи 44 Конституции Республики, который устанавливает, что Президент Республики Казахстан осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики. В данном случае под «законами» понимаются как конституционные, так и обычные законы. Одним из конституционных законов, определяющим полномочия Президента Республики, является Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями).
Как было отмечено выше, полномочия Президента Республики Казахстан касаются всех ветвей государственной власти, т.к. он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом (п.3 ст.40 Конституции). В этом качестве Президент Республики выступает как арбитр между ветвями государственной власти. Поэтому, исходя из того, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов, Президент Республики для обеспечения системы сдержек и противовесов может, например, в соответствии с Конституцией и законами распустить Парламент или Мажилис Парламента либо отправить в отставку Правительство. Роспуск Парламента или Мажилиса Парламента либо принятие Президентом Республики отставки Правительства в случае выражения ему Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия являются одним из механизмов использования (осуществления) системы сдержек и противовесов. Кроме того, полномочия Президента Республики охватывают внутреннюю и внешнюю политику государства.
Полномочия Президента Республики Казахстан можно подразделить на полномочия, установленные Конституцией, конституционными законами и законами. В последнем случае под «законами» следует понимать кодексы, законы, а также указы Президента Республики, имеющие силу закона.
В рамках данной темы рассмотрим полномочия Президента Республики Казахстан, которые установлены в Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан».
Глава II данного Конституционного закона устанавливает следующие полномочия Президента Республики Казахстан:
-внешнеполитические (ст.7);
-в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст.8);
-полномочия в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Национального Банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, акимов (ст.ст. 9 - 17);
-полномочия в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных (ст. 17-1);
-полномочия в отношении республиканского референдума (ст. 18);
-иные полномочия (ст. 19).
Внешнеполитические полномочия Президента Республики включают в себя:
-ведение переговоров и подписание международных договоров Республики Казахстан;
-выдача полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров Республики;
-подписание ратификационных грамот;
-принятие решения о приостановлении действия не подлежащих ратификации международных договоров, заключенных Республикой;
-внесение в Парламент представления о денонсации международных договоров, заключенных Республикой;
-назначение и отзыв глав дипломатических представительств Республики Казахстан;
-принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.
Полномочия в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства охватывают следующие полномочия Президента Республики:
-являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначение на должность и освобождение от должности высшего командного состава Вооруженных Сил;
-в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принятие мер, диктуемых названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применения Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
-в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности введение на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военного положения, объявление частичной или общей мобилизации и незамедлительное информирование об этом Парламента Республики;
-внесение на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента предложения об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
-формирование подчиненных ему Службы охраны Президента Республики и Республиканской Гвардии;
-утверждение Военной доктрины Республики Казахстан;
-принятие решения о призыве граждан Республики на срочную воинскую службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы;
-с согласия Сената Парламента назначение на должность Председателя Комитета национальной безопасности; освобождение его от должности.
Полномочия Президента Республики в отношении Парламента являются следующими:
-назначение очередных и внеочередных выборов в Парламент и его Палаты;
-с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 51 Конституции, назначение пятнадцати депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших;
-созыв первой сессии Парламента не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов;
-принятие присяги депутатов Парламента народу Казахстана;
-выдвижение кандидатуры на должность Председателя Сената Парламента;
-как правило, открытие сессии Парламента;
-в период между сессиями Парламента по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента возможность созыва внеочередной сессии Парламента, на которой могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва;
-подписание представленных Сенатом Парламента закона в течение одного месяца, обнародование закона либо возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования; в течение одного месяца подписывает закон, если Парламент подтвердит ранее принятое решение с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции;
-право передачи на рассмотрение Парламента проекта о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
-в порядке законодательной инициативы своим специальным посланием внесение на рассмотрение Мажилиса Парламента проектов законодательных актов;
-право определения приоритетности рассмотрения проектов законов, а также объявление рассмотрения проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования право издания указа, имеющего силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке;
-право присутствия на любых совместных заседаниях Палат Парламента или на раздельных заседаниях его Палат и быть выслушанным;
-рассмотрение обращения Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов, принятое Сенатом или Мажилисом, а также освобождение от должности члена Правительства, если соответствующая Палата Парламента большинством голосов от общего числа депутатов Палаты повторно поставит вопрос об этом по истечении шести месяцев со дня первого обращения перед Президентом Республики об освобождении от должности этого члена Правительства в порядке, предусмотренном Конституцией;
-в порядке, предусмотренном Конституцией, возможность роспуска Парламента или Мажилиса Парламента.
Как было рассмотрено выше, хотя Президент Республики Казахстан по своему правовому статусу находится вне ветвей государственной власти, и, соответственно, не возглавляет систему государственных органов ни одной из ветвей власти, он, тем не менее, может в тех или иных случаях выполнять функции, которые относятся к органам конкретных ветвей власти. Например, хотя в Конституции Республики указано, что Парламент Республики Казахстан осуществляет законодательные функции, и на этом основании Парламент относится к законодательной ветви власти, Президент Республики в предусмотренных Конституцией случаях может издавать законы, а также указы, имеющие силу законов Республики. Если Парламент на совместном заседании Палат с соблюдением требований подпункта 3 статьи 53 Конституции делегировал Президенту законодательные полномочия, скажем, на шесть месяцев, то за указанный срок Президент Республики действительно будет выполнять законодательные функции, так же, как если он издаст указ, имеющий силу закона в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции. В этой связи С.К. Амандыкова отмечает, что Президента можно отнести к законодательствующим органам[131]. Но данное обстоятельство, как было рассмотрено выше, не следует рассматривать как причисление Президента Республики Казахстан к законодательной ветви государственной власти. Например, конституционная формулировка «Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом» предполагает равноудаленность правового статуса Президента Республики от всех ветвей государственной власти.
Что же касается полномочий Президента Республики в отношении Правительства, которое возглавляет всю систему исполнительных органов (п.1 ст.64 Конституции), то эти полномочия Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» устанавливаются следующими:
- с согласия Мажилиса Парламента назначение на должность Премьер-Министра Республики; освобождение его от должности;
- по представлению Премьер-Министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определение структуры Правительства, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов Республики, не входящие в состав Правительства, назначение на должности членов Правительства; назначение на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождение от должностей членов Правительства;
- принятие присяги членов Правительства;
- регулярное заслушивание доклада Премьер-Министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-Министр отчитывается о работе Правительства;
- по представлению Премьер-Министра утверждение единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
- председательствование на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
-поручение Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;
- отмена либо приостановление полностью или частично действия актов Правительства и Премьер-Министра Республики;
- принятие решения по отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;
- в десятидневный срок принятие или отклонение отставки, заявленной Правительством или любым его членом;
- при отклонении отставки Правительства или его члена поручение им дальнейшего осуществления их обязанностей;
- право по собственной инициативе принятия решения о прекращении полномочий Правительства, освобождения от должности Премьер-Министра и любого члена Правительства;
- своими актами право возложения на Правительство осуществления исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;
-дача законодательных поручений Правительству Республики.
Как видно, в отношении Правительства у Президента Республики полномочия также обширны. Это вытекает из конституционного положения пункта 1 статьи 65 Конституции Республики, который устанавливает, что Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Более того, Президент Республики не только по представлению Премьер-Министра назначает на должности членов Правительства Республики, но и без представления Премьер-Министра назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции, которые также являются членами Правительства (ст. 44 Конституции). Кроме того, члены Правительства, в отличие от депутатов Парламента, приносят присягу не только народу Казахстана, но и Президенту Казахстана (п.3 ст.65 Конституции).
В то же время следует отметить, что указанные полномочия Президента Республики в отношении Правительства также не дают нам оснований по причислению Президента к исполнительной ветви государственной власти. Поэтому следует согласиться с мнением Ж. Баишева, который пишет: «Попытки же обосновать приближенность Президента к исполнительной ветви власти количеством его полномочий по отношению к ней, на наш взгляд, бесперспективны, так как полномочия Президента в отношении Парламента не менее многочисленны, а главное – это содержательная сторона полномочий, а не их количество»[132].
Полномочия Президента Республики в отношении Конституционного Совета охватывают следующие полномочия:
-назначение на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета, в соответствии с конституционным законом право досрочного освобождения их от должности;
-в случаях, предусмотренных статьей 72 Конституции Республики, обращение в Конституционный Совет;
-внесение возражения на решение Конституционного Совета в целом или в его части.
По вопросу о том, что Президент Республики вносит возражения на решение Конституционного Совета в целом или в его части, следует отметить, что указанное полномочие Президента Республики, на наш взгляд, не означает внесение Президентом возражения на каждое решение Конституционного Совета. Об этом свидетельствует пункт 4 статьи 73 Конституции Республики, который устанавливает, что на решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного Совета считается непринятым.
Полномочия Президента Республики в отношении судов и судей являются следующими:
-основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представление Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должностей Председателя и судей Верховного Суда Республики;
- по рекомендации Высшего Судебного Совета назначение на должности и освобождение от должностей председателей и судей местных и других судов.
Полномочия Президента Республики в отношении органов прокуратуры касаются следующих полномочий:
-с согласия Сената Парламента сроком на пять лет назначение на должность Генерального Прокурора Республики; освобождение его от должности;
-по представлению Генерального Прокурора назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального Прокурора Республики;
-не реже одного раза в квартал заслушивание отчета Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.
Полномочия Президента Республики в отношении Центральной избирательной комиссии следующие:
-назначение Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
-утверждение Положения о Центральной избирательной комиссии;
-заслушивание информации Председателя Центральной избирательной комиссии о ходе подготовки назначенных республиканского референдума, выборов депутатов Парламента, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления и об итогах референдума и выборов.
Полномочия Президента Республики в отношении Национального Банка следующие:
-с согласия Сената Парламента назначение на должность Председателя Национального Банка Республики; освобождение его от должности;
-по представлению Председателя Национального Банка назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Национального Банка;
-не реже одного раза в квартал заслушивание отчета Председателя Национального Банка о работе Национального Банка Республики.
Полномочия Президента Республики в отношении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета следующие:
-назначение на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, право досрочного освобождения их от должности;
-утверждение Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета;
-не реже одного раза в квартал заслушивание информации Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Полномочия Президента Республики в отношении акимов следующие:
-назначение на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики с согласия маслихатов соответственно области, городов республиканского значения и столицы;
-отмена либо приостановление полностью или частично действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;
-по вопросам своей компетенции дача поручения акимам и заслушивание отчетов акимов об их выполнении;
-право по своему усмотрению освобождать акимов от должности, а также освобождать от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики в случае выражения им недоверия соответствующими маслихатами большинством голосов от общего числа их депутатов;
-определение порядка назначения или избрания акимов районов, городов (кроме столицы и городов республиканского значения), районов в городах, аульных (сельских) округов, аулов, сел (поселков).
По последнему пункту, например, 6 июня 2006 года Президент Республики Казахстан Указом за № 130 утвердил Правила проведения выборов акимов районов, городов областного значения Республики Казахстан[133].
В вопросах полномочий Президента Республики в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных, следует отметить: пункт 1 статьи 17-1 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» закрепляет, что полномочия руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. При этом они исполняют свои обязанности до назначения Главой государства руководителей этих органов. Это вытекает из конституционных положений, в частности, подпункта 5 статьи 44 Конституции, устанавливающая, что Президент Республики Казахстан образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей.
Далее пункт 2 статьи 17-1 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» определяет следующее: Президент Республики по представлениям руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики:
- утверждает положения об этих государственных органах, их структуру и общую штатную численность;
-назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, руководителей ведомств этих органов, если иное не установлено Президентом Республики;
-образует, упраздняет и реорганизует ведомства указанных государственных органов. Эти ведомства обладают статусом, предусмотренным для ведомств центральных исполнительных органов, если иное не установлено Президентом Республики.
Кроме того, пункт 3 данной статьи устанавливает: Президент Республики в порядке и сроки, им определяемые, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, о работе указанных органов.
Полномочия Президента Республики в отношении республиканского референдума пункт 1 статьи 18 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» закрепляет следующим образом: Президент Республики в соответствии с конституционным законом принимает решение о проведение республиканского референдума по собственной инициативе, по инициативе Парламента, Правительства или не менее чем двухсот тысяч обладающих избирательным правом граждан Республики, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения.
Пункт 2 данной статьи определяет, что Президент Республики по инициативе Парламента, Правительства или граждан Республики о проведении референдума принимает одно из следующих решений:
-о проведении референдума;
-о необходимости принятия изменений и дополнений в Конституцию, конституционного закона, закона Республики или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума без его проведения;
-об отклонении предложения о проведении референдума. Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством, не менее четырех пятых, голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.
Пункт 3 данной статьи устанавливает, что с согласия инициаторов референдума Президент Республики до его проведения вправе уточнить формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.
Иные полномочия Президента Республики Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» закрепляются следующими:
- обращение с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются;
-определение порядка разработки стратегических планов, республиканского бюджета и отчета о его исполнении, утверждение государственных программ и стратегических планов;
-установление квалификационных классов; награждение государственными наградами Республики и присвоение почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов; лишение названных наград, званий, чинов, рангов и классов;
-принятие решения о приеме в гражданство Республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве Республики;
- решение вопросов предоставления политического убежища;
- осуществление помилования граждан;
-назначение на должность и освобождение от должности Государственного секретаря Республики, определение его статуса и полномочий;
-определение порядка, сроков и условий функционирования национальной валюты;
-формирование Администрации Президента; образование, упразднение и реорганизация иных государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики;
-образование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета;
-досрочное прекращение полномочий маслихата;
-осуществление других полномочий в соответствии с Конституцией и законами Республики.
Как видно, перечень полномочий Президента Республики Казахстан, установленный в Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан», также не является исчерпывающим. Поэтому не только конституционные законы, но и обычные законы Республики закрепляют и такие полномочия Президента Республики, которые не указаны в Конституции Республики и Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан».